ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 41

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Вскоре начались дожди. Они шли по ночам. Дни от <…> стали настороженно-молчаливыми. Во дворах было пусто. Люди попрятались от непогоды, которую в городе почти никто не замечает. Валька слонялся один, и ему казалось, что в целом мире были эти медленно идущие дожди.

Он тосковал по Москве. Тосковал по жизни, в которой все время что-то происходит. Хотелось толкаться и спешить. Хотелось, чтобы кругом говорили о делах. Но больше всего тянуло Вальку к улицам. Хотелось даже того, чего он раньше не любил. Не любил он бывать на улице, когда все возвращаются с работы и народу так много, что просто темно идти. Ничего не видишь, кроме портфелей и продуктовых сумок. Если повезет и встретится собака, то целиком ее тоже никак не увидишь— или нос мелькнет, или хвост.

Лучше всего на улицах ранним утром. Волнующе пахнет политый асфальт. Просторно. Никто не тычет мокрым луком в лицо. Никто не торчит над тобой. Видно, какие красивые дома, видно все на витринах, а главное, машины видны. Какое это наслаждение стоять у края тротуара и ждать, пока все они пройдут.

(По Р. Достян)

Задание 1 22074

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.

Задание 2 22076

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ЦЕЛЫЙ. Неповрежденный, без изъянов. Все вещи целы.
2) ЖИЗНЬ. Период существования. Моя жизнь в деревне.
3) ТОЛКАТЬСЯ. Ударять, нажимать, стараясь открыть. Толкаться в дверь
4) ТЯНУТЬ. Медленно делать что-н., медлить с осуществлением чего-н. Тянуть время.
5) КРАЙ. Предельная линия, предельная часть чего-н. На краю обрыва.

 

Задание 3 22077

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст представляет собой художественное описание с элементами оценки. Большая часть текста — эмоциональное описание состояния героя. Первые пять предложений — описание состояния окружающей среды.
2) Первые два предложения текста связаны между собой последовательно. Средством связи выступает указательное местоимение.
3) Природа влияет на героя текста мальчика Вальку, вызывая у него чувство точки по Москве.
4) Чувства Вальки, его ощущения выражаются при помощи односоставных (Он тосковал по Москве) и двусоставных предложений (Хотелось толкаться и спешить. Но больше всего тянуло...), используются безличные глаголы, личные глаголы со значением состояния.
5) Эмоциональность текста усиливается намеренным повторением слов. Повторы, во-первых, связывают между собой предложения, во-вторых, повышают экспрессивность речи («тосковал» , «скучал», «хотелось»).

Задание 4 19074

Укажите варианты ответов, в которых неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) знАчимый
2) взялА
3) загнУтый
4) добралА
5) принудИть

Задание 5 19150

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Красивая женщина с ВЕЛИКОЙ осанкой царственным шагом вошла в комнату.
ВЕЧНОЙ красою сияет природа и удивляет нас своим величием.
Белая акация своими ЛАКИРОВАННЫМИ багровыми иглами, перламутровыми серёжками, кистями белых цветов напоминала танцующую девушку.
Истинные ценители Москвы никуда не уезжают на длинные выходные, потому что знают: праздники –– это ЕДИНСТВЕННОЕ время, когда можно искренне наслаждаться любимым городом.
МОРОЗНЫЕ узоры на окнах напоминали снежинки.

Задание 6 19241

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Каждому работающему человеку необходимо знать, как правильно составлять свою автобиографию и какую информацию необходимо указать в ней.

Задание 7 19307

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОПРОБУЕМ решить
это более ВАЖНО
свежие ТОРТА
ПЯТИСОТЫЙ заказ
нет ТУФЕЛЬ

Задание 8 19349

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) На картине И.И. Фирсова «Юном живописце» изображена домашняя мастерская художника.
2) Среди домов, построенными на этой улице, было несколько многоэтажных.
3) Не столько талантом, но и трудолюбием обеспечивается достижение успеха в работе.
4) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
5) Занимаясь плаванием, укрепляется здоровье, исправляется осанка.
6) Благодаря различным стилевым вкраплениям в художественной речи создаётся иронический или юмористический характер повествования.
7) Один из функциональных стилей, который имеет особую сферу применения – искусство, называется художественным.
8) Слушая выступление докладчика, я восхищался его даром красноречия.
9) Из письменностей, распространённых в мире, только некоторые, например китайская, японская, корейская и индийская, не связаны с финикийским письмом.

Задание 9 20020

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) беспр..цедентный, прод..монстрировать, м..ханизатор
2) проф..ссионал, од..чавший, об..дневший
3) доб..раться, обер..гающий, поб..режье
4) взаимопон..мание, выч..ты, заинт..ресовать
5) соед..ниться, м..неральный, раст..рание

Задание 10 20124

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) з..вязать, пр..бабушка, об..йти
2) пр..ломление, пр..высить, пр..открыть
3) бе..крайний, ни..падающий, и..черпать
4) под..тожить, об..скать, меж..нститутский
5) прои..шествие, бе..цельный, и..подтишка

Задание 11 22201

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) сирен..ватый, (реки) обезвод..ли (в жару)
2) вод..ной, ветр..ная (мельница)
3) немец..кий, француз..кий
4) развед..вать, совет..вать
5) переплёт..ик, смаз..ик

Задание 12 22206

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) загон..шь, (ветер) свищ..т
2) тревож..вшийся, (он) наточ..т (ножницы)
3) (они) топч..т (траву), блещ..щий (умом)
4) надломл..нный, насто..нный (напиток)
5) окраш..нный, улучш..нный

Задание 13 21413

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) В рассказе И.С. Тургенева «Несчастная» герой, человек отнюдь (НЕ) ОБРАЗОВАННЫЙ музыкально, говорит о впечатлении, которое произвела на него услышанная соната.
2) Высокий женский голос пел какую-то (НЕ) ЗНАКОМУЮ песню.
3) Бывшие студенты, в потёртых шинелях, с ещё (НЕ) ЗАЖИВШИМИ ранами, возвращались в свои семьи.
4) Романов выслушал (НЕ) СВЯЗНЫЙ рассказ очевидца о вчерашних событиях.
5) Василиса вернулась домой, (НЕ) УСПЕВ сделать самого главного: она ничего не узнала о судьбе Андрея.

Задание 14 20852

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.

1) Гости приехали (ВО)ВРЕМЯ и, сидя за столом в гостиной, болтали (БЕЗ)УМОЛКУ.
2) Небо (В)СПЛОШНУЮ заволокло тучами, сверкнула молния, и в ТО(ЖЕ) мгновенье послышался гром.
3) Вы ТО(ЖЕ) отдыхали на Кавказе и (ПО)ЭТОМУ так хорошо знаете эти места?
4) Задача (НА)ПОДОБИЕ треугольников оказалась трудной, ЗА(ТО) интересной.
5) Муравьи, почувствовав опасность, (С)РАЗУ засуетились и (НА)ПЕРЕГОНКИ устремились к своему дому.

Задание 15 20913

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Воплощением женстве(1)ости, преда(2)ости в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» является Елена, которая тщетно пытается сохранить прежний нравстве(3)ый уклад дома.

Задание 16 20975

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) И ранней весной и поздней осенью ходил отец на охоту.
2) Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими и церковными собраниями книг и рукописей.
3) Наличие в речи говорящего слов-паразитов а также речевых штампов и канцеляризмов свидетельствует о бедности его словарного запаса.
4) Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки радужными спицами.
5) Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём.

Задание 17 21105

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Речевое поведение человека – сложное явление (1) связанное с особенностями (2) воспитания, обучения и среды. Человек (3) общаясь (4) развивается как личность.

Задание 18 21203

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Процесс формирования древнерусского литературного языка (1) по мнению академика В.В. Виноградова (2) определялся взаимодействием и объединением нескольких составляющих: во-первых (3) старославянского языка и деловой речи, во-вторых (4) языка фольклора и диалектов.

Задание 19 21289

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Всемирно известная писательница должна была извиниться перед человеком (1) честь и достоинство (2) которого (3) суд признал оскорблёнными.

Задание 20 21409

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Мы видели (1) как образование одного понятия являлось ключом к образованию трёх остальных (2) и (3) как эти три последних у подростка обычно развивались не тем путём (4) каким развивалось первое.
(По Л.С. Выготскому)

Задание 21 22190

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Много мне пришлось бродить по лесным тропам Сихотэ-Алиня: то с целью изучения запасов диких животных и их образа жизни, то с задачей расселения новых ценных зверей. (2)Особенно памятны мне встречи с тигроловами  — людьми мужественной и романтической профессии, которая встречается только на Дальнем Востоке. (3)Довелось и мне принимать участие в ловле тигров  — великолепных царственных зверей.

(4)В литературу тигр вошел как лютый, кровожадный зверь-людоед.

(5)Согласиться с такой оценкой животного я не могу. (6)Наш дальневосточный, реликтовый, длинношерстный тигр  — редкое, драгоценное животное. (7)Он не агрессивен и даже полезен в борьбе с волчьей опасностью. (8)Являясь живым памятником былого великолепия древних кедрово-широколиственных лесов, он заслуживает охраны и дальнейшего изучения. (9)Леса Дальнего Востока потускнели бы, исчезни в них тигр!

(10)Никакое впечатление, полученное на охоте, не может сравниться с тем, что я испытывал, когда связывал лапы молодой тигрицы, пойманной на Сихотэ-Алине. Большими золотистыми глазами смотрела она на меня. (11)Не было злобы и трусости  — недоумение и гордое сознание своей силы светилось в них.

Задание 22 21574

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Мело, мело по всей земле
   Во все пределы.
   Свеча горела на столе,
   Свеча горела...         
   (Б. Пастернак)
Б) Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами.
   (Ю. Шевчук)
В) Жить, храня веселье горя, помня радость прошлых вёсен.
   (В. Брюсов)
Г) Кругом стояла бархатная, тёплая, звеневшая цикадами южная ночь.
Д) На воде лежала зеленоватая стёжка лунного света.

1) сравнение
2) вопросно-ответная форма изложения
3) перифраз
4) ассонанс
5) фразеологизм
6) ирония
7) метафора
8) оксюморон
9) эпитет

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Курочкина В.А.

– (1)Танки пошли, лейтенант! – крикнул Щербак. (2)Саня Малешкин даже не успел сообразить, что ему делать, как в наушниках раздался отрывистый и совершенно незнакомый голос комбата: «Вперёд!»

– (3)Вперёд! – закричал Саня и прилип к панораме.

(4)Внезапно справа и слева захлопали пушки. (5)Выстрелы звучали резко и сухо, как будто где-то поблизости кололи дрова. (6)Танк лейтенанта Доронина тоже начал стрелять. (7)Саня приказал Щербаку отъехать в сторону и открыть огонь.

(8)Саня, в сущности, плохо понимал, что происходит. (9)Комбат приказал не вырываться вперёд и двигаться за танками в ста метрах. (10)Щербак же повис на хвосте впереди идущей машины. (11)Тридцатьчетвёрка шла зигзагами, стреляя на ходу. (12)За ней тоже зигзагами вёл самоходку Щербак. (13)Саня не видел поля боя: мешала тридцатьчетвёрка. (14)Он приказал Щербаку отстать или свернуть в сторону. (15)Щербак, не ответив, продолжал плестись за танком.

(16)Вдруг суматошно закричали солдаты-десантники. (17)Саня метнулся к люку: автоматчики скатывались с машин. (18)Перед самоходкой на одной гусенице вертелся танк. (19)Механик-водитель пытался вывалиться из люка, но за что-то зацепился, повис и тоже вертелся вместе с машиной и дико кричал. (20)Из башни вырвался острый язык огня, окаймлённый чёрной бахромой, и танк заволокло густым смолистым дымом. (21)Ветер подхватил дым и тёмным лохматым облаком потащил по снегу в село.

«(22)Что же я стою? (23)Сейчас и нас так же... – мелькнуло в голове Малешкина. – (24)Надо двигаться...»

– (25)Вперёд, Щербак!

(26)Щербак повернулся к Малешкину. (27)Саня не узнал своего водителя. (28)У него в эту минуту лицо было без кровинки, словно высеченное из белого камня.

– (29)Вперёд, Гриша! (30)Вперёд, милый! (31)Нельзя стоять! – упрашивал Саня.

(32)Щербак не пошевелился. (33)Малешкин вытащил из кобуры пистолет.

– (34)Вперёд, гад, сволочь, трус! – кричали на водителя наводчик с заряжающим.

(35)Щербак смотрел в дуло пистолета, и страха на его лице не было. (36)Он просто не понимал, чего от него хотят. (37)Саня выскочил из машины, подбежал к переднему люку и спокойно приказал:
– Заводи, Щербак.

(38)Щербак послушно завёл. (39)Саня, пятясь, поманил его на себя. (40)Самоходка двинулась.

– (41)За мной! – закричал младший лейтенант Малешкин и, подняв пистолет, побежал по снегу к селу.

(42)В эту минуту Саня даже не подумал, что его легко и так просто могут убить. (43)Одна мысль сверлила его мозг: «Пока горит танк, пока дым – вперёд, вперёд».

(44)В небо взлетела зелёная ракета – танки повернули назад. (45)Малешкин не видел этой ракеты. (46)Он бежал не оглядываясь. (47)Он видел только село. (48)Там фашисты... (49)Их надо выбить! (50)Таков был приказ. (51)И он этот приказ выполнял.

(52)Пригнувшись, он бежал и бежал. (53)Бежать по присыпанной снегом пашне было очень тяжело. (54)Ломило спину, рубашка прилипла к телу, пот заливал глаза. (55)«Только бы не упасть, только бы не упасть». (56)Он оглянулся. (57)Самоходка наступала ему на пятки. (58)Саня побежал быстрее.

– (59)Лейтенант, лейтенант! – услышал он голос Щербака. – (60)Садись, я сам поеду. (61)Теперь не страшно.

…(62)Закончился бой. (63)Горели вражеские танки. (64)Полковник Дей слез с танка и ехидно спросил:
– А почему вы, Малешкин, в село впереди машины бежали?

(65)Саня не знал, что ответить. (66)Сказать правду – значит с головой выдать Щербака. (67)Полковник Дей в ожидании ответа с любопытством разглядывал Малешкина.

(68)Саня поднял на полковника глаза и виновато улыбнулся:
– Очень замёрз, товарищ полковник, вот и побежал, чтоб согреться.

(69)Поверил ли словам Малешкина Дей, трудно сказать. (70)Только вряд ли. (71)Он повернулся к Беззубцеву и скрипучим, железным голосом приказал:
– Комбат, доложите в свой штаб, чтобы Малешкина представили к Герою, а экипаж – к орденам.
– (72)И, уловив в глазах комбата удивление, ещё жёстче проскрипел:
– Да, именно к Герою.
(73)Если б не Малешкин, кто знает, чем бы всё это кончилось!

(74)Полковник Дей резко повернулся и пошёл своей прыгающей, птичьей походкой.

(По В.А. Курочкину*)
*Ви́ктор Алекса́ндрович Ку́рочкин (1923 — 1976) — 
русский советский писатель, сценарист и драматург, журналист.

Задание 23 22138

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Малешкин не видел поля боя из-за танка, почти вплотную к которому вёл самоходку Щербак.
2) Малешкин не видел зелёной ракеты, когда бежал впереди самоходки.
3) Когда лейтенант Малешкин побежал перед самоходкой, он подумал, что его сейчас могут убить.
4) Малешкин правдиво ответил на вопрос генерала, почему он бежал перед самоходкой.
5) Члены экипажа самоходки Малешкина были представлены к наградам.

Задание 24 22139

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 4-7 представлено рассуждение.
2) Предложения 9 и 10 противопоставлены по содержанию.
3) Предложение 28 объясняет содержание предложения 27.
4) В предложениях 42, 43 представлено описание.
5) Предложение 53 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 54.

Задание 25 22140

Из предложений 8-18 выпишите один фразеологизм.

Задание 26 22141

Среди предложений 7-15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ