ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 15

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Осенью 1832 года доктор Даль, ординатор Санкт-Петербургского военно-сухопутного госпиталя, отправился к Пушкину со <...> книгой «Русские сказки», недавно изданной и вызвавшей неудовольствие правительства, нашедшего в них политический умысел. Оставшиеся у книгопродавцев экземпляры «Русских сказок» были изъяты, автор допрашивался в Третьем отделении.

Прежде Даль не был близко знаком с Пушкиным и теперь шёл к поэту с понятным волнением.

Сам Даль так вспоминает об этой встрече с Пушкиным: «Пушкин по обыкновению своему засы́пал меня множеством отрывочных замечаний, которые все шли к делу, показывали глубокое чувство истины. „Сказка сказкой, – говорил он, – а язык наш сам по себе, и ему-то нигде нельзя дать этого русского раздолья, как в сказке. А как это сделать, – надо бы сделать, чтобы научиться говорить по-русски и не в сказке… А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото! А не даётся в руки, нет!”».

Пушкина порадовало собирательство Далем народных слов, пословиц и поговорок. Позднее Даль писал: «Я не пропустил дня, чтобы не записать речь, слово, оборот на пополнение своих запасов». И дальше: «Пушкин горячо поддерживал это направление».

По настоянию Пушкина Даль стал готовить словарь живого великорусского языка, и перстень, подаренный ему умирающим Пушкиным, – это дружеское напутствие, благословение на великий подвиг.

(По В.И. Страдымову)

Задание 1 19019

Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите это местоимение.

Задание 2 19020

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1)  ГЛУБОКИЙ. перен. Обладающий глубиной, большой и сильный. Г. ум. Г. сон.
2)  РОСКОШЬ. Излишество в жизненных удобствах, удовольствиях. Вырасти в роскоши. Жить в роскоши. Предметы роскоши.
3)  ОБОРОТ. Способ словесного выражения. Канцелярские обороты. Вежливые обороты. Газетные обороты речи. Многие обороты речи выдавали в нём уроженца Севера.
4)  ЖИВОГО. Полный жизненных сил; жизнерадостный. Ж. ребёнок. Ж-ая натура. Ж. темперамент. // Подвижный, выразительный (о лице, глазах). Ж. взгляд. Ж-ые глаза. Ж-ое лицо. Ж. ум (острый, бойкий, находчивый ум).
5)  ЯЗЫК. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками; стиль. Литературный я. Разговорный я. Поэтический я. Газетный я. Я. науки. // (кого-чего). Способ словесного выражения, свойственный кому-, чему-л.; индивидуальный стиль, слог. Я. Пушкина. Звучный, сильный я. Шекспира. У каждого персонажа свой я.

Задание 3 19021

Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Текст относится к разговорному стилю речи, так как характеризуется непринуждённостью изложения информации, широким использованием простых неосложнённых предложений, эмоционально окрашенных слов (умысел, засы́пал, раздолье, горячо).
2) Последний и предпоследний абзацы связаны причинно-следственными отношениями.
3) Эмоциональность текста достигается за счёт употребления восклицательных предложений, лексических повторов (А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!), эпитетов (отрывочных замечаний, глубокое чувство).
4) Коммуникативная задача, стоящая перед автором текста, состоит в сообщении читателю достоверных исторических сведений, связанных с конфликтом двух выдающихся личностей – В.И. Даля и А.С. Пушкина.
5) Использование в тексте обособленных и однородных членов предложения, сложных предложений с разными видами связи, предложений с прямой речью свидетельствует о принадлежности текста к книжной речи.

Задание 4 19048

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) надорвалАсь
2) шарфЫ
3) ерЕтик
4) осведомИшься
5) зАтемно

Задание 5 19118

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Венчает экспозицию музея ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ зал Победы.
Этот человек производит ДВОЙСТВЕННОЕ впечатление.
С увеличением ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса завод готов выдавать больше продукции.
Кое-где по опушкам БОЛОТНЫЙ запах был очень силён.
Писатель искренне считает это произведение самым УДАЧЛИВЫМ из всего им написанного.

Задание 6 19215

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Всем интернет-пользователям особое значение следует уделить вопросам, касающимся компьютерной безопасности.

Задание 7 19284

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ТРЁХСОТ книг
пять ЯБЛОК
подобно ЕМУ
у ЗНАМЕНИ полка
КРАСИВШЕ других

Задание 8 19326

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение видо-временно́й соотнесённости глагольных форм
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) неправильное построение предложений с косвенной речью
Д) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

1) Длинная клюквенная плеть, цепляясь за стебельки трав и неровности, обвила чёрный тёплый пень.
2) Значение патриотического воспитания огромно: в человеке развивается и сформировалась любовь к Родине.
3) Самое дорогое, ни с чем не сопоставимое в мире существо, – это человек.
4) В поросшей ложбине густым орешником, невдалеке от озера, Травкин сделал привал.
5) Помолясь перед образáми, письмо к старосте вскоре было написано.
6) Этот случай произошёл с командой китобойного российского судна «Пингвина».
7) Когда черепаху уже собрались отправить на кухню, один матрос закричал, что «смотрите, черепаха плачет».
8) Вспомним знаменитое изречение Сервантеса: «Ничто не даётся нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».
9) Орнитолог нашей команды пробирается сквозь колючки к машине и торжествующе поднимает в руке книжку-определитель.

Задание 9 19797

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) экз..менатор, напр..вление, заг..дать
2) раз..бщённый, к..нфорка, пром..хнуться
3) восп..тать, оч..щение, непост..жимый
4) осв..жительный, увл..каться, ц..нтральный
5) уст..ревший, заг..релый, р..скошный

Задание 10 20072

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) воз..бновил, под..шёл, с..рвать
2) по..деть, о..бросил, на..кусил
3) ра..бушевался, и..пуг, ни..послать
4) в..юга, пас..янс, обез..яна
5) пр..берёг, пр..одолею, пр..волжский

Задание 11 16840

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) одол..вать, стар..нький
2) насмешл..вый, милост..вый
3) эмал..вый, наста..вал
4) кресл..це, мудр..цы
5) ноч..вка, реш..нный

Задание 12 16169

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)   повер..шь, подта..вший
2)   накол..шь, движ..мый
3)   вытерп..шь, запомн..вшийся
4)   дремл..шь, предвид..вший
5)   поджар..шь, наследу..мый

Задание 13 21302

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Мальчик подошёл к гостям и, (НЕ) ЗДОРОВАЯСЬ, пренебрежительно осмотрел их.
2) Море, ещё (НЕ) СКОВАННОЕ льдами, тихо дремало в ожидании морозов.
3) Чтобы добиться успеха, нужно трудиться (НЕ) ПОКЛАДАЯ рук.
4) Соловей – (НЕ) БОЛЬШАЯ птичка с тёмными глазками и длинными, стройными ножками.
5) Холодные зимы и обильные снега Печоры служат (НЕ) ИССЯКАЕМЫМ источником вдохновения для молодого музыканта.

Задание 14 20788

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.

1) Смешанный лес тянулся (В)ВЕРХ по течению реки, а (В)ДАЛИ величаво высились ясени с могучими бледно-зелёными стволами.
2) (С)БОКУ стояла загородка с вешалками, выполнявшая, (ПО)ВИДИМОМУ, функцию гардероба.
3) Наш язык был наводнён таким количеством иностранных слов, что порой люди (ДРУГ)ДРУГА понять не могли, говоря (ПО)РУССКИ.
4) (B)СЛЕД за баржей тянутся широкие баркасы с низкими бортами, (ДО)ВЕРХУ нагруженные арбузами.
5) (ВО)ВРЕМЯ корриды быка раздражает вовсе не цвет платка, которым перед ним машут, – в этот момент он видит, что КАКОЕ(ТО) другое животное угрожает ему и, взбешённый, нападает на мнимого врага.

Задание 15 20889

Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

В отличие от большинства соотечестве(1)иков, живших за рубежом, И.Ф. Стравинский чувствовал себя на Западе увере(2)о и естестве(3)о, но свою музыку он всегда считал частью отечестве(4)ой культуры.

Задание 16 20949

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Подбор различного по оттенкам и степени замутнённости естественного янтаря и добавка разных красителей в сочетании с особыми режимами давления позволяют получать различные по окраске и структуре украшения.
2) В жизни Софьи Андреевны переплелись радость и грусть счастье и разочарование приобретения и потери.
3) В рукописях М. Горький не только делал пометки но и тщательно исправлял красным карандашом описки и расставлял пропущенные знаки препинания.
4) На большей территории России континентальный климат и он обусловливает суровую зиму и жаркое лето.
5) А.С. Пушкин не боялся разговорных слов и выражений и смело вводил их в свои стихотворения.

Задание 17 21059

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Кругом были поля, глушь исконной, срединной России; среди них (1) зарастая кудрявой муравой (2) уходила вдаль (3) изрезанная колеями (4) дорога.

Задание 18 21174

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Капли жемчужные (1) капли прекрасные (2)
Как хороши (3) вы (4) в лучах золотых,
И как печальны (5) вы (6) капли ненастные (7)
Осенью чёрной на окнах сырых.

(С.А. Есенин)

Задание 19 21256

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Страховая сумма (1) в пределах (2) которой (3) страховщик производит страховые выплаты (4) исчисляется как разность максимальной страховой суммы и суммарной величины страховых выплат (5) если таковые производились страховщиком в течение действия настоящего договора.

Задание 20 21348

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Хорошенько прислушайтесь (1) и (2) если у вас сохранился чуткий слух (3) вы непременно услышите чудесные звуки земли (4) которую во все времена люди ласково называли матерью-землёю.

Задание 21 21498

Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Имение Грешнево – место детства поэта Н.А. Некрасова – стояло у дороги, по которой проходил самый разный народ. (2)«Под наши густые, старинные вязы на отдых тянуло усталых людей», – так спустя много лет напишет в стихотворении «Крестьянские дети» Николай Алексеевич. (3)Недалеко от усадьбы протекала Волга – великая русская река. (4)Привольно течёт Волгав низких берегах; кругом – неоглядные просторы лугов, полей, вдалеке виднеются поля. (5)Но не только чудесные картины природы видел здесь будущий поэт. (6)Именно на Волге мальчик встретил измученных бурлаков – людей, тянущих при помощи бечевы речное судно против течения. (7)Недаром в одном из стихотворений Некрасов назвал Волгу «рекою рабства и тоски».

Задание 22 21508

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Раскинулось поле волнистою тканью
    И с небом слилось темно-синею гранью.
    (И.С. Никитин)
Б) Клянусь я первым днем творенья,
    Клянусь его последним днем,
    Клянусь позором преступленья
    И вечной правды торжеством…
    (М.Ю. Лермонтов)
В) И золото моих волос
    В воде ещё золоче.
    (М. Цветаева)
Г) И новое солнце заблещет в тумане,
    И будут стрекозами тени,
    И гордые лебеди древних сказаний
    На белые выйдут ступени.
    (Н. Гумилёв)
Д) С кем мне поделиться
    Той грустной радостью,
    Что я остался жив?
    (С. Есенин)

1) эпитет
2) сравнение
3) метафора
4) гипербола
5) антитеза
6) многосоюзие
7) парцелляция
8) оксюморон
9) анафора

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Соколова-Микитова И. С.

(1)Как и когда родилась моя страсть к путешествиям, любовь к природе, к своей земле?

(2)В голубые, ясные дни детства мною владела мечта о дальних скитаниях, о счастливых сказочных странах. (3)На крыльях воображения уносился я далеко над землёю, подо мной проплывали снежные горы, голубые моря и леса, серебряные реки и озёра. (4)С особенным чувством смотрел я на пролетавших журавлей: птицы, их радостная свобода манили меня. (5)Недаром весною, в дни пролёта птиц, с особенной силой тянуло меня странствовать. (6)Весною  — уже взрослым  — обычно отправлялся я в самые далёкие и удачные путешествия.

(7)Бывалого человека, меня и теперь радостно волнуют, неудержимо притягивают обширные просторы родной русской природы. (8)Люди, не порывающие связи с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. (9)Как в мечтательном детстве, по-прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир. (10)И, как в далёкие дни детства, над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб. (11)Что видит он с небесной голубой высоты? (12)Быть может, запавшим в зелёной меже белоголовым зайчонком видится ему маленький мальчик с выгоревшей на солнце открытою головою?

(13)Я лежу в зелёной траве, вдыхаю влажный запах земли и растений, вижу, как по коленчатым стеблям высоких травинок неторопливо движутся насекомые. (14)В высоком летнем небе повисло пушистое белое облако. (15)Я прищуриваю глаза, и мне кажется, что плывёт по небу сказочное белое чудовище на золочёных распахнувшихся крыльях.

(16)Отлежавшись в пахучей траве, налюбовавшись золотистыми летними облаками, недвижно застывшими в небесном океане, с новым приливом сил поднимаюсь с тёплой родимой земли, чтобы продолжать свой путь среди цветущего мира.

(17)Скромная природа тех мест, где я провёл первые годы моей сознательной жизни, не блистала пышною красою. (18)Здесь не было величественных гор и скал, окружённых облаками, эффектных, соблазнительных для художников, потрясающих панорам. (19)Это был обычный русский простор: поля, леса, деревни с соломенными и деревянными кровлями, поросшими бархатным мхом, с тусклыми маленькими оконцами, из которых выглядывали лица людей. (20)Едешь, едешь, бывало, десятки вёрст, и как бы не изменяется, почти не движется окружающий тебя пейзаж. (21)Подчёркивая застывшую неподвижность июльского дня, поют, заливаясь, полевые кузнечики. (22)Их тонкий оглушительный звон непрерывно преследует путника, тихо бредущего вдоль наезженной, пыльной дороги. (23)Чудесным, полным бурной радостной жизни казался мне этот знакомый и родной мир.

(24)Ещё в годы раннего детства хранил я тайную мечту  — увидеть и обойти мир. (25)С величайшим увлечением отдавался чтению книг, в которых описывались похождения отважных охотников-следопытов. (26)Воображение с необычайною силою переносило меня в далёкие страны. (27)Закрыв глаза, я предавался страстным мечтаниям и уже видел себя путешественником, искателем приключений. (28)Я мечтал о будущих путешествиях, беспечно и весело пролетая над расстилавшейся подо мною любимой землёю.

(29)Описанные в книгах подвиги и приключения волновали меня необычайно. (30)Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел стальные доспехи, сверкающие шлемы, мечи  — вызванные воображением видения обступали меня, действительность мешалась подчас со сновидениями. (31)Во снах я видел описанных в книге богатырей, страшных чудовищ, сражался с ними и побеждал.

(32)Трудно представить теперь чудесную игру воображения, которая владела мною в детстве. (33)Коня с мочальною гривой представлял я живым, горячим скакуном-иноходцем. (34)Пламя и дым вырываются из ноздрей коня, с серебряных удил падает клочьями пена. (35)Выструганный из лучины меч был настоящий богатырский меч-кладенец. (36)С несокрушимою силою поражал я несметную вражескую рать, под ударами игрушечного меча слетали с высокой разросшейся крапивы пушистые вражеские головы. (37)Вражеская рать лежала поверженной на поле брани. (38)Вложив «окровавленный» меч в ножны, я гордо возвращался в заветный свой уголок.

(39)Немногие из нас, взрослых, сохранили эту чудесную способность преображаться. (40)Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми. (41)В дальних скитаниях при встрече с любезными сердцу людьми переживаю я прежнее счастье, по-прежнему крепко и радостно бьётся моё сердце.

(По И. С. Соколову-Микитову*)
* Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892—1975)  —
русский советский писатель и журналист, автор повестей и рассказов,
путевых очерков о природе, путешествиях и людях труда.

Задание 23 21661

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Мечта о дальних скитаниях, о счастливых сказочных странах овладела рассказчиком в раннем детстве.
2)  В юности каждую весну рассказчик отправлялся в путешествие по Сибири и Дальнему Востоку.
3)  Люди, не порывающие связи с природой, не чувствуют себя одинокими.
4)  В детстве рассказчик не любил читать.
5)  Воспоминания о детстве и природе родного края делают человека счастливым.

Задание 24 21662

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 4,5 содержится рассуждение.
2)  Предложение 18 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 17.
3)  Предложение 27 поясняет, раскрывает смысл предложения 26.
4)  В предложении 30 содержатся элементы описания.
5)  В предложениях 39,40 представлено повествование.

Задание 25 21663

Из предложений 35-38 выпишите один фразеологизм.

Задание 26 21664

Среди предложений 7-10 найдите такое⁠(-ие), которое⁠(-ые) связано⁠(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Запишите номер⁠(а) этого⁠(-их) предложения⁠(-ий).

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ