ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 13

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

– После войны, в сорок шестом году, поехал я с приятелем на охоту. На станции «Тучково» вышли с моим спутником из поезда. Стоим, ждём, когда колонна пленных пройдёт (они там кирпичный завод строили), гляжу – здоровенный немец выскочил и бежит ко мне, руками размахивает.

– Товарищ, спасибо, спасибо! – кинулся обнимать.

И я тоже, представьте, узнал немца. В сорок третьем году, в феврале, на нейтральной полосе, носом к носу столкнулись мы с фашистской разведкой. Мы – в снег, и они – в снег. Нам очень нужен был пленный, было <...> объявлено: «За пленного – отпуск домой». Я успел заметить: качнулась ёлочка, и выстрелил первым. Четверо немцев кинулись убегать. А один, здоровенный, спотыкаясь, идёт к убитому – автомат, гранаты в сторону. Мой связной подскочил: «Хенде хох!» А немец – ноль внимания, упал на колени возле убитого, плачет: «Мой земляк. Мой земляк... Мне жизнь два раза спасал...»

Я вынул из кобуры убитого браунинг, забрал документы. Пленному, как обычно, сказал: «Ну вот, теперь будешь жить...»

К фашистам жалости не было. Но пленных я приказывал пальцем не трогать. Этот пленный много ценного рассказал. Мы с ребятами отпуск домой с фронта получили. А немец, видно, хорошо запомнил слова: «Теперь будешь жить...» – через три года узнал. Хорошо и по-русски говорить научился. Наверное, он и сейчас жив, нестарый был немец.

(По В.М. Пескову)

Задание 1 18992

Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце. Запишите эту частицу.

Задание 2 18993

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) СПУТНИК. Тот, кто совершает путь вместе с кем-нибудь. Весёлый с. С. жизни (перен.: о муже).
2) КОЛОННА. О людях, предметах, расположенных или движущихся друг за другом вытянутой линией. К. демонстрантов. Танковая к. Тракторная к.
3) НЕЙТРАЛЬНЫЙ. В некоторых сочетаниях: такой, где по соглашению не должны вестись военные действия, располагаться военные силы. Нейтральная зона. Нейтральные воды.
4) ЗАМЕТИТЬ. Сказать что-нибудь, вставить в разговор. Остроумно з.
5) ФРОНТ. Область раздела между движущимися воздушными массами (спец.). Ф. грозы, облаков, тёплого воздуха. Атмосферный ф.

Задание 3 18994

Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст начинается с указания времени и места события (После войны, в сорок шестом году, поехал я с приятелем на охоту. На станции «Тучково» вышли с моим спутником из поезда.).
2) Наряду со стилистически нейтральной лексикой автор употребляет слова, характерные для разговорной речи (здоровенный, с ребятами).
3) Выразительность текста обеспечивается использованием синтаксического параллелизма (Мы – в снег, и они – в снег), инверсии (Хорошо и по-русски говорить научился.), фразеологизмов (носом к носу, ноль внимания, пальцем не трогать).
4) Текст относится к официально-деловому стилю; цель автора текста – дать инструкции, как вести себя на войне при встрече с врагом.
5) В тексте используются вводные слова (представьте, видно, наверное), указывающие на последовательность изложения мыслей и помогающие логически связать научные тезисы.

Задание 4 19046

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) пОняв
2) вероИсповедание
3) тОрты
4) новостЕй
5) довЕрху

Задание 5 19116

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ЗВУЧНЫЙ, гибкий, красивый голос –– это прежде всего результат правильной организации речевого дыхания.
Технология ВЫРАЩИВАНИЯ клубники имеет свои особенности.
Посетители музея долго рассматривали изделия из фарфора, выполненные ИСКУСНЫМИ мастерами XVIII и XIX веков.
Весь объём ТЕХНИЧНОГО переоснащения здания театра выполнен международной творческой командой из пяти стран мира.
У населённого пункта Крюково расположился ВРАЖЕСКИЙ полк.

Задание 6 19213

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Эти события навсегда запоминаются на всю жизнь, остаются в памяти как отпечаток, точный и подробный.

Задание 7 19283

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

нет ПОЛУТОРАСТА рублей
рота СОЛДАТОВ
НАПОИ меня водой
ДЕВЯТИСОТ девяноста девяти тетрадей
ЗАЕЗЖАЙ завтра

Задание 8 19324

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

1) Через неделю после венчания А.С. Пушкин сообщает другу П.А. Плетнёву, что «я женат и счастлив».
2) Только изучив основы физики, вы сможете приступить к освоению курса астрономии.
3) Воспринимая на слух некоторые слова, происходит искажение смысла текста.
4) А.С. Пушкин не отказался и остался верным декабристским идеалам.
5) Услышав или прочитав слово «стремянка», вряд ли кто-то вспомнит о стремени для всадника.
6) Все, кто любит поэзию Н.А. Некрасова, знает о его трудном жизненном и творческом пути.
7) Уезжая в Москву, Макар обещал, что обязательно сообщит, как он устроился.
8) Те, кто смотрит сериалы, наверняка знают об экранизации романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», впервые опубликованный за рубежом.
9) Слова, по мнению Платона, лишены исторического развития и являются результатом постановления «законодателей», которые раз и навсегда определили как звучание, так и значение слов в языке.

Задание 9 19784

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пл..нить, приз..млиться, зам..чательный
2) зап..рать, с..риал, в..теран
3) ц..вилизованный, вы..вленный, ап..лляция
4) л..гичный, сл..жение (чисел), р..скошный
5) раск..лённый, упр..стить, ум..лять (значение)

Задание 10 20064

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) нед..варенный (суп), п..дорожник, нен..глядный
2) пр..вращение, пр..глушить, пр..увеличить
3) и..брать, и..желта-красный, бе..вестный
4) пр..дсказать, д..зориентация, д..спропорция
5) сверх..дейный, пост..мпрессионизм, по..грать

Задание 11 20167

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) син..ва (неба), ослаб..вать
2) застра..вать, завистл..вый
3) претерп..вать, вывеш..вать
4) пул..вое (ранение), заботл..вый
5) потреб..вать, камыш..вые (заросли)

Задание 12 20744

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) закле..шь, выстрел..вший
2) взглян..шь, подстрел..нный (хищник)
3) присво..шь, незыбл..мый
4) поразмысл..шь, купл..нный
5) наде..щийся, (травы) колебл..тся

Задание 13 21300

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) На опушке соснового бора туристы остановились на отдых и за разговорами (НЕ) ЗАМЕТИЛИ, как наступил вечер.
2) Оказалось, что в Музее А.А. Ахматовой бабушка бывала (НЕ) РАЗ.
3) Передо мной расстилалась совершенно (НЕ) ЗНАКОМАЯ местность.
4) Уже закончился май, а поле так и (НЕ) ВСПАХАНО.
5) Соловей – (НЕ) БОЛЬШАЯ птичка с тёмными глазками и длинными, стройными ножками.

Задание 14 20784

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.

1) Жюри благодарило участников конкурса за прекрасное чтение стихотворений (НА)ИЗУСТЬ, за следование традициям театральной школы и, (НА)КОНЕЦ, за создание атмосферы праздника.
2) ВРЯД(ЛИ) у кого-то возникнут сомнения (НА)СЧЁТ того, что укроп полезен, но далеко не все представляют себе насколько.
3) (С)НАЧАЛА года сроки сдачи дома изменялись дважды (В)СЛЕДСТВИЕ недопоставки строительных материалов.
4) Небо (В)СПЛОШНУЮ заволокло тучами, сверкнула молния, и в (ТО)ЖЕ мгновенье послышался гром.
5) Мой брат на областных соревнованиях по бегу обогнал соперника на (ПОЛ)СЕКУНДЫ и занял призовое место, причём (В)ПЕРВЫЕ.

Задание 15 20887

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На письме(1)ом столе отца Антон увидел книгу, посвящё(2)ую морю. На её обложке была нарисова(3)а бегущая по волнам шхуна – не испыта(4)ое ранее волнение охватило мальчика.

Задание 16 20947

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) С необычайной силой поэтического мастерства Н.В. Гоголь показал убожество ничтожность и трагизм бездуховного существования.
2) Утомление и теплота взяли верх над грустью и Каштанка стала засыпать.
3) Шёл пушистый снег и красил в белое мостовую лошадиные спины шапки извозчиков и всё больше темнел воздух.
4) Крупные зелёные листья плюща тянулись к солнцу и грелись в его лучах.
5) На месте бывшей дикой степи выросли города и сёла фермы и хуторки.

Задание 17 21057

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Пройдя (1) трудный горный маршрут (2) и почувствовав сильную усталость (3) альпинисты расположились на отдых в тени серебристых ив (4) разросшихся по берегу быстрой и чистой речушки.

Задание 18 21172

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сыпь (1) тальянка (2) звонко, сыпь (3) тальянка (4) смело!
Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?
Не шуми (5) осина (6) не пыли (7) дорога.
Пусть несётся песня к милой до порога.

(С.А. Есенин)

Задание 19 21254

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дедушка рассказал историю (1) фольклорный характер (2) которой (3) все мы инстинктивно почувствовали (4) но которая на самом деле произошла именно с ним.

Задание 20 21346

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Левин простился с товарищами (1) и (2) чтобы не оставаться одному и немного успокоиться (3) отправился к своему брату (4) поскольку тот единственный мог выслушать его.

Задание 21 21496

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Более 50 лет своей жизни Семён Иванович Дежнёв путешествовал по северным морям и стал первым мореплавателем, прошедшим пролив, отделяющий два материка – Азию и Северную Америку. (2)В 1648 году экспедиция Дежнёва вышла из устья реки Колымы на парусных судах и дошла до устья реки Анадыря, тем самым доказав: между Азией и Северной Америкой есть разделяющий их пролив. (3)Мыс, мимо которого проплыли путешественники, является крайней северо-восточной точкой Азии, впоследствии его назвали мысом Дежнёва. (4)Во время путешествия, проходившего в крайне тяжёлых условиях, несколько кораблей затонуло, а большая часть участников экспедиции погибла в студёных водах. (5)Итогом путешествия стали чертёж открытых земель с подробным описанием условий плавания по реке и рассказ об эскимосах, проживавших на Чукотке и соседних островах. (6)Биография Семёна Дежнёва хранит множество славных страниц. (7)Согласно сохранившимся письменным источникам его отличали надёжность, честность и миролюбие.

Задание 22 21506

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Сегодня
    До последней пуговицы в одежде
    Жизнь переделаем снова.
    (В. Маяковский)
Б) Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней...
    (М. Горький)
В) Какое лето, что за лето!
    (Ф. Тютчев)
Г) У людей-то в дому — чистота, лепота,
    А у нас-то в дому — теснота, духота.
    (Н. Некрасов)
Д) Ветер бегает босыми скользкими пятками по холодным осенним лужам.
    (А. Мариенгоф)

1) аллитерация
2) риторическое восклицание
3) вопросно-ответная форма изложения
4) сравнение
5) ассонанс
6) антитеза
7) олицетворение
8) гипербола
9) метафора

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Солоухина В. А.

(1)Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырёхсот, так что я слишком утомил бы вас, если бы взялся за полное доскональное перечисление. (2)Жалко и Сухареву башню, построенную в XVII веке. (3)Проблему объезда её автомобилями можно было решить по-другому, пожертвовав хотя бы угловыми домами на Колхозной (тогда) площади (универмаг, хозяйственный магазин, книжный магазин). (4)Жалко и Красные, и Триумфальные ворота.

(5)А знаете ли, что площадь Пушкина украшал древний Страстной монастырь? (6)Сломали. (7)Открылся чёрно-серый унылый фасад. (8)Этим ли фасадом должны мы гордиться как достопримечательностью Москвы? (9)Никого не удивишь и сквером, и концертным залом «Россия» на месте Страстного монастыря.

(10)Сорок лет строилось на народные деньги (сбор пожертвований) грандиозное архитектурное сооружение − храм Христа Спасителя. (11)Он строился как памятник непокорённости московской перед сильным врагом, как памятник победы над Наполеоном. (12)Великий русский художник Василий Суриков расписывал его стены и своды. (13)Это было самое высокое и самое величественное здание в Москве. (14)Его было видно с любого конца города. (15)Здание не древнее, но оно организовывало наряду с ансамблем Кремля архитектурный центр нашей столицы. (16)Сломали... (17)Построили плавательный бассейн. (18)И лишь в середине девяностых опять всем миром храм отстроили заново.

(19)Разрушая старину, мы всегда обрываем корни.

(20)У дерева каждый корешок, каждый корневой волосок на учёте, а уж тем более те корневища, что уходят в глубочайшие водоносные пласты. (21)Как знать, может быть, в момент какой-нибудь великой засухи именно те, казалось бы, уже отжившие, корневища подадут наверх, где листья, живую спасительную влагу.

(22)Ужасная судьба постигла великолепное Садовое кольцо. (23)Представьте себе на месте сегодняшних московских бульваров голый и унылый асфальт во всю их огромную ширину. (24)А теперь представьте себе на месте голого широкого асфальта на Большом Садовом кольце такую же зелень, как на уцелевших бульварах.

(25)Казалось бы, в огромном продымлённом городе каждое дерево должно содержаться на учёте, каждая веточка дорога. (26)И действительно, сажаем сейчас на тротуарах липки, тратим на это много денег, усилий и времени. (27)Но росли ведь готовые вековые деревья. (28)Огромное зелёное кольцо (Садовое кольцо!) облагораживало Москву. (29)Правда, что при деревьях проезды и справа, и слева были бы поуже, как, допустим, на Тверском бульваре либо на Ленинградском проспекте. (30)Но ведь ездят же там автомобили. (31)Кроме того, можно было устроить объездные пути параллельно Садовому кольцу, тогда сохранилось бы самое ценное, что может быть в большом городе,  — живая зелень.

(32)Если говорить строже и точнее, на месте уникального, пусть немного архаичного, пусть глубоко русского, но тем-то и уникального города Москвы построен город среднеевропейского типа, не выделяющийся ничем особенным. (33)Город как город. (34)Даже хороший город. (35)Но не больше того.

(36)В самом деле, давайте проведём нового человека, ну хоть парижанина или будапештца, по улице Тверской, по главной улице Москвы. (37)Чем поразим его воображение, какой такой жемчужиной зодчества? (38)Каким таким свидетелем старины? (39)Вот телеграф. (40)Вот гостиница. (41)Вот дом на углу Тверского бульвара, где кондитерский магазин. (42)Видели парижанин и будапештец подобные дома. (43)Ещё и получше. (44)Ничего не говорю. (45)Хорошие, добротные дома, но всё же интересны не они, а именно памятники: Кремль, Коломенское, Андроников монастырь.

(По В. А. Солоухину*)
* Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) ‒ русский советский писатель и поэт,
яркий представитель «деревенской прозы».

Задание 23 21639

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Сухарева башня, построенная в XVII веке, была разрушена, чтобы решить проблему движения автомобилей на этом участке.
2)  На Пушкинской площади располагался древний Страстной монастырь, на месте которого теперь сквер и концертный зал «Россия».
3)  На Садовом кольце в Москве сохранили старинные фруктовые деревья, кустарники.
4)  Храм Христа Спасителя строился как памятник победы в войне с Наполеоном.
5)  Великий русский художник Василий Суриков расписывал стены и своды Андроникова монастыря.

Задание 24 21640

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  Предложения 11-15 поясняют предложение 10.
2)  В предложениях 19-21 содержится рассуждение.
3)  Предложения 23 и 24 содержат элементы описания.
4)  Предложения 41 и 42 противопоставлены по содержанию.
5)  В предложении 45 представлено повествование.

Задание 25 21641

Из предложений 25-31 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Задание 26 21642

Среди предложений 36-45 найдите такое⁠(-ие), которое⁠(-ые) связано⁠(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер⁠(-а) этого⁠(-их) предложения⁠(-ий).

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ