ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 21

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на <...> территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

(Из Конституции Российской Федерации)

Задание 1 21657

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.

Задание 2 21658

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ПРЯМОЙ. Правдивый, откровенный, нелицемерный. П. человек. П. ответ.
2) АКТ. Законченная часть драматического произведения или театрального представления, действие. Комедия в трёх актах.
3) НОРМА. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь. Н. поведения. Нормы литературного языка.
4) СИСТЕМА. Техническое устройство, конструкция. Самолёт новой системы.
5) УСТАНОВИТЬ. Назначить, утвердить, ввести в действие. У. новое расписание. У. дни отдыха.

Задание 3 21659

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) В соответствии с требованиями функциональной разновидности языка в тексте отсутствует эмоционально окрашенная лексика.
2) Логичное и последовательное изложение материала достигается посредством частого использования вводных конструкций, указывающих на связь мыслей.
3) Текст содержит слова одной тематической группы (договор, правовая система, органы государственной власти и др.), отвлечённые существительные (действие, органы самоуправления и др.).
4) Текст характеризуется типичной для официально-делового стиля точностью, стандартизованностью речи.
5) Текст относится к научному стилю; цель текста – передача знаний об основах конституционного строя Российской Федерации.

Задание 4 19054

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) экспЕрт
2) тортЫ
3) осведомИться
4) прибЫв
5) прИнятый

Задание 5 19124

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Директор ЗВУЧНЫМ голосом объявил победителей олимпиады.
В Кемеровской области открыты залежи КАМЕННОГО угля.
ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ возраст в сочетании с сединой подчёркивал благородство этого человека.
На выставке были продемонстрированы новейшие образцы пожарной и спасательной техники, позволяющей бороться с пожарами в ВЫСОТНЫХ зданиях.
На родительском собрании классный руководитель напомнил, как важно вовремя ОГРАДИТЬ детей от угроз, скрывающихся в Интернете.

Задание 6 19221

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

О реальных событиях: о счастливом детстве, любимых наставниках, об учёбе в Тенишевском училище, о революции, трудных годах эмиграции –– В.В. Набоков рассказал в своём автобиографическом романе «Другие берега».

Задание 7 19288

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОПРОБУЕМ решить
ПОЛОЖИ на стол
ТРЁХСТАМИ дисками
много СВАДЕБ
голос более ЗВУЧНЫЙ

Задание 8 19332

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
В) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Автору удалось убедить своих читателей благодаря особым приёмам воздействия.
2) Учёный Владимир Лодочников считал то, что все физические свойства материи, находящейся в глубине Земли, должны изменяться.
3) Сегодня он справился с поставленной задачей вопреки сложившихся условий.
4) Риф на дне Красного моря проходит в трёхкилометровой толще солей, накопившихся за многие миллионы лет.
5) Наверное, вы знакомы с термином «омографы», обозначающему слова, которые имеют одинаковый графический облик, но различаются значением и произношением.
6) Воспринимая на слух некоторые слова, происходит искажение смысла текста.
7) Смысл названия пьесы «Вишнёвого сада» до сих пор вызывает споры среди литературоведов.
8) Некоторые из тех, кто собирался принять участие в олимпиаде, не приехали.
9) Дома ученики пробуют самостоятельно выполнить данное упражнение, пользуясь орфоэпическим словарём.

Задание 9 19819

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) передв..гаться, возн..кновение, м..неральный
2) зав..щать, н..жнейший (шёлк), побл..дневший
3) изл..жение, г..ристый, прик..сновение
4) эт..кетка, тр..вожиться, л..леять
5) в..шнёвый, г..мназист, г..роический

Задание 10 20080

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) не..добровать, и..биратель, бе..вкусный
2) с..автор, в..плотить, пр..изойти
3) пр..обрёл, пр..слушиваться, пр..школьный
4) вз..мать (налог), без..сходный, по..грать
5) по..солнечник, о..бросить, на..смотрщик

Задание 11 20182

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) доверч..вый, пугов..ца
2) отво..вать, звоноч..к
3) просматр..вая, сирен..вый
4) миндал..вый, карманч..к
5) медвеж..нок, (любить) горяч..

Задание 12 20751

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (дети) приуч..тся, рыщ..щие (волки)
2) (снега́) припорош..т, руш..щееся (здание)
3) сдерж..нное (обещание), пересуш..нное (бельё)
4) (дрессировщики) науч..т (льва), хлещ..щие (струи)
5) (это) противореч..т (правилам), зачист..вший (напильником деталь)

Задание 13 21372

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) На экзамене мне досталась далеко (НЕ) ЛЁГКАЯ задача. 
2) (НЕ) КОПЬЁМ побеждают, а умом. 
3) Передо мной расстилалась совершенно (НЕ) ЗНАКОМАЯ местность.
4) В этом (НЕ) ПРОРЕЖЕННОМ лесу молодые деревья растут медленно.
5) Директор (НЕ) УСПЕЛ закончить фразу, как вдруг руку поднял Потапов.

Задание 14 20807

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.

1) При входе в лес я повернул (НА)ПРАВО и пошёл (В)ДАЛЬ.
2) Марьяна улыбалась редко, ЗА(ТО) её улыбка всегда поражала, (ПО)ТОМУ что была невероятно искренней.
3) Я получила письмо (ОТ)ТОГО попутчика, с которым летела (В)МЕСТЕ в Москву.
4) (С)УТРА шёл (ПО)НАСТОЯЩЕМУ осенний дождь, и становилось жаль уходящего лета.
5) Петухи кричали (В)МЕСТЕ и (ПО)ОДНОМУ, и их голоса сливались с чириканьем воробьёв.

Задание 15 20893

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

И.К. Айвазовский обладал исключительно разносторо(1)им дарованием, в котором были счастливо сопряже(2)ы качества, соверше(3)о необходимые для художника-мариниста.

Задание 16 20955

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с переплетением волнистых линий.
2) Заснеженные кусты напоминали боярскую шапку или медведя или причудливый зáмок.
3) Весь день в парке играл духовой оркестр и работали фонтаны
4) Терпение да труд всё перетрут.
5) В XV веке в сражениях применяли как тяжёлые пушки так и лёгкие орудия.

Задание 17 21065

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Красивые стебли высоких кудрявых папоротников (1) уже окрашенных осенними красками (2) заполонили всю рощу (3) бесконечно (4) путаясь и пересекаясь по несколько раз (5) и сверкали на солнце каплями дождя.

Задание 18 21180

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Быть может (1) лирою счастливой
Тебя (2) волшебник (3) искушал;
Невольный трепет возникал
В твоей груди самолюбивой,
И ты, склонясь к его плечу.
Нет, нет (4) мой (5) друг (6) мечты ревнивой
Питать я пламя не хочу;
Мне долго (7) счастье (8) чуждо было.
Мне ново наслаждаться им,
И, тайной грустию томим,
Боюсь: неверно всё, что мило.

(А.С. Пушкин)

Задание 19 21261

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Датский принц (1) история жизни (2) которого (3) с очень большими изменениями послужила основой для трагедии «Гамлет» (4) однажды посетил Англию.

Задание 20 21368

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Мне казалось (1) что (2) если я буду идти всё время прямо (3) то непременно встречусь с Ярмолой на Ириновском шляху (4) который пролегал за лесом.

Задание 21 21517

Найдите все предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)С «поющими» песками можно встретиться не только в пустынях, но и в других местах: на берегах Кольского полуострова и Балтики, в долинах Лены и Вилюя, на озере Байкал. (2)Такой песок издаёт самые неожиданные звуки: под ногами идущего слышится собачий лай, звон натянутой струны. (3)В пустынных местах нередко звучат обширные площади движущихся песков – кажется, будто поёт вся пустыня. (4)Что же заставляет пески звучать? (5)Некоторые учёные считают, что звук рождается при трении песчинок. (6)Для других причина пения – движение воздуха в промежутках между песчинками. (7)Есть и такое предположение: звучание песков вызывается подземными водами. (8)Но, пожалуй, скорее всего правильно иное: звуки объясняются электризацией песка. (9)Благодаря трению песчинки поющей горы заряжаются разноимёнными электрическими зарядами и начинают отталкиваться одна от другой, и это вызывает звуки.

Задание 22 21530

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Пушкин, Данте, Шекспир были постоянными собеседниками Ахматовой.
Б) Не сломлюсь, не дрогну, не устану, ни крупицы не прощу врагам.
В) Сладкая боль воспоминаний о счастливой поре заставляла страдать.
Г) По ветвям развешан иней -
    Погляди хоть ты!
    Словно кто-то тороватый
    Свежей-белой, пухлой ватой
    Все убрал кусты.
    (А.А. Фет)
Д) «Ты всё пела? Это дело: Так поди же. попляши!»
    (И.А. Крылов)

1) диалектизм
2) градация
3) метонимия
4) гипербола
5) сравнение
6) аллитерация
7) перифраза
8) оксюморон
9) ирония

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Паустовского К. Г. 

(1)Базарный Сызган. (2)Я запомнил эту станцию из-за одного пустого случая. (3)Мы простояли на запасных путях в Сызгане всю ночь. (4)Была вьюга. (5)К утру поезд сплошь залепило снегом. (6)Я пошёл со своим соседом по вагону Николашей Рудневым в вокзальный буфет купить баранок.

(7)Как всегда после вьюги, воздух был пронзительно чист и крепок.

(8)В буфете было пусто. (9)Пожелтевшие от холода цветы гортензии стояли на длинном столе, покрытом клеёнкой. (10)Пахло горелым луком и кофе.

(11)Курносая девушка в фартуке поверх кацавейки сидела, пригорюнившись, за столиком и смотрела на мальчика с землистым лицом. (12)Шея у мальчика была длинная, прозрачная и истёртая до крови воротом армяка. (13)Редкие льняные волосы падали на лоб.

(14)Мальчик, поджав под стол ноги в оттаявших опорках, пил чай из глиняной кружки. (15)Он отламывал от ломтя ржаного хлеба большие куски, потом собирал со стола крошки и высыпал их себе в рот.

(16)Мы купили баранок, сели к столику и заказали чай. (17)За дощатой перегородкой булькал закипавший самовар. (18)Курносая девушка принесла нам чай с вялыми ломтиками лимона, кивнула на мальчика в армякеи сказала:
— Я его всегда кормлю.
(19)От себя, а не от буфета. (20)Он милостыней питается. (21)По поездам, по вагонам.

(22)Мальчик выпил чай, перевернул кружку, встал, перекрестился, неестественно вытянулся и, глядя остановившимися глазами за широкое вокзальное окно, запел. (23)Пел он, очевидно, чтобы отблагодарить сердобольную девушку. (24)Пел высоким, скорбным голосом, и в ту пору песня этого мальчика показалась мне лучшим выражением сирой деревенской России. (25)Из слов его песни я запомнил очень немного....(26)Схоронил её
во сыром бору,
во сыром бору под колодою,
под колодою,
под дубовою...

(27)Я невольно перевёл взгляд туда, куда смотрел мальчик. (28)Снеговая дорога сбегала в овраг между заиндевелыми кустами орешника. (29)За оврагом, за соломенными крышами овинов вился струйками к серенькому, застенчивому небу дым из печей. (30)Тоска была в глазах у мальчика  — тоска по такой вот косой избе, которой у него нет, по широким лавкам вдоль стен, по треснувшему и склеенному бумагой окошку, по запаху горячего ржаного хлеба с пригоревшими к донцу угольками.

(31)Я подумал: как мало в конце концов нужно человеку для счастья, когда счастья нет, и как много нужно, как только оно появляется.

(32)С тех пор я помногу живал в деревенских избах и полюбил их за тусклый блеск бревенчатых стен, запах золы и за их суровость. (33)Она была сродни таким знакомым вещам, как ключевая вода, лукошко из лыка или невзрачные цветы картошки.

(34)Без чувства своей страны  — особенной, очень дорогой и милой в каждой её мелочи  —нет настоящего человеческого характера. (35)Это чувство бескорыстно и наполняет нас великим интересом ко всему. (36)Александр Блок написал в давние тяжёлые годы:
Россия,
нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые  —
Как слёзы первые любви!

(37)Блок был прав, конечно. (38)Особенно в своём сравнении. (39)Потому что нет ничего человечнее слёз от любви, нет ничего, что бы так сильно и сладко разрывало сердце. (40)И нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, её прошлому, настоящему и будущему, к её языку, быту, к её лесам и полям, к её селениям и людям, будь они гении или деревенские сапожники.

(41)В те годы, во время службы моей на санитарном поезде, я впервые ощутил себя русским до последней прожилки. (42)Я словно растворился в народном разливе, среди солдат, рабочих, крестьян, мастеровых.

(43)От этого было очень уверенно на душе. (44)Даже война не бросала никакой тревожной тени на эту уверенность. «(45)Велик Бог земли русской,  — любил говорить Николаша Руднев.  —(46)Велик гений русского народа! (47)Никто не сможет согнуть нас в бараний рог. (48)Будущее  — за нами!»

(49)Я соглашался с Рудневым. (50)В те годы Россия предстала передо мной только в облике солдат, крестьян, деревень с их скудными достатками и щедрым горем. (51)Впервые я увидел многие русские города и фабричные посады, и все они слились своими общими чертами в моём сознании и оставили после себя любовь к тому типичному, чем они были наполнены.

(По К. Г. Паустовскому*)
Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) —
русский советский писатель, классик русской литературы.

Задание 23 21721

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Буфетчица кормила жившего милостыней бездомного мальчика за счёт буфета.
2)  В глазах мальчика была тоска по тому, чего у него не было.
3)  По мнению рассказчика, когда у человека нет счастья, ему очень много нужно, чтобы быть счастливым.
4)  Рассказчик встретился со своим соседом по вагону в вокзальном буфете.
5)  Без чувства родной страны не может быть настоящего человеческого характера.

Задание 24 21722

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 7-10 представлено описание.
2)  В предложениях 16-18 представлено повествование.
3)  В предложениях 27-29 представлено рассуждение.
4)  Предложение 39 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 37.
5)  Предложение 46 содержит эмоционально-оценочное суждение.

Задание 25 21723

Из предложений 28-31 выпишите один фразеологизм.

Задание 26 21724

Среди предложений 36-41 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза, лексического повтора и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ