ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 31

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Я не согласен с тем, что писатель – это профессия. Писатель – это судьба. Это жизнь. Свой гонорар писатель может получить только в результате огромного труда. У нас же писательство рассматривается как своего рода «кормушка»: выпускают книжки, локтями пробивают себе дорогу, забывая о том, что хлеб искусства – чёрствый и тяжёлый хлеб.

Вот, например, случай из жизни Андрея Платонова, о котором мне рассказали. Платонов, как известно, не был избалован вниманием издательств. Печатали его мало, трудно. Больше ругали. И вот в тридцатых годах, получив более чем скромный гонорар, Андрей Платонов встретил в издательстве другого писателя, который в те года был «в чести». Его коллега, потрясая пачками денег, которые едва помещались у него в пригоршнях, обратился к Платонову: «Во как нужно писать, Платонов! Во как нужно писать!» Что ж, Платонов, как мы знаем, ныне известен во всём мире, а имя литератора, который «учил» Платонова, вряд ли кто вспомнит.

Трудно жил Булгаков, трудно жила Ахматова, трудно жил Зощенко. Но трудности не сломили их волю к творчеству. Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.

Что человеку важно? Как прожить жизнь? Прежде всего – не совершать никаких поступков, <...> роняли бы его достоинство.

(По Д.С. Лихачёву)

Задание 1 21854

Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение.

Задание 2 21855

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1)  СУДЬБА. Участь, доля, жизненный путь. Жаловаться на свою судьбу. Счастливая, несчастная с.
2) ТЯЖЁЛЫЙ.Трудный, требующий большого труда, больших усилий. Тяжёлый труд. Тяжёлая задача. Тяжёлая обязанность.
3) СКРОМНЫЙ. Сдержанный, умеренный, простой и пристойный. Скромное поведение. Скромная внешность. Скромно (нареч.) одеваться. Скромная квартира.
4) ВОЛЯ. Сознательное стремление к осуществлению чего-н. Воля к победе.
5) ИСТИННЫЙ. Соответствующий истине; правильный, верный. И-ое суждение, положение. Видеть что-л. в истинном свете (судить о чём-л. верно). Направить (наставить, обратить) кого-л. на и. путь (научить поступать правильно).

 

Задание 3 21856

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст в соответствии с требованиями публицистического стиля характеризуется полемичностью.
2) Метафора, использованная в последнем предложении первого (1) абзаца (хлеб искусства – чёрствый и тяжёлый хлеб) выражает эмоциональную оценку, которую даёт автор писательскому труду, и является тезисом, получающим подтверждение в последнем абзаце.
3) Использование в тексте такого приёма, как лексический повтор (это в первом абзаце; трудно жил(а), писатель в третьем (3) абзаце), даёт читателю возможность почувствовать убеждённость автора в правильности его оценки писательского труда.
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых односоставные неопределённо-личные и безличные предложения, сложные предложения с разными видами связи, вопросительные предложения.
5) Расхождение представлений о вознаграждении писательского труда показано в противопоставлении содержания четвёртого (4) и пятого (5) предложений первого (1) абзаца. Это противопоставление подчёркивается употреблением противительного союза в пятом (5) предложении.

Задание 4 19064

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) одОлжит
2) дождАлась
3) довезЁнный
4) слИвовый
5) вернА

Задание 5 19135

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Предварительное изучение ЛЕДЯНОЙ обстановки в северных морях помогает избежать многих проблем в районах Крайнего Севера.
Британские учёные выяснили, что самым НЕУДАЧНЫМ днём недели является вторник, а не понедельник, как привыкли считать многие.
Каждый шаг причинял Мересьеву НЕСТЕРПИМУЮ боль.
Пожалуй, главная тема поэта –– тема ВЕЧНОГО одиночества.
За годы пребывания в Италии композитор создал ряд оперных произведений, имевших у ПРИЗНАТЕЛЬНЫХ слушателей успех.

Задание 6 19231

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Пожарный с риском для жизни проявил мужественный поступок, войдя в объятое огнём здание, и спас находившихся там людей.

Задание 7 19297

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ТРЁХСТАХ экземплярах
воздержаться от КОММЕНТАРИЕВ
более РЕШИТЕЛЬНЫЙ, чем другие
СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами
ЛЯЖЬТЕ на пол

Задание 8 19342

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Тот, кто умеет планировать своё время, успевает сделать гораздо больше других людей.
2) По завершении научного исследования будет опубликована статья в журнале «Наука и жизнь».
3) Все, кто интересуется историей старинных орденов и медалей, обращает на них внимание при рассмотрении портретов выдающихся деятелей прошлого.
4) Об известном народном промысле рассказывается в очерке «Хохломе».
5) Посмотрев фильм известного режиссёра, он очень понравился всем членам жюри.
6) Токио поражает путешественников своей оригинальной восточной культурой и бережным отношением к народным традициям.
7) У Андрея Платонова идея не подавляет человека, высказавшего её.
8) Одна из памяток учебника, расположенные в конце книги, содержит информацию об особенностях структуры научной рецензии.
9) Поступки, совершаемые наперекор общественного мнения, вызывают всеобщее неодобрение и осуждение.

Задание 9 19936

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) г..рдиться, симв..л, разг..раться
2) ч..стота (колебаний), ч..рующий, п..рламент
3) зам..рев (от страха), ф..дерация, бл..стеть
4) упр..вляющий, сотв..рить, погл..щать
5) возр..ждение, к..рдинальный , зерк..ло

Задание 10 20104

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) не..хватный, п..дбодрить, поз..прошлый
2) сверх..зысканно, меж..здательский, вз..мать (налог)
3) не..говорчивый, ра..делка, во..звание
4) пр..емлемый, пр..морский, пр..плясывать
5) по..бирать, о..крывать, на..ломиться

Задание 11 20192

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) подразум..вая, отта..вать
2) алюмини..вый, затм..вать
3) раскра..вать, напор..стый (человек)
4) рождеств..нский, сахарн..ца
5) шеств..вать, (выехать) засветл..

Задание 12 20762

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) завис..шь, повер..вший
2) вспомн..шь, колебл..мый
3) бор..шься, вытащ..нный
4) наряд..шься, обиж..нный
5) повенч..нный, (вещи) высуш..тся

Задание 13 21397

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Корабль был (НЕ) БОЛЬШОЙ, но надёжный и комфортабельный.
2) (НЕ) ВЫСОКОЕ облачное небо простиралось над горами.
3) Архитектор осознавал, что сейчас он будет работать с людьми, (НЕ) ПОНИМАЮЩИМИ ничего в архитектуре.
4) Лес (НЕ) КАЗАЛСЯ притихшим.
5) В беседе лишнего слова (НЕ) СКАЗАНО.

Задание 14 20842

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.

1) Зажглись ёлочные гирлянды, (ОТ)ЧЕГО ТУТ(ЖЕ) возникло ощущение праздника.
2) (С)НАЧАЛА Катерина не прекословит Кабанихе, но уже (В)СКОРЕ начинает возражать ей.
3) Иной писатель кажется великаном (ПО)ТОМУ, что стоит (В)РОВЕНЬ с читателем.
4) Издавна реки кормили и защищали человека, (ПО)ЭТОМУ (В)ТЕЧЕНИЕ веков люди селились по берегам рек.
5) С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.

Задание 15 20903

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Так как свет проникал на арену только сквозь завале(1)ое снегом стекля(2)ое окно в куполе, в утре(3)ем полумраке цирк казался огромным запуще(4)ым сараем.

Задание 16 20965

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на всё происходящее вокруг.
2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
3) Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашками.
4) Голос у старика был мягкий ласковый.
5) Вся досада на прежних врагов была забыта и Иван Ильич был счастлив.

Задание 17 21076

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Спокойная величавая река (1) сжимаясь меж громадными уступами скал (2) уходила вперёд (3) и затем исчезала в (4) ярко зеленеющих (5) долинах.

Задание 18 21190

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дай (1) Джим (2) на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай (3) Джим (4) на счастье лапу мне.
Пожалуйста (5) голубчик (6) не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит <...>

(С.А. Есенин)

Задание 19 21270

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Берингов пролив напоминает большое озеро (1) на берегах (2) которого (3) раскинулась неприветливая тундра.

Задание 20 21387

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

В половодье рыба заходила в озеро из реки Белой (1) а (2) когда вода начинала убывать (3) то мещеряки перегораживали плетнём узкий и неглубокий проток (4) которым соединялось озеро с рекою.

Задание 21 21527

Найдите все предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Природный парк «Бы́стринский» находится в центральной части Камчатки в долине реки Быстрой, разделяющей Срединный и Козыревский хребты Камчатки, а также включает бассейны рек Анавга́й, Тиги́ль и И́ча. (2)Парк объединяет все виды зональной растительности Центральной Камчатки: альпийскую тундру, луга, лиственные и хвойные леса, лесотундру. (3)Здесь обитает много животных: соболь, лисица, медведь, волк, росомаха, выдра, горностай, заяц-беляк, песец, белка. (4)С наступлением весны парк ещё больше оживляется, сюда прилетают различные птицы: утки, гуси, лебеди, чайки, кулики. (5)В «Быстринском» встречается 137 видов птиц, в том числе краснокнижные сапсан и беркут. (6)Территория природного парка является местом исторически компактного проживания эвенов: в границах парка ведут хозяйственную деятельность до 60 традиционных эвенских хозяйств, относящихся к древней ительменской культуре.

Задание 22 21541

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Ко мне приплывала зеленая рыба,
    Ко мне прилетала белая чайка!
    (А. Ахматова)
Б) Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах.
    (М. Зощенко).
В) Кленовый лист напоминает нам янтарь.
    (Н. Заболоцкий)
Г) Идут — красивые и безобразные,
    Идут — веселые, идут — печальные,
    Такие схожие — такие разные,
    Такие близкие, такие дальние…
    (З. Гиппиус)
Д) Доколе, счастье, ты венцами Злодеев будешь украшать?
    (М. Ломоносов)

1) парцелляция
2) антитеза
3) метафора
4) синтаксический параллелизм
5) гипербола
6) аллитерация
7) риторический вопрос
8) сравнение
9) ассонанс

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Велихова Е.П.

(1)Развитие науки не раз ставило перед учёными важнейшие этические проблемы. (2)Сегодня они связаны с ответственностью не только за то, что уже сделано, но и за выбор новых направлений исследований — например, в современной биологии. (З)Возможность манипулирования наследственным материалом клеток, которую дала генная инженерия, внеутробное развитие человеческого эмбриона, проблемы трансплантации органов — эти примеры демонстрируют ситуации, где этические проблемы в решающей степени переплетаются с планированием и осуществлением экспериментальных исследований, с новыми путями практического использования научных открытий.

(4)Не секрет, что в среде учёных-естественников преобладает убеждение, будто наука не имеет своей собственной специфической системы ценностей. (5)Но это как раз, на мой взгляд, не исключает, а, наоборот, предполагает, что этика должна выработать определённые моральные нормы, которыми могли бы руководствоваться исследователи в ходе своей работы.

(6)Вряд ли стоит повторять, что основным критерием научности выводов исследователя является объективность. (7)Это действительно так, и в науке нет и не может быть места для субъективного фактора. (8)Но наука не только новое знание. (9)Это область приложения коллективных усилий, область сомнений и ценностных оценок, область социальных пристрастий — словом, всего, чем наполнена любая человеческая деятельность. (10)А значит, и ей, науке, принадлежит не последнее место в формировании того комплекса общечеловеческих ценностей, из которых складывается понятие «гуманизм».

(11)Учёные не могут закрывать глаза на опасность уничтожения человеческой цивилизации, не могут не видеть нищету, хронический голод и безграмотность сотен и сотен миллионов жителей нашей планеты. (12)Как исследователи, как гуманисты они могут и должны вносить свой вклад в решение этих острейших проблем современности.

(13)Джон Бернал, выдающийся учёный и общественный деятель, размышляя о судьбах науки, писал, что первый и самый трудный шаг состоит в том, чтобы использовать наши знания против устранимого зла. (14)А вторым шагом является поиск средств борьбы со злом, против которого сегодня мы ещё бессильны. (15)Продолжение и расширение научных исследований откроет нам глаза на то зло, которое мы пока не различаем. (16)А посему учёные должны неустанно создавать новое и полезное: новые материалы, новые технологические процессы и, прежде всего, новые эффективные основы организации общественных действий.

(17)Сказанное Джоном Берналом фактически означает, что работа учёного должна в конечном счёте приводить к изменению мира в интересах человека. (18)Соединение мощи знания с принципами научного гуманизма и есть основа подлинного прогресса — прогресса, не подчиняющего себе человека, а верно служащего ему.

(По Е. П. Велихову)*
* Евгений Павлович Велихов
(род. в 1935 г.) —
российский учёный, физик-теоретик.


Задание 23 21933

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Учёные призывают отказаться от производства ГМО.
2)  Цель науки—бороться со злом в любом его проявлении, даже с ещё неизвестным.
3)  Учёные обязаны быть гуманистами и стремиться сделать мир лучше.
4)  В науке есть место субъективной оценке.
5)  Развитие науки тесно связано с развитием этики.

Задание 24 4156

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 3 представлено рассуждение.
2) В предложении 5 представлено повествование.
3) В предложениях 15–16 содержится повествование.
4) Предложение 9 объясняет содержание предложения 8.
5) В предложении 10 представлен вывод из содержания предложений 8–9.

Задание 25 4214

Из предложения 15 выпишите фразеологизм.

Задание 26 4377

Среди предложений 11–14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ