ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 20

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Обязанности пешеходов

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создаёт помехи для других пешеходов.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При переходе дороги и движении по обочинам <…> краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населённых пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

(Из Правил дорожного движения)

Задание 1 21653

Самостоятельно подберите сочинительный разделительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите этот союз.

Задание 2 21654

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ЛИЦО. Передняя часть головы человека. Черты лица. Румяное л.
2) КРАЙ. Предельная линия, предельная часть чего-нибудь. К. одежды. На краю обрыва.
3) СРЕДСТВО. Приём, способ действия для достижения чего-нибудь. Простое с. Всеми средствами добиваться чего-нибудь.
4) СЛЕДОВАТЬ. Отправляться, ехать, двигаться (офиц.). Поезд следует до Москвы. Колонна демонстрантов следует через площадь.
5) ЭЛЕМЕНТ. Доля, некоторая часть в составе чего-нибудь, в чём-нибудь. Интернациональные элементы в русской терминологии.

Задание 3 21655

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) В соответствии с требованиями функциональной разновидности языка в тексте отсутствует эмоционально окрашенная лексика.
2) Логичное и последовательное изложение материала достигается посредством частого использования сложноподчинённых предложений.
3) Текст содержит слова одной тематической группы (пешеход, тротуар, обочина, проезжая часть и др.), отвлечённые имена существительные (движение, видимости и др.).
4) Текст характеризуется типичной для официально-делового стиля точностью, стандартизованностью речи.
5) Текст относится к научному стилю; цель текста – передача информации об обязанностях пешеходов.

Задание 4 19053

Укажите варианты ответов, в которых неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) обнялАсь
2) врУчит
3) обогнАла
4) дефИс
5) вернА

Задание 5 19123

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Самым ВЫСОТНЫМ игроком чемпионата по баскетболу признан игрок российской команды.
При ярком солнечном свете белая пена в сочетании с зеленовато-синим цветом воды и с красно-бурыми скалами создавала картину чрезвычайно ЭФФЕКТНУЮ.
Андрей приютил племянника, ОДЕЛ и обул его, помог найти работу.
При раскопках в одной из отдалённых провинций канадские палеонтологи обнаружили окаменевшие останки гигантской морской ХИЩНОЙ рептилии.
Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ.

Задание 6 19220

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Главную суть своей книги учёный изложил на научной конференции.

Задание 7 19287

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

крыжовник более СПЕЛЫЙ
ПЯТИДЕСЯТИ СЕМИ заявлений
нет ТУФЕЛЬ
языки ПЛАМЕНИ
ВЫЕДЬ пораньше

Задание 8 19331

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Главным и удивительным свойством А.П. Гайдара было то, что его жизнь нельзя было отделить от его книг.
2) В эпоху Екатерины II в Кремле было воздвигнуто одно из величественнейших и значительнейших с исторической точки зрения зданий, долго называемым Сенатом.
3) Речь оратора, сердце которого переполняет чувство восхищения учителем, взволнованная и проникновенна.
4) Жизненные обстоятельства иногда вынуждают человека поступать наперекор собственной мечты.
5) Прочитав роман известного писателя, нас вдруг осенила мысль о подлинном источнике этой книги.
6) Пишу вам из деревни, где оказался вследствие печальных обстоятельств.
7) А.С. Пушкин в оде «Вольность» поёт гимн воле и свободе.
8) Те, кто читал роман-эпопею Л.Н. Толстого «Войну и мир», помнят описание Бородинского сражения.
9) Р. Тагор писал, что и стебелёк травы достоин великого мира, в котором живёт.

Задание 9 19814

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) зам..реть, вн..запно, выб..рать
2) спл..титься, хл..потать, упр..щённый
3) соб..рёшь, угн..тённый, выч..сление
4) ухв..титься, к..вычки, обр..мление
5) заг..реться, укр..щать (зверя), пок..ление

Задание 10 20079

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) арх..опасный, ант..пригарный, д..сквалифицировать
2) гостепр..имный, правопр..емник, пр..мудрый
3) бе..срочный, и..черченный, ра..пущенный
4) без..нтересный, меж..нститутский, вз..мать
5) н..дломить, поз..вчера, з..бежать (на минуту)

Задание 11 20179

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) преодол..вавший, рул..вой
2) доверч..вый, раска..лся
3) посме..ваться, ландыш..вый
4) замш..вый, обид..лись
5) дымч..тый, весёл..нький

Задание 12 20750

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) дремл..щий, щур..щийся (от солнца)
2) отскоч..шь, увид..нный
3) покаж..шь, налажива..мый
4) восстанов..шь, довер..нный
5) (родители) тревож..тся, тащ..щаяся (повозка)

Задание 13 21371

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) (НЕ) ВЕРЯЩИЙ в чудеса фокусник лукаво улыбался.
2) Мы (НЕ) ДОЛЖНЫ легкомысленно относиться к этому огромному культурному богатству, которым владеем в наших исторических городах.
3) В глубине озера (НЕ) ЯСНЫМ рогом отражался молодой месяц.
4) Хотя оратор выступал с (НЕ) ПОДГОТОВЛЕННОЙ речью, аудитория внимательно слушала его.
5) Никогда ещё мерцание звёзд (НЕ) КАЗАЛОСЬ таким золотым и чистым.

Задание 14 20806

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.

1) Мелодия, (В)ТЕЧЕНИЕ всего нескольких минут звучавшая в исполнении саксофониста, КАКИМ(ТО) волшебным образом захватила всех присутствующих, не оставив равнодушным ни одного человека.
2) Внимательно посмотри (ВО)КРУГ: наш край ТАК(ЖЕ) прекрасен, как и тот, в который ты когда-то стремился.
3) Редактор попросил меня о встрече, ЧТО(БЫ) согласовать внесённые в рукопись изменения, (ПО)ЭТОМУ первую половину дня я провёл в издательстве.
4) Здесь уместно объяснить читателю, (ПО)ЧЕМУ я избегаю собственных имён и ДА(ЖЕ) не придумываю вымышленных, как это принято в романах.
5) (ИЗ)ЗА ошибочной трактовки непрофессиональных поступков героя (В)ПОСЛЕДСТВИИ в критике укоренился образ удачливого врача-дилетанта.

Задание 15 10804

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В приотворё(1)ую дверь виднелось всё хозяйство Тараса: ружьё на стене, несколько горшков на печке, сундучок под некраше(2)ой лавкой, развеша(3)ые снасти.

Задание 16 20954

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Глупость человека сказывается либо в его действиях либо в его словах.
2) С середины августа тайга начинает желтеть и напоминает о наступлении короткой якутской осени.
3) Свет маяка проносился над цветами и они казались совершенно фантастическими по своей окраске.
4) Небо на востоке было залито нежно-алым лиловым палевым оттенками.
5) Мне поручили работу хоть и трудную но интересную.

Задание 17 21064

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Лучи солнца (1) скользя по листве и переливаясь (2) внезапно пробивались сквозь (3) омытую сверкающим дождём (4) частую сетку тонких берёзовых веток.

Задание 18 21179

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Безмолвное (1) море (2) лазурное (3) море (4)
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное (5) море (6) лазурное (7) море (8)
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?..

(В.А. Жуковский)

Задание 19 21260

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Склоны этой горы (1) на вершине (2) которой (3) двумя широкими скобами уселся дом (4) и той горы (5) что напротив нас (6) не были засажены никакими деревьями.

Задание 20 21358

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Паром подвигался с такой медленностью (1) что (2) если бы не постепенная обрисовка его контуров (3) то можно было бы подумать (4) что он стоит на одном месте или же идёт к другому берегу.

Задание 21 21516

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Падение метеорита, произошедшее 5 февраля 2013 года, заставило говорить о Челябинске весь мир. (2)Жители Челябинска и некоторых отдалённых районов наблюдали в небе стремительный полёт ярко светящегося неопознанного объекта, позади которого тянулся хорошо заметный след. (3)По оценкам экспертов, челябинский метеорит весил 10 тонн, в диаметре составлял не менее 17 метров. (4)Полёт метеорита длился не более 40 секунд, однако яркий свет был виден на дальних расстояниях. (5)Его наблюдали в Курганской, Свердловской, Тюменских областях, Башкортостане и даже в Самарской области – в 750 километрах от Челябинска. (6)Учёные установили: возраст Челябинского метеорита – не менее четырёх миллиардов лет.

Задание 22 21534

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Бранил Гомера, Феокрита.
    Зато читал Адама Смита.
    (А.С. Пушкин)
Б) Нет, он не такой, этот учитель химии по прозвищу Коперник. Молчаливый, угрюмый, с палкой в левой руке.
    (Ю.Л. Яковлев)
В) В сосновых чашах дрожали от холода одинокие берёзы.
Г) Я посетил тебя, пленительная сень.
    Не в дни весёлые живительного мая.
    Когда зелёными ветвями помавая,
    Манишь ты путника в свою густую тень.
    (А.С. Пушкин)
Д) Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани.
    (С.А. Есенин)

1) эпитеты
2) метонимия
3) метафора
4) гипербола
5) антитеза
6) многосоюзие
7) парцелляция
8) олицетворение
9) анафора

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Вигдоровой Ф. А.

(1)Андрей родился и рос в Калуге. (2)На окраине стоял бревенчатый просторный дом. (3)Запах смолы не выветривался, не уходил из него, хотя брёвна, из которых он был сложен, были очень старые.

(4)Когда приходила весна, весь дом наполнялся запахами земли, листвы, сада. (5)Комнаты были прохладные, полы крашеные, чисто вымытые, а в раскрытые окна бежал ветер.

(6)И теперь, когда Андрей стал взрослым, каждая новая весна несла ему эти незабываемые запахи его детства  — земли, травы, ветра.

(7)Всё в мире открывала Андрею мать.

(8)«Послушай, как тихо»,  — говорила она. (9)И он понял, что тишину можно слушать.

(10)«Не зажигай света, посидим так»,  — просила она. (11)И он узнал, как хорошо посумерничать и помолчать вдвоём.

(12)Однажды поздней осенью они шли по лесу, по жёлтым лесным дорожкам. (13)Только выпал первый снег  — тонкий, редкий, словно не снег, а изморось. (14)И вдруг мама сказала:
— Посмотри, берёзовые листья как золотые пятаки на снегу.
(15)Верно? (16)А кленовые  — как будто след птичьей лапки. (17)А вот дубовый, распластанный, погляди.

— (18)Как след медведя!  — сказал Андрей. (19)Мать ответила радостным смехом:
— Да, да!
(20)Как будто медведь прошёл!

(21)Да, видеть это, радоваться этому тоже научила его она.

(22)Он не мог бы рассказать, как она воспитывала его, он и не знал, что его «воспитывают». (23)Однажды, вернувшись из школы, он сказал:
— Мама, Елена Фёдоровна говорит: «Москвин, ты ведёшь себя примерно, я поручаю тебе после уроков приносить мне фамилии ребят, которые плохо ведут себя на перемене».
(24)Что же мне делать? (25)Не стану я записывать.

(26)Мать ответила:
— Отчего же?
(27)Пиши! (28)Да только всегда одну фамилию  —свою собственную.

(29)Андрею стало весело  — в самом деле, как хорошо и просто она придумала.

(30)А в другой раз было так. (31)Мать работала в саду  — она сама выращивала цветы: ранней весной  — незабудки, анютины глазки, летом  — розы и флоксы, осенью  — астры и георгины.

(32)Вернувшись из городского сада, где он играл с ребятами в казаки-разбойники, Андрей стоял и задумчиво глядел, как, сидя на корточках, она копается в земле. (33)Оба молчали.

(34)И вдруг, вскинув на него глаза, она спросила с мягкой насмешкой:
— А ты не устал стоять?

(35)Ему было тогда лет семь. (36)Пожалуй, никакой самый беспощадный укор не запечатлелся бы в его памяти так глубоко, как эти насмешливые слова.

(37)Однажды она рассказала Андрею историю английского капитана Скотта, который открыл Южный полюс на пятнадцать дней позже норвежца Амундсена. (38)Андрея долго не оставляла мысль о том, как они шли обратно  — пятеро друзей по снежной пустыне на отяжелевших лыжах, обманутые в своей надежде, в своей мечте. (39)Подумать только: опоздать на пятнадцать дней!

(40)Он видел капитана, который, лёжа в палатке, окоченевшей рукой выводил на бумаге последние слова друзьям и родным. (41)Их нашли мёртвыми. (42)Кажется, через год. (43)Они лежали так, как их застала смерть,  — обманутые, обессиленные, но не сдавшиеся. «(44)Тогда не было самолётов,  — думал Андрей.  — (45)Я бы сел на самолёт и полетел бы к ним. (46)Я приземлился бы и  — вот она, палатка, я бегу, бегу туда, ноги вязнут в снегу…»

— (47)Капитан Скотт,  — говорил он дрогнувшим голосом,  — вы спасены! (48)Я советский лётчик! (49)Я прилетел за вами!

— (50)Как я рад!  — отвечала за капитана Скотта мама. (51)Этот ответ казался Андрею легкомысленным, он ожидал слов более высоких, красивых, торжественных, а всё же он радовался, что она так быстро, так легко вошла в игру, не придирается, не говорит: «Тогда ещё не было советских лётчиков»,  — нет, ей ничего не надо объяснять.

— (52)Помогите моим друзьям,  — говорит она.  — (53)Они вели себя мужественно!

(54)Да, да! (55)Именно так должен был отвечать капитан! (56)Первое его слово не о себе  — о друзьях!

(57)И Андрей давал отважным исследователям лекарства, сажал их в самолёт, и они летели высоко над бескрайней снежной равниной.

(58)Проснувшись утром, Андрей слышал:
— Здравствуй, милый!

(59)Так говорила она и проводила рукой по его щеке. (60)И звук этого голоса он вызывал в своей памяти всякий раз, когда ему бывало трудно, уже много времени спустя после её смерти. (61)«Здравствуй!»  — это слово означало, что начинался день, что они будут вместе. (62)И сейчас, уже взрослым, увидев чашку с молоком, он вспоминал ту, белую в красных горошинах чашку, которая ждала его когда-то на кухонном столе. (63)Придя из школы, он останавливался у порога и переобувался, чтобы не наследить в комнатах. (64)И горячая плита, и потрескиванье дров, и чашка с молоком, и простое слово «Здравствуй!»  — всё это наполняло его ощущением покоя.

(По Ф. А. Вигдоровой*)
* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) –
советская писательница, журналист.

Задание 23 21716

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Мама Андрея была наблюдательным человеком, она научила сына видеть красоту окружающего мира и радоваться ей.
2)  Мама разрешила Андрею писать доносы на одноклассников и отдавать их учительнице.
3)  История капитана Скотта, рассказанная мамой, до глубины души потрясла Андрея.
4)  Окончив лётное училище, Андрей спас команду отважных исследователей на Южном полюсе.
5)  Мама понимала Андрея с полуслова, ей ничего не нужно было объяснять.

Задание 24 21717

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 2-5 представлено повествование.
2)  В предложениях 12-14 содержатся элементы описания.
3)  В предложениях 30-33 представлено рассуждение.
4)  Предложение 35 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 34.
5)  Предложение 56 поясняет, раскрывает содержание предложения 55.

Задание 25 21718

Из предложений 22-29 выпишите один фразеологизм.

Задание 26 21719

Среди предложений 5-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и однокоренных слов. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ