ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 44


- ЕГЭ русский язык, 2025 (открытый банк ФИПИ)
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
ЕГЭ: текстМне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки. Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, <…> она чувствовала себя, как дома. Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты. И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,— смотрели с болью, содроганием, гневом... На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку». Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор. Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном. (По Т. Тэсс)
|
||||
Задание 1 22101
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем предложении второго абзаца текста. Запишите этот союз. |
||||
Задание 2 22102
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ИСТОРИЯ. Рассказ, повествование (разг.). Теперь вы мне доскажете вашу историю про Бэлу. |
||||
Задание 3 22103
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Текст относится к художественной публицистике. По жанру это репортаж. |
||||
Задание 4 19077
Укажите варианты ответов, в которых неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) завИдно |
||||
Задание 5 19154
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Большинство психологических школ можно РАЗГРАНИЧИТЬ лишь с известной долей условности, поскольку все они исследуют человека в группе, обществе, мире. |
||||
Задание 6 22196
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Целью соревнований было не достижение хороших высоких результатов, а обмен опытом между дружественными командами. |
||||
Задание 7 19309
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. в ТРЁХСТА книгах |
||||
Задание 8 19352
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Задание 9 20023
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) словосоч..тание, кр..тиковать, пр..стиж |
||||
Задание 10 20129
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) раз..скать, без..дейный, под..грать |
||||
Задание 11 22204
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) кусоч..к, кресл..це |
||||
Задание 12 22209
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) (они) кле..т, стел..щийся |
||||
Задание 13 21428
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Эта (НЕ) ОКОНЧЕННАЯ картина ознаменовала возвращение М. А. Врубеля к теме, волновавшей его всю жизнь. |
||||
Задание 14 20855
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. 1) (ВО)ВРЕМЯ обеда Ирина спросила: «Кто и (ОТ)КУДА принёс это письмо? |
||||
Задание 15 20916
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н. М.И. Цветаева искре(1)е утверждала, что «чувство собстве(2)ости» у неё «ограниче(3)о детьми и тетрадями». |
||||
Задание 16 20978
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Утром роса заливает травы и сладко пахнет хлебом из каждой избы. |
||||
Задание 17 21108
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Пейзажи И.И. Левитана (1) проникнуты печалью прощальных дней и (2) тихо сыплющихся (3) листьев, осеннего солнца (4) едва заметно пригревающего землю (5) и тихого гудения пчёл перед холодами. |
||||
Задание 18 21207
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). А.С. Пушкин, с его (1) совершенно (2) безупречным чувством прекрасного и удивительно ясным мышлением, счёл нужным чётко определить своё отношение ко «вкусу». Чувство соразмерности и сообразности – вот в чём (3) по мнению великого поэта (4) состоит истинный вкус. |
||||
Задание 19 21293
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Я видел счастливого человека (1) заветная мечта (2) которого (3) осуществилась так очевидно (4) который (5) получил то (6) что хотел (7) который был доволен судьбой и самим собой. |
||||
Задание 20 21414
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Поначалу конь не произвёл на Степана впечатления (1) но (2) когда вороной подбежал ближе (3) и Степан увидел его крутую шею и широкую грудь (4) то он невольно залюбовался великолепным скакуном. |
||||
Задание 21 22193
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Чарские пески — пустыня на севере Забайкальского края, окружённая горами и тайгой. (2)Несмотря на то что размер этой пустыни невелик — всего 50 квадратных километров, Чарские пески вполне достойны называться пустыней. (3)Барханы достигают высоты 25 и более метров, растительный мир по занимаемой площади соответствует пустынному, здесь бывают песчаные бури. (4)Окружает Чарские пески тайга с реками и болотами, и такое природное своеобразие кажется чем-то фантастичным. (5)Над Чарскими песками стеной возвышаются Кодарский, Удоканский и Каларский хребты. (6)Пески особенно красивы во время своего «цветения»: весной, в мае, распускаются забайкальские подснежники — сон-трава. (7)В северной и восточной частях массива, спустившись на границу с лесом, круглый год можно наблюдать интересное природное явление: здесь из-под толщи песков сочится вода. (8)В Чарской долине глубже мерзлотного слоя находится крупное месторождение подземных вод, вырывающихся из-под ледяного панциря на поверхность через проталины в мерзлоте. (9)Кроме того, в юго-восточной части песков археологи обнаружили керамические предметы и каменные изделия, свидетельствующие о пребывании здесь древних людей. |
||||
Задание 22 21577
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Прочитайте текст и выполните задания 23-26.
ЕГЭ: текст Кухаревой Н.С.(1)Въехали в город. (2)Снова раздался звонок мобильного. (3)Опять Сашка: (7)Вместо ответа Серёжа вдруг спросил: – (8)Что случилось, что с тобой? – заволновался Сашка. – (9)Да бабушке надо! – (10)Какой бабушке? (11)О чём ты? (12)Не знаю я никакого адреса! – завопил в трубку приятель. (13)Серёжа нажал на кнопку телефона. (14)Бабушка в отчаянии продолжала просить водителя подвезти её поближе к отделению, куда направили её сельские врачи на лечение, объясняя, что не дойти ей самой – даже шаг ступить трудно. (15)Тот отвечал уже не насмешливо, а крайне раздражённо и даже резко, что и остальным не так легко, как кажется, что у него пассажиры и он не собирается искать какой-то там корпус. (16)Тем временем все притихли, и тошно стало Серёже от тишины, и по груди разлился жар, что-то давило, щемило. (17)«Ну что мы за чурбаны – и эти женщины, и этот мужчина, и водитель, и я: нет бы бабушку проводить, а я сижу молча, будто нет меня тут, будто оглох я и все оглохли…» (18)Стыдно, что некому помочь бабушке, стыдно и самому помощь предложить. (19)Скажут, что выскочка. (20)Видел он, как покосилась на него соседка, когда он у Сашки адрес травматологии спрашивал. (21)Сидел Серёжа в волнении, а в душе его – буря, борьба, презрение к своей слабости. (22)Между тем водитель подъехал к главному корпусу краевой больницы, открыл дверь, и бабушка в смятении выбралась из маршрутного такси под недовольные вздохи пассажиров. (23)Дверь захлопнулась, машина отъехала от здания. (24)И вдруг Серёжа понял, что уходит мгновение, когда он ещё может помочь не только бедной старушке, но и самому себе. (25)Помочь остаться человеком. (26)А потом, через мгновение, будет поздно… – (27)Остановите! – крикнул Серёжа.– (28)Мне тоже здесь! (29)Водитель притормозил. – (30)О Господи, то один, то другой! (31)Мы доедем сегодня или нет?! – услышал Серёжа вслед чей-то недовольный голос. (32)Паренёк очутился на улице. (33)Бабушка в растерянности стояла перед огромным современным зданием краевой больницы. – (34)Я вам помогу, провожу, сумку донесу, – сказал Серёжа, смутившись. (35)Бабушка удивлённо взглянула на него, и вдруг её старое и сморщенное лицо вдруг как бы помолодело и посветлело. – (36)Так вот она, голубчик, оказывается, травматология-то, к главному зданию пристроена! (37)А ты опоздал, внучек, на экзамен-то! (38)Прости уж меня, квочку старую, я тебя взбаламутила… (39)А душенька у тебя, сынок, настоящая! (40)А Серёжа шёл со старушкой и думал о том, что невозможно быть настолько внимательным старому человеку. (41)И про экзамен-то она знает, и что душа у него есть знает. (42)И было ему в этот миг легко и весело… (По Н.С. Кухаревой*) |
||||
Задание 23 22181
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Сашка рассчитывал на помощь Серёжи на экзамене. |
||||
Задание 24 22182
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 1-3 представлено рассуждение. |
||||
Задание 25 22183
Из предложений 14, 15 выпишите антонимы (антонимическую пару). |
||||
Задание 26 22184
Среди предложений 13-20 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи формы слова. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий). |
Источник:
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ