ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 17

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

М.М. Зощенко был небольшого роста, строен и очень хорош собой. Глаза у него были задумчивые, тёмно-карие; руки – маленькие, изящные. Он ходил легко и быстро, с военной выправкой – сказывались годы сначала в царской, <...> в Красной Армии. Постоянную бледность он объяснял тем, что был отравлен газами на фронте. Но мне казалось, что и от природы он был смугл и матово-бледен.

Не думаю, что кто-нибудь из нас уже тогда разгадал его, ведь он и сам провёл в разгадывании самого себя не одно десятилетие. Меньше других его понимал я – и это неудивительно: мне было восемнадцать лет, а у него за плечами была острая, полная стремительных поворотов жизнь. Но всё же я чувствовал в нём неясное напряжение, неуверенность, тревогу. Казалось, он давно и несправедливо оскорблён, но сумел подняться выше этого оскорбления, сохранив врождённое ровное чувство немстительности, радушия, добра. Думаю, он уже и тогда был высокого мнения о своём значении в литературе, но знаменитое в серапионовском кругу «Зощенко обидится» было основано и на другом. Малейший оттенок неуважения болезненно задевал его. Он был кавалером в старинном, рыцарском значении этого слова – впрочем, и в современном: получил за храбрость четыре ордена и был представлен к пятому в годы Первой мировой войны.

Он был полон уважения к людям и требовал такого же уважения к себе.

(По В.А. Каверину)

Задание 1 19027

Самостоятельно подберите наречие времени, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это наречие.

Задание 2 19028

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ПРИРОДА. Совокупность естественных условий и особенностей какой-л. местности (рельеф, растительный и животный мир, климатические условия и т. п.). Северная п. Тропическая п.
2) ОСТРЫЙ. Сильно действующий на органы чувств; резкий. О. запах бензина. О. вкус пряностей. О. свет молнии.
3) РОВНЫЙ.  Постоянно одинаковый и спокойный, уравновешенный. Ровная жизнь. Р. характер.
4) ВЫСОКИЙ. Значительный по количеству, интенсивности, степени проявления и т.п.; превышающий средний уровень, среднюю норму. В-ая активность. В-ая производительность труда. В. урожай. В-ие темпы. В-ие цены.
5) ЗАДЕВАТЬ. Зацепляться за что-л. или касаться чего-л. при движении. З. локтём самовар.

Задание 3 19029

Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Первое предложение содержит тезис, который последовательно доказывается в тексте научного стиля.
2) Использование во втором (2) абзаце вводных слов (казалось, думаю), синтаксических конструкций с противительными союзами объясняется стремлением автора подчеркнуть сложность понимания, разгадывания личности писателя М.М. Зощенко.
3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, различные типы сложных предложений.
4) В последнем предложении говорится об особенности личности писателя, определявшей его взаимоотношения с людьми (Он был полон уважения к людям и требовал такого же уважения к себе.).
5) Чтобы вызвать интерес читателей к личности М.М. Зощенко, автор использует не только необходимые для раскрытия темы факты (был отравлен газами на фронте в четвёртом предложении первого (1) абзаца; получил за храбрость четыре ордена и был представлен к пятому в годы Первой мировой войны в последнем предложении второго (2) абзаца), но и интересную гипотезу (Думаю, он уже и тогда был высокого мнения о своём значении в литературе).

Задание 4 19050

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) гражданствО
2) укрЕпит
3) вернА
4) лилАсь
5) защЕмит

Задание 5 19120

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ.
Несмотря на запреты и гонения, народ всегда выдвигал из своей среды выразителей своей мятежной, мужественной и ДОВЕРЧИВОЙ души.
В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется КОСТНАЯ мукá.
КАМЕННАЯ глыба неожиданно преградила нам дорогу, и пришлось возвращаться в лагерь по другой тропе.
Щебень и известковая мукá –– ИСХОДЯЩИЕ материалы для приготовления сухих смесей, побелки.

Задание 6 19217

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Снятый в прошлом году фильм создал неоднозначную реакцию кинокритиков.

Задание 7 19285

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

мало ВРЕМЯ
около ПЯТИСОТ человек
нет ТУФЕЛЬ
много ВАФЕЛЬ
ПОПРОБУЕМ помочь

Задание 8 19328

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Степан чувствовал то, как всё тело не слушается его и от усталости слипаются глаза.
2) Вопреки предсказаний старожилов было тепло и солнечно.
3) А.С. Пушкин был первым среди тех, кто не только признавал, а также поощрял литературное дарование Н.В. Гоголя.
4) Все, кто видел работу гончара, поражался его удивительному искусству.
5) На мелководных участках растительность образует перемычки, разделяющими озеро на отдельные плёсы.
6) Иван Грозный, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, старался привлечь на свою сторону новых подданных.
7) Поражающие своей красотой и величием уникальные девственные островки природы ещё остались на карте области.
8) Проводник поезда спросил опоздавших пассажиров, в каком вагоне их места.
9) Некоторые из тех, кто бывал на западе Мещёрского края, видели среди сосновых лесов восемь Боровых озёр, до которых добраться можно только через лес по карте и компасу.

Задание 9 19805

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ат..ковать, орг..низовать,д..лёкий
2) л..гичный, раскр..снеться, р..скошный
3) р..мантичный, апл..дировать, ут..лщённый
4) р..форма, см..гчить, м..ценат
5) соед..ниться, м..неральный, раст..рание

Задание 10 16109

Укажите все варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)   нед..верчивый, п..дорожник, нен..глядный
2)   пр..мета, непр..годный, пр..стройка
3)   и..брать, и..желта-красный, бе..вестный
4)   супер..гра, от..мённое (прилагательное), раз..грать
5)   с..язвить, в..юга, ад..ютант

Задание 11 20176

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) преподават..ль, привередл..вый
2) спорщ..к, завис..ть (от других)
3) программир..вать, распар..вать (швы)
4) кост..ная (нога), дров..ной (сарай)
5) (рыболовный) сач..к, девч..нка

Задание 12 20747

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) сия..шь, закле..вший
2) потян..шься, воспева..мый
3) онеме..шь, ожида..мый
4) выстро..шь, сброш..нный
5) беспоко..щаяся, (кулинары) замес..т (тесто)

Задание 13 21365

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Холодные зимы и обильные снега Печоры служат (НЕ) ИССЯКАЕМЫМ источником вдохновения для молодого музыканта.
2) Молодой человек от смущения (НЕ) ЗНАЛ, куда деваться.
3) Детство – (НЕ) ПОВТОРИМАЯ пора жизни.
4) Архивные материалы, (НЕ) ОПУБЛИКОВАННЫЕ своевременно, лишают учёных возможности сделать важные открытия во многих научных областях.
5) Затаившись, (НЕ) ШЕВЕЛЯСЬ, мы следили за грациозным животным.

Задание 14 20791

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.

1) Соседей по даче я мало знал, они ТО(ЖЕ) БУД(ТО) не замечали меня.
2) ЧТО(БЫ) вернуть А.Н. Радищева современному читателю, необходимо оценить его философские взгляды ТАК(ЖЕ) , как и литературное творчество.
3) Древнегреческий философ Платон одним из первых писал о происхождении слов, (ПРИ)ЭТОМ его этимологические рассуждения (ЗА)ЧАСТУЮ оказывались наивными.
4) Вишня ТО(ЖЕ) была в цвету, (ПРИ)ЧЁМ некоторые цветы ещё не раскрылись.
5) Павел Петрович ВСЁ(ЖЕ) помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.

Задание 15 20669

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Изучение стари(1)ых предметов: глиня(2)ой посуды, берестя(3)ых грамот, распространё(4)ых когда-то украшений - очень важно для науки.

Задание 16 20951

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Поэту природа кажется одушевлённой и разделяющей его переживания.
2) Сердце то забьётся то утонет в воспоминаниях.
3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
4) Багровый закат загорался в вечернем небе и отражался в окнах домов.
5) Рассвело и по бурому полю зреющей ржи заблистали причудливые светлые пятна.

Задание 17 21061

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Кое-где в глубоких и узких балках (1) поросших редким кустарником (2) ещё лежат (3) будто бы напоминая об ушедшей ночи (4) влажные синеватые тени.

Задание 18 21176

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Этот человек (1) кажется (2) очень уставшим. Он (3) видимо (4) сегодня (5) много работал и (6) по-моему (7) сейчас заснёт.

Задание 19 21258

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Спортсмены активно используют аминокислоты (1) важнейшее свойство (2) которых (3) обнаружено учёными сравнительно недавно.

Задание 20 21355

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Первой прочитанной Лёвой книгой был роман «Отцы и дети» (1) и предметом его гордости стало то (2) что эта книга была толстая и серьёзная (3) и (4) что прочитал он её с увлечением и даже с удовольствием.

Задание 21 21513

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Москва – это прекрасные виды, открывающиеся с высоких холмов, знаменитые особняки, дворики с древними церквями. (2)И конечно, самая главная достопримечательность столицы – Кремль! (3)Нет ни одного русского пейзажиста, который хотя бы раз не написал Кремль – самый знаменитый архитектурный ансамбль столицы. (4)Рассматривая виды Москвы, можно проследить изменения города со временем. (5)На одной из картин А.М. Васнецова древний Кремль со старыми башнями из белого камня – сегодня все стены и башни Кремля из красного кирпича. (6)В пейзаже И.К. Айвазовского «Вид на Москву с Воробьёвых гор» на первом плане – извивающаяся лента Москвы-реки. (7)По её берегам тянутся луга, рощи, растут сосны. (8)А сегодня здесь громадный стадион «Лужники», высотные дома, проспекты.

Задание 22 21510

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Проплясал, проплакал дождь ве­сенний, замерла гроза.
    (С. Есенин)
Б) Жители города на Неве тепло встретили их.
В) Остаться мне случится одному.
    Навеки. В самом деле. Без возврата.
    (Е. Винокуров)
Г) Дивно устроен наш свет... Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить…
Д) Где умному горе, там дураку веселье.

1) литота
2) ряды однородных членов
3) метафора
4) гипербола
5) антитеза
6) перифраза
7) олицетворение
8) развёрнутая метафора
9) парцелляция

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Пескова В.М.

(1)Был осенний серенький день в конце листопада. (2)И серенькое настроение. (3)Я пришёл в Тимирязевский парк прогуляться.

(4)Пустынно было в парке и тихо. (5)И вдруг из леса через дорогу в пяти шагах от меня проследовал заяц. (6)Он не пробежал, а медленно пропрыгал мимо, удостоив меня лишь косым взглядом. (7)Невдалеке от меня он остановился, поскрёб за ухом длинной задней ногой и тихо-мирно упрыгал в кусты. (8)Эко событие, скажете. (9)Однако настроение моё сразу переменилось. (10)Я шёл, посвистывая, вспоминал зайца, представляя, что он сейчас делает. (11)Дома за чаем опять зайца вспомнил. (12)И стало на душе хорошо и тепло.

(13)Явление это обычное. (14)Пойдёшь с рюкзаком за город и, если ничего живого за день не усмотрел, возвращаешься хоть и довольный ходьбой, но всё-таки с ощущением, что чего-то важного не было. (15)Этим важным может быть утка, с треском и кряканьем взлетевшая из-под ног с маленького пруда. (16 ) Это могут быть увлекательные, захватывающие сцены поединка двух летунов –  легкокрылой стрекозы и длиннохвостой сороки. (17)Или вдруг в бинокль увидел: трудолюбивый дятел таскает птенцам в дуплянку не личинок, а созревшие ягодки земляники.

(18)Всё живое, тесно переплетённое множеством связей, являет собой чудо с названием Жизнь, очень возможно, единственную в бескрайней Вселенной. (19)Всякое проявление жизни даёт ощущение радости бытия. (20)Из всех человеческих ценностей главная ценность – сама жизнь с восходом солнца, с облаками, пением птиц, кваканьем лягушек, трюканьем сверчка и шелестом трав.

(21)Образы природы сопровождают людей с самой глубокой древности. (22)Сцены охоты древние люди оставили нам в наследство на стенах пещер, на камнях в виде скупых царапин, изображающих лосей, кабанов, туров. (23)Нынешняя техника даёт возможность увидеть зверей и птиц в естественных красках и обстановке. (24)Мы видим эпизоды их жизни, и в душе появляется тёплое чувство. (25)Они где-то есть, эти звери, они ещё бегают, рычат, прячутся или проявляют, как и мы, люди, любопытство…

(26)Желая испытать это тёплое чувство, на городских этажах мы держим кошек, собак, попугаев, белок, рыбок в аквариуме. (27)Врачи говорят, что поглаживание кошки или кормление синицы с ладони целительны для человеческой психики. (28)Заяц, встреченный в парке, исправил моё настроение. (29)А сколько случаев, когда человека с жизнью связывает только ниточка общения с собакой, с обыкновенными воробьями или воронами!

(30)Бывшая работница нашей редакции время от времени по телефону докладывает мне о жизни ворон во дворе, о том, что они любят есть, как безошибочно узнают её в массе людей.

(31)А старушка у нас во дворе каждое утро носит воробьям крошки. (32)И я вижу радость на лице женщины, наблюдающей, как суетливые птички подбирают рассыпанный корм. (33)Иногда мне кажется: не прилетят воробьи к её выходу из подъезда, и старушка умрёт от обрыва последней ниточки, соединяющей её с жизнью. (34)Как-то мы разговорились с ней, и она призналась, что ни разу не видела в жизни, как пролетают и кричат журавли. (35)Я рассказал ей, как журавли весною танцуют, разбившись на пары, и кричат так, что голоса их сливаются в один торжествующий звук любви. (36)Старушка слушала внимательно и, прощаясь, сказала три слова: «Какой вы счастливый…» (37)Яснополянский мудрец писал то же самое в дневниках: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней».

(По В.М. Пескову*)
* Василий Михайлович Песков (1930–2013)
– советский и российский писатель,
журналист, фотокорреспондент, путешественник.

Задание 23 21670

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Как только рассказчик во время прогулки в Тимирязевском парке увидел зайца, настроение его улучшилось.
2)  Городские жители утратили желание держать домашних животных.
3)  Образы родной природы часто вдохновляют выдающихся художников, обладающих современной техникой письма, на создание замечательных пейзажей.
4)  Вороны способны узнавать человека, который их кормит.
5)  Общение с природой благотворно влияет на человека.

Задание 24 21671

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 4-7 представлено рассуждение.
2)  В предложениях 8,9 перечислены последовательные действия.
3)  Предложение 11 называет причину того, о чём говорится в предложении 12.
4)  В предложениях 18-20 содержится рассуждение.
5)  Предложение 22 подтверждает содержание предложения 21.

Задание 25 21672

Из предложения 30 выпишите один фразеологизм.

Задание 26 21673

Среди предложений 21-27 найдите такое(-ие), которое⁠(-ые) связано⁠(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер⁠(-а) этого⁠(-их) предложения⁠(-ий).

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ