ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 44

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, <…> она чувствовала себя, как дома.

Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,— смотрели с болью, содроганием, гневом...

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

(По Т. Тэсс)

Задание 1 22101

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем предложении второго абзаца текста. Запишите этот союз.

Задание 2 22102

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ИСТОРИЯ. Рассказ, повествование (разг.). Теперь вы мне доскажете вашу историю про Бэлу.
2) ДОМ. Семья, люди, живущие вместе, одним хозяйством. Принять кого-л. в свой дом.
3) КАСАТЬСЯ. Затрагивать (в разговоре, изложении) какой-л. вопрос, какую-л. тему. Но разговоры наши не касались прошедшего. 
4) КОРЕНЬ. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Корень зуба. Корни волос.
5) ВЕРХУШКА. Верх, верхняя часть чего-н. В. дерева.

Задание 3 22103

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст относится к художественной публицистике. По жанру это репортаж.
2) В тексте затрагиваются проблемы нравственности, этики поведения человека в обществе, взаимоотношения личности и коллектива, уважения к общественному труду и к общественному мнению.
3) Текст можно озаглавить, используя словосочетание «памятник подлецу».
4) На фоне повествования выделяются описательные фрагменты: дважды дается описание голубой ели (до гибели и после гибели ели), описание состояния жителей, описание таблички.
5) В последнем абзаце автор указывает на причины совершенного неизвестным человеком поступка.

Задание 4 19077

Укажите варианты ответов, в которых неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) завИдно
2) дефИс
3) плодонОсить
4) бухгалтерОв
5) донЕльзя

Задание 5 19154

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Большинство психологических школ можно РАЗГРАНИЧИТЬ лишь с известной долей условности, поскольку все они исследуют человека в группе, обществе, мире.
Благодаря петлистой пряже эпонж производит впечатление ДОБРОТНОЙ ткани и обладает меньшей, чем другие хлопчатобумажные ткани, сминаемостью.
Иван Парфеньевич Бородин (1847–1930) – русский советский ботаник, популяризатор науки, ЗАЧИНЩИК российского природоохранного движения.
Не имея ЦЕЛЬНОГО мировоззрения, человек с фальшивой совестью принимает за добро то, что добром не является.
Рост ИНФОРМИРОВАННОСТИ населения позволяет привлечь более широкий круг людей к решению важнейших проблем современности.

Задание 6 22196

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Целью соревнований было не достижение хороших высоких результатов, а обмен опытом между дружественными командами.

Задание 7 19309

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ТРЁХСТА книгах
нет ТУФЕЛЬ
ЖЁСТЧЕ дерева
ЧЕТЫРЁМСТАМ ученикам
крыжовник СПЕЛ

Задание 8 19352

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

1) В результате раскопок учёные установили то, что ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение.
2) Сидевший за столом чиновник спросил посетителя, какое у вас ко мне дело.
3) Благодаря различных стилевых вкраплений в художественной речи создаётся иронический или юмористический характер повествования.
4) МГУ отпраздновало свой юбилей.
5) Выделив все грамматические основы, устанавливается структура предложения.
6) Творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдававшей свои симпатии камерному музицированию.
7) Значительно различаясь словарным составом и грамматическим строем, языки мира обладают при этом общими структурными свойствами.
8) Вопреки предсказанию синоптиков началась метель.
9) Успехи, которые достигнуты без особого труда, не должны успокаивать нас.

Задание 9 20023

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) словосоч..тание, кр..тиковать, пр..стиж
2) заж..гать, г..мназисты, соб..рающий
3) в..ртеть, т..рминология, конс..рвировать
4) рекл..мировать, сбал..нсированный, асф..льтированный
5) п..лисадник, б..снописец, изд..вать

Задание 10 20129

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) раз..скать, без..дейный, под..грать
2) под..брать, запр..кинуть, поз..вчерашний
3) зав..южило, фамил..ярный, гнездов..е
4) бе..характерный, ра..кидать, ра..росшийся
5) пр..уныл, пр..образился, гостепр..имный

Задание 11 22204

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) кусоч..к, кресл..це
2) протал..нка, горош..нка
3) больш..нство, ситц..вый
4) киргиз..кий, богатыр..кий
5) бесед..вать, развед..вать

Задание 12 22209

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (они) кле..т, стел..щийся
2) осме..нный (напрасно), наде..вшийся
3) зате..нная (игра), посе..вший
4) (малыши) бормоч..т, скач..щий
5) (флаги) ре..т, жал..щие (насекомые)

Задание 13 21428

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Эта (НЕ) ОКОНЧЕННАЯ картина ознаменовала возвращение М. А. Врубеля к теме, волновавшей его всю жизнь.
2) (НЕ) ВСЯКИЙ способен вести себя естественно.
3) В глубине озера (НЕ) ЯСНЫМ рогом отражался молодой месяц.
4) На таможне меня (НЕ) ДОСМАТРИВАЛИ.
5) Ветер, ничем (НЕ) СДЕРЖИВАЕМЫЙ, свистел, выл, ревел.

Задание 14 20855

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.

1) (ВО)ВРЕМЯ обеда Ирина спросила: «Кто и (ОТ)КУДА принёс это письмо?
2) Через (ПОЛ)МЕСЯЦА высохшая и выгоревшая на солнце трава выглядела (НА)ПОДОБИЕ щетины.
3) Через открытые (НА)РАСПАШКУ окна всё ТАК(ЖЕ) лился свет вечерней зари.
4) (В)НАЧАЛЕ января установилась суровая погода, и нам (ПО)НЕВОЛЕ пришлось переехать из дома в городскую квартиру, так как дров было не напастись.
5) (С)НАЧАЛА оленёнок шёл за оленихой медленно, но потом, когда день стал сменяться ночью, он побежал вперёд, ЧТО(БЫ) не остаться во тьме.

Задание 15 20916

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

М.И. Цветаева искре(1)е утверждала, что «чувство собстве(2)ости» у неё «ограниче(3)о детьми и тетрадями».

Задание 16 20978

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Утром роса заливает травы и сладко пахнет хлебом из каждой избы.
2) Багровый свет уже загорался в окнах дворцов и падал вниз.
3) От ночной лампы во все стороны ложились странные узоры или тёмные пятна.
4) Подвести итог сказанному в тексте может как предложение так и целый абзац.
5) Похолодало и среди дождливой пелены замелькали мокрые снежинки.

Задание 17 21108

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Пейзажи И.И. Левитана (1) проникнуты печалью прощальных дней и (2) тихо сыплющихся (3) листьев, осеннего солнца (4) едва заметно пригревающего землю (5) и тихого гудения пчёл перед холодами.

Задание 18 21207

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А.С. Пушкин, с его (1) совершенно (2) безупречным чувством прекрасного и удивительно ясным мышлением, счёл нужным чётко определить своё отношение ко «вкусу». Чувство соразмерности и сообразности – вот в чём (3) по мнению великого поэта (4) состоит истинный вкус.

Задание 19 21293

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я видел счастливого человека (1) заветная мечта (2) которого (3) осуществилась так очевидно (4) который (5) получил то (6) что хотел (7) который был доволен судьбой и самим собой.

Задание 20 21414

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Поначалу конь не произвёл на Степана впечатления (1) но (2) когда вороной подбежал ближе (3) и Степан увидел его крутую шею и широкую грудь (4) то он невольно залюбовался великолепным скакуном.

Задание 21 22193

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Чарские пески  — пустыня на севере Забайкальского края, окружённая горами и тайгой. (2)Несмотря на то что размер этой пустыни невелик  — всего 50 квадратных километров, Чарские пески вполне достойны называться пустыней. (3)Барханы достигают высоты 25 и более метров, растительный мир по занимаемой площади соответствует пустынному, здесь бывают песчаные бури.

(4)Окружает Чарские пески тайга с реками и болотами, и такое природное своеобразие кажется чем-то фантастичным. (5)Над Чарскими песками стеной возвышаются Кодарский, Удоканский и Каларский хребты.

(6)Пески особенно красивы во время своего «цветения»: весной, в мае, распускаются забайкальские подснежники  — сон-трава.

(7)В северной и восточной частях массива, спустившись на границу с лесом, круглый год можно наблюдать интересное природное явление: здесь из-под толщи песков сочится вода. (8)В Чарской долине глубже мерзлотного слоя находится крупное месторождение подземных вод, вырывающихся из-под ледяного панциря на поверхность через проталины в мерзлоте.

(9)Кроме того, в юго-восточной части песков археологи обнаружили керамические предметы и каменные изделия, свидетельствующие о пребывании здесь древних людей.

Задание 22 21577

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Ты и убогая,
   Ты и обильная,
   Ты и могучая,
   Ты и бессильная...
   (Н. Некрасов)
Б) Все только слушают его, разинув рот,
   Хоть он такую дичь несет,
   Что уши вянут.
   (И.А. Крылов)
В) Но красоты их безобразной
   Я скоро таинство постиг…
   (М.Ю. Лермонтов)
Г) Рассвет, как маленький ребёнок,
   Улыбнулся радостно спросонок…
   (Э.Асадов)
Д) До чего ж рассвет сегодня звонок
   В пенисто-вишнёвых облаках.
   (Э. Асадов)

1) парцелляция
2) перифраз
3) антитеза
4) сравнение
5) фразеологизм
6) диалектизм
7) метафора
8) оксюморон
9) эпитет

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Кухаревой Н.С.

(1)Въехали в город. (2)Снова раздался звонок мобильного. (3)Опять Сашка:
– Ну где ты там?
(4)Экзамен через пятнадцать минут! (5)Уже все в аудитории! (6)Ты-то ещё сдашь, а мне без тебя конец!

(7)Вместо ответа Серёжа вдруг спросил:
– Ты знаешь адрес травматологии?

– (8)Что случилось, что с тобой? – заволновался Сашка.

– (9)Да бабушке надо!

– (10)Какой бабушке? (11)О чём ты? (12)Не знаю я никакого адреса! – завопил в трубку приятель.

(13)Серёжа нажал на кнопку телефона. (14)Бабушка в отчаянии продолжала просить водителя подвезти её поближе к отделению, куда направили её сельские врачи на лечение, объясняя, что не дойти ей самой – даже шаг ступить трудно. (15)Тот отвечал уже не насмешливо, а крайне раздражённо и даже резко, что и остальным не так легко, как кажется, что у него пассажиры и он не собирается искать какой-то там корпус.

(16)Тем временем все притихли, и тошно стало Серёже от тишины, и по груди разлился жар, что-то давило, щемило. (17)«Ну что мы за чурбаны – и эти женщины, и этот мужчина, и водитель, и я: нет бы бабушку проводить, а я сижу молча, будто нет меня тут, будто оглох я и все оглохли…» (18)Стыдно, что некому помочь бабушке, стыдно и самому помощь предложить. (19)Скажут, что выскочка. (20)Видел он, как покосилась на него соседка, когда он у Сашки адрес травматологии спрашивал.

(21)Сидел Серёжа в волнении, а в душе его – буря, борьба, презрение к своей слабости.

(22)Между тем водитель подъехал к главному корпусу краевой больницы, открыл дверь, и бабушка в смятении выбралась из маршрутного такси под недовольные вздохи пассажиров. (23)Дверь захлопнулась, машина отъехала от здания. (24)И вдруг Серёжа понял, что уходит мгновение, когда он ещё может помочь не только бедной старушке, но и самому себе. (25)Помочь остаться человеком. (26)А потом, через мгновение, будет поздно…

– (27)Остановите! – крикнул Серёжа.– (28)Мне тоже здесь!

(29)Водитель притормозил.

– (30)О Господи, то один, то другой! (31)Мы доедем сегодня или нет?! – услышал Серёжа вслед чей-то недовольный голос.

(32)Паренёк очутился на улице. (33)Бабушка в растерянности стояла перед огромным современным зданием краевой больницы.

– (34)Я вам помогу, провожу, сумку донесу, – сказал Серёжа, смутившись.

(35)Бабушка удивлённо взглянула на него, и вдруг её старое и сморщенное лицо вдруг как бы помолодело и посветлело.

– (36)Так вот она, голубчик, оказывается, травматология-то, к главному зданию пристроена! (37)А ты опоздал, внучек, на экзамен-то! (38)Прости уж меня, квочку старую, я тебя взбаламутила… (39)А душенька у тебя, сынок, настоящая!

(40)А Серёжа шёл со старушкой и думал о том, что невозможно быть настолько внимательным старому человеку. (41)И про экзамен-то она знает, и что душа у него есть знает. (42)И было ему в этот миг легко и весело…

(По Н.С. Кухаревой*)
* Наталья Сергеевна Кухарева –
российская писательница, автор рассказов о молодёжи.

Задание 23 22181

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Сашка рассчитывал на помощь Серёжи на экзамене.
2) Серёже было стыдно за водителя, пассажиров маршрутного такси и за себя, но он не сразу решился предложить помощь бабушке.
3) Пассажиры маршрутного такси с пониманием отнеслись к просьбе бабушки отвезти её к сельскому врачу.
4) Водитель сначала с насмешкой отнёсся к просьбе бабушки подвезти её поближе к травматологическому отделению больницы.
5) Узнав о том, что травматологическое отделение находится рядом с главным зданием больницы, Серёжа пожалел о своём решении выйти из маршрутного такси вслед за бабушкой.

Задание 24 22182

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-3 представлено рассуждение.
2) Предложение 14 поясняет содержание предложения 13.
3) Предложение 19 объясняет содержание предложения 18.
4) В предложении 21 представлено описание состояния человека.
5) В предложениях 22, 23 содержится повествование.

Задание 25 22183

Из предложений 14, 15 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Задание 26 22184

Среди предложений 13-20 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи формы слова. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ