ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 20
- ЕГЭ русский язык, 2025 (открытый банк ФИПИ)
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
ЕГЭ: текстОбязанности пешеходов 4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создаёт помехи для других пешеходов. При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств. При переходе дороги и движении по обочинам <…> краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населённых пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств. (Из Правил дорожного движения) |
||||
Задание 1 21653
Самостоятельно подберите сочинительный разделительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите этот союз. |
||||
Задание 2 21654
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ЛИЦО. Передняя часть головы человека. Черты лица. Румяное л. |
||||
Задание 3 21655
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов. 1) В соответствии с требованиями функциональной разновидности языка в тексте отсутствует эмоционально окрашенная лексика. |
||||
Задание 4 19053
Укажите варианты ответов, в которых неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) обнялАсь |
||||
Задание 5 19123
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Самым ВЫСОТНЫМ игроком чемпионата по баскетболу признан игрок российской команды. |
||||
Задание 6 19220
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Главную суть своей книги учёный изложил на научной конференции. |
||||
Задание 7 19287
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. крыжовник более СПЕЛЫЙ |
||||
Задание 8 19331
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Задание 9 19814
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) зам..реть, вн..запно, выб..рать |
||||
Задание 10 20079
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) арх..опасный, ант..пригарный, д..сквалифицировать |
||||
Задание 11 20179
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) преодол..вавший, рул..вой |
||||
Задание 12 20750
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) дремл..щий, щур..щийся (от солнца) |
||||
Задание 13 21371
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) (НЕ) ВЕРЯЩИЙ в чудеса фокусник лукаво улыбался. |
||||
Задание 14 20806
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. 1) Мелодия, (В)ТЕЧЕНИЕ всего нескольких минут звучавшая в исполнении саксофониста, КАКИМ(ТО) волшебным образом захватила всех присутствующих, не оставив равнодушным ни одного человека. |
||||
Задание 15 10804
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. В приотворё(1)ую дверь виднелось всё хозяйство Тараса: ружьё на стене, несколько горшков на печке, сундучок под некраше(2)ой лавкой, развеша(3)ые снасти. |
||||
Задание 16 20954
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Глупость человека сказывается либо в его действиях либо в его словах. |
||||
Задание 17 21064
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Лучи солнца (1) скользя по листве и переливаясь (2) внезапно пробивались сквозь (3) омытую сверкающим дождём (4) частую сетку тонких берёзовых веток. |
||||
Задание 18 21179
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Безмолвное (1) море (2) лазурное (3) море (4) Безмолвное (5) море (6) лазурное (7) море (8) (В.А. Жуковский) |
||||
Задание 19 21260
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Склоны этой горы (1) на вершине (2) которой (3) двумя широкими скобами уселся дом (4) и той горы (5) что напротив нас (6) не были засажены никакими деревьями. |
||||
Задание 20 21358
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Паром подвигался с такой медленностью (1) что (2) если бы не постепенная обрисовка его контуров (3) то можно было бы подумать (4) что он стоит на одном месте или же идёт к другому берегу. |
||||
Задание 21 21516
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Падение метеорита, произошедшее 5 февраля 2013 года, заставило говорить о Челябинске весь мир. (2)Жители Челябинска и некоторых отдалённых районов наблюдали в небе стремительный полёт ярко светящегося неопознанного объекта, позади которого тянулся хорошо заметный след. (3)По оценкам экспертов, челябинский метеорит весил 10 тонн, в диаметре составлял не менее 17 метров. (4)Полёт метеорита длился не более 40 секунд, однако яркий свет был виден на дальних расстояниях. (5)Его наблюдали в Курганской, Свердловской, Тюменских областях, Башкортостане и даже в Самарской области – в 750 километрах от Челябинска. (6)Учёные установили: возраст Челябинского метеорита – не менее четырёх миллиардов лет. |
||||
Задание 22 21534
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Прочитайте текст и выполните задания 23-26.
ЕГЭ: текст Вигдоровой Ф. А.(1)Андрей родился и рос в Калуге. (2)На окраине стоял бревенчатый просторный дом. (3)Запах смолы не выветривался, не уходил из него, хотя брёвна, из которых он был сложен, были очень старые. (4)Когда приходила весна, весь дом наполнялся запахами земли, листвы, сада. (5)Комнаты были прохладные, полы крашеные, чисто вымытые, а в раскрытые окна бежал ветер. (6)И теперь, когда Андрей стал взрослым, каждая новая весна несла ему эти незабываемые запахи его детства — земли, травы, ветра. (7)Всё в мире открывала Андрею мать. (8)«Послушай, как тихо», — говорила она. (9)И он понял, что тишину можно слушать. (10)«Не зажигай света, посидим так», — просила она. (11)И он узнал, как хорошо посумерничать и помолчать вдвоём. (12)Однажды поздней осенью они шли по лесу, по жёлтым лесным дорожкам. (13)Только выпал первый снег — тонкий, редкий, словно не снег, а изморось. (14)И вдруг мама сказала: — (18)Как след медведя! — сказал Андрей. (19)Мать ответила радостным смехом: (21)Да, видеть это, радоваться этому тоже научила его она. (22)Он не мог бы рассказать, как она воспитывала его, он и не знал, что его «воспитывают». (23)Однажды, вернувшись из школы, он сказал: (26)Мать ответила: (29)Андрею стало весело — в самом деле, как хорошо и просто она придумала. (30)А в другой раз было так. (31)Мать работала в саду — она сама выращивала цветы: ранней весной — незабудки, анютины глазки, летом — розы и флоксы, осенью — астры и георгины. (32)Вернувшись из городского сада, где он играл с ребятами в казаки-разбойники, Андрей стоял и задумчиво глядел, как, сидя на корточках, она копается в земле. (33)Оба молчали. (34)И вдруг, вскинув на него глаза, она спросила с мягкой насмешкой: (35)Ему было тогда лет семь. (36)Пожалуй, никакой самый беспощадный укор не запечатлелся бы в его памяти так глубоко, как эти насмешливые слова. (37)Однажды она рассказала Андрею историю английского капитана Скотта, который открыл Южный полюс на пятнадцать дней позже норвежца Амундсена. (38)Андрея долго не оставляла мысль о том, как они шли обратно — пятеро друзей по снежной пустыне на отяжелевших лыжах, обманутые в своей надежде, в своей мечте. (39)Подумать только: опоздать на пятнадцать дней! (40)Он видел капитана, который, лёжа в палатке, окоченевшей рукой выводил на бумаге последние слова друзьям и родным. (41)Их нашли мёртвыми. (42)Кажется, через год. (43)Они лежали так, как их застала смерть, — обманутые, обессиленные, но не сдавшиеся. «(44)Тогда не было самолётов, — думал Андрей. — (45)Я бы сел на самолёт и полетел бы к ним. (46)Я приземлился бы и — вот она, палатка, я бегу, бегу туда, ноги вязнут в снегу…» — (47)Капитан Скотт, — говорил он дрогнувшим голосом, — вы спасены! (48)Я советский лётчик! (49)Я прилетел за вами! — (50)Как я рад! — отвечала за капитана Скотта мама. (51)Этот ответ казался Андрею легкомысленным, он ожидал слов более высоких, красивых, торжественных, а всё же он радовался, что она так быстро, так легко вошла в игру, не придирается, не говорит: «Тогда ещё не было советских лётчиков», — нет, ей ничего не надо объяснять. — (52)Помогите моим друзьям, — говорит она. — (53)Они вели себя мужественно! (54)Да, да! (55)Именно так должен был отвечать капитан! (56)Первое его слово не о себе — о друзьях! (57)И Андрей давал отважным исследователям лекарства, сажал их в самолёт, и они летели высоко над бескрайней снежной равниной. (58)Проснувшись утром, Андрей слышал: (59)Так говорила она и проводила рукой по его щеке. (60)И звук этого голоса он вызывал в своей памяти всякий раз, когда ему бывало трудно, уже много времени спустя после её смерти. (61)«Здравствуй!» — это слово означало, что начинался день, что они будут вместе. (62)И сейчас, уже взрослым, увидев чашку с молоком, он вспоминал ту, белую в красных горошинах чашку, которая ждала его когда-то на кухонном столе. (63)Придя из школы, он останавливался у порога и переобувался, чтобы не наследить в комнатах. (64)И горячая плита, и потрескиванье дров, и чашка с молоком, и простое слово «Здравствуй!» — всё это наполняло его ощущением покоя. (По Ф. А. Вигдоровой*) |
||||
Задание 23 21716
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Мама Андрея была наблюдательным человеком, она научила сына видеть красоту окружающего мира и радоваться ей. |
||||
Задание 24 21717
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 2-5 представлено повествование. |
||||
Задание 25 21718
Из предложений 22-29 выпишите один фразеологизм. |
||||
Задание 26 21719
Среди предложений 5-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и однокоренных слов. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий). |
Источник:
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ