ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 31
- ЕГЭ русский язык, 2025 (открытый банк ФИПИ)
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
ЕГЭ: текстЯ не согласен с тем, что писатель – это профессия. Писатель – это судьба. Это жизнь. Свой гонорар писатель может получить только в результате огромного труда. У нас же писательство рассматривается как своего рода «кормушка»: выпускают книжки, локтями пробивают себе дорогу, забывая о том, что хлеб искусства – чёрствый и тяжёлый хлеб. Вот, например, случай из жизни Андрея Платонова, о котором мне рассказали. Платонов, как известно, не был избалован вниманием издательств. Печатали его мало, трудно. Больше ругали. И вот в тридцатых годах, получив более чем скромный гонорар, Андрей Платонов встретил в издательстве другого писателя, который в те года был «в чести». Его коллега, потрясая пачками денег, которые едва помещались у него в пригоршнях, обратился к Платонову: «Во как нужно писать, Платонов! Во как нужно писать!» Что ж, Платонов, как мы знаем, ныне известен во всём мире, а имя литератора, который «учил» Платонова, вряд ли кто вспомнит. Трудно жил Булгаков, трудно жила Ахматова, трудно жил Зощенко. Но трудности не сломили их волю к творчеству. Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду. Что человеку важно? Как прожить жизнь? Прежде всего – не совершать никаких поступков, <...> роняли бы его достоинство. (По Д.С. Лихачёву) |
||||
Задание 1 21854
Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение. |
||||
Задание 2 21855
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) СУДЬБА. Участь, доля, жизненный путь. Жаловаться на свою судьбу. Счастливая, несчастная с.
|
||||
Задание 3 21856
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Текст в соответствии с требованиями публицистического стиля характеризуется полемичностью. |
||||
Задание 4 19064
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) одОлжит |
||||
Задание 5 19135
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Предварительное изучение ЛЕДЯНОЙ обстановки в северных морях помогает избежать многих проблем в районах Крайнего Севера. |
||||
Задание 6 19231
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Пожарный с риском для жизни проявил мужественный поступок, войдя в объятое огнём здание, и спас находившихся там людей. |
||||
Задание 7 19297
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. в ТРЁХСТАХ экземплярах |
||||
Задание 8 19342
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Задание 9 19936
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) г..рдиться, симв..л, разг..раться |
||||
Задание 10 20104
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) не..хватный, п..дбодрить, поз..прошлый |
||||
Задание 11 20192
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) подразум..вая, отта..вать |
||||
Задание 12 20762
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) завис..шь, повер..вший |
||||
Задание 13 21397
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Корабль был (НЕ) БОЛЬШОЙ, но надёжный и комфортабельный. |
||||
Задание 14 20842
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. 1) Зажглись ёлочные гирлянды, (ОТ)ЧЕГО ТУТ(ЖЕ) возникло ощущение праздника. |
||||
Задание 15 20903
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Так как свет проникал на арену только сквозь завале(1)ое снегом стекля(2)ое окно в куполе, в утре(3)ем полумраке цирк казался огромным запуще(4)ым сараем. |
||||
Задание 16 20965
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на всё происходящее вокруг. |
||||
Задание 17 21076
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Спокойная величавая река (1) сжимаясь меж громадными уступами скал (2) уходила вперёд (3) и затем исчезала в (4) ярко зеленеющих (5) долинах. |
||||
Задание 18 21190
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Дай (1) Джим (2) на счастье лапу мне, (С.А. Есенин) |
||||
Задание 19 21270
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Берингов пролив напоминает большое озеро (1) на берегах (2) которого (3) раскинулась неприветливая тундра. |
||||
Задание 20 21387
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В половодье рыба заходила в озеро из реки Белой (1) а (2) когда вода начинала убывать (3) то мещеряки перегораживали плетнём узкий и неглубокий проток (4) которым соединялось озеро с рекою. |
||||
Задание 21 21527
Найдите все предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Природный парк «Бы́стринский» находится в центральной части Камчатки в долине реки Быстрой, разделяющей Срединный и Козыревский хребты Камчатки, а также включает бассейны рек Анавга́й, Тиги́ль и И́ча. (2)Парк объединяет все виды зональной растительности Центральной Камчатки: альпийскую тундру, луга, лиственные и хвойные леса, лесотундру. (3)Здесь обитает много животных: соболь, лисица, медведь, волк, росомаха, выдра, горностай, заяц-беляк, песец, белка. (4)С наступлением весны парк ещё больше оживляется, сюда прилетают различные птицы: утки, гуси, лебеди, чайки, кулики. (5)В «Быстринском» встречается 137 видов птиц, в том числе краснокнижные сапсан и беркут. (6)Территория природного парка является местом исторически компактного проживания эвенов: в границах парка ведут хозяйственную деятельность до 60 традиционных эвенских хозяйств, относящихся к древней ительменской культуре. |
||||
Задание 22 21541
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Прочитайте текст и выполните задания 23-26.
ЕГЭ: текст Велихова Е.П.(1)Развитие науки не раз ставило перед учёными важнейшие этические проблемы. (2)Сегодня они связаны с ответственностью не только за то, что уже сделано, но и за выбор новых направлений исследований — например, в современной биологии. (З)Возможность манипулирования наследственным материалом клеток, которую дала генная инженерия, внеутробное развитие человеческого эмбриона, проблемы трансплантации органов — эти примеры демонстрируют ситуации, где этические проблемы в решающей степени переплетаются с планированием и осуществлением экспериментальных исследований, с новыми путями практического использования научных открытий. (4)Не секрет, что в среде учёных-естественников преобладает убеждение, будто наука не имеет своей собственной специфической системы ценностей. (5)Но это как раз, на мой взгляд, не исключает, а, наоборот, предполагает, что этика должна выработать определённые моральные нормы, которыми могли бы руководствоваться исследователи в ходе своей работы. (6)Вряд ли стоит повторять, что основным критерием научности выводов исследователя является объективность. (7)Это действительно так, и в науке нет и не может быть места для субъективного фактора. (8)Но наука не только новое знание. (9)Это область приложения коллективных усилий, область сомнений и ценностных оценок, область социальных пристрастий — словом, всего, чем наполнена любая человеческая деятельность. (10)А значит, и ей, науке, принадлежит не последнее место в формировании того комплекса общечеловеческих ценностей, из которых складывается понятие «гуманизм». (11)Учёные не могут закрывать глаза на опасность уничтожения человеческой цивилизации, не могут не видеть нищету, хронический голод и безграмотность сотен и сотен миллионов жителей нашей планеты. (12)Как исследователи, как гуманисты они могут и должны вносить свой вклад в решение этих острейших проблем современности. (13)Джон Бернал, выдающийся учёный и общественный деятель, размышляя о судьбах науки, писал, что первый и самый трудный шаг состоит в том, чтобы использовать наши знания против устранимого зла. (14)А вторым шагом является поиск средств борьбы со злом, против которого сегодня мы ещё бессильны. (15)Продолжение и расширение научных исследований откроет нам глаза на то зло, которое мы пока не различаем. (16)А посему учёные должны неустанно создавать новое и полезное: новые материалы, новые технологические процессы и, прежде всего, новые эффективные основы организации общественных действий. (17)Сказанное Джоном Берналом фактически означает, что работа учёного должна в конечном счёте приводить к изменению мира в интересах человека. (18)Соединение мощи знания с принципами научного гуманизма и есть основа подлинного прогресса — прогресса, не подчиняющего себе человека, а верно служащего ему. (По Е. П. Велихову)* |
||||
Задание 23 21933
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Учёные призывают отказаться от производства ГМО. |
||||
Задание 24 4156
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложении 3 представлено рассуждение. |
||||
Задание 25 4214
Из предложения 15 выпишите фразеологизм. |
||||
Задание 26 4377
Среди предложений 11–14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). |
Источник:
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ