ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 32

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Даль был близок к человеку труда, прежде всего земледельцу, знал до тонкости предметы народного быта, мысли и чаяния простых людей, <...> психологию. «К особенностям его любви к Руси, – писал Белинский, – принадлежит то, что он любит её в корню, в самом стержне, основании её, ибо он любит простого русского человека, на обиходном языке нашем называемого крестьянином и мужиком. Как хорошо он знает его натуру! Он умеет мыслить его головою, видеть его глазами, говорить его языком».

А вот что сказал Гоголь о Дале: «Каждая его строчка меня учит и вразумляет, придвигая ближе к познанию русского быта и нашей народной жизни».

Народ одаривал Даля словами, пословицами, песнями, сказками, легендами, прибаутками. Сопровождавший Даля в поездках по деревням Мельников-Печерский отмечал: жители были убеждены, что собиратель слов вышел из крестьянской среды.

Своему детищу – а это около двухсот тысяч слов – Даль отдал полвека своей жизни. Его словарь – это не склад, где тихо и мирно пылятся слова; открой его – и они начинают оживать, двигаться, тянуть за собой многочисленную родню. Слова начинают говорить, улыбаться, резвиться, дружить или соперничать, смеяться и плакать, могут завести в дебри или вывести в чистое поле.

Посмотрим, как определяет Даль «слово»: «сочетание звуков, составляющее одно целое, которое означает предмет или понятие, речение».

(По В.И. Страдымову)

Задание 1 21858

Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите это местоимение.

Задание 2 21859

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) НАТУРА. Характер человека, темперамент. Пылкая н. По натуре он не зол. Привычка – вторая н. (посл.).
2) ОТМЕЧАТЬ. что. Праздновать какое-нибудь событие (разг.). О. окончание института.
3) ВЫЙТИ. из кого-чего. Произойти откуда-нибудь, от кого-нибудь. В. из рабочих.
4) СРЕДА. ед. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей с. В нашей среде.
5) ОПРЕДЕЛЯТЬ. кого (что). Назначать, устраивать на какую-нибудь должность или в какое-нибудь учебное заведение (устар. и прост.). О. на службу. О. в училище.

Задание 3 21860

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Задачей автора текста является не только сообщение сведений о жизни и творчестве выдающегося русского лексикографа В.И. Даля, но и воздействие на мысли и чувства читателей, что достигается посредством олицетворения (слова начинают говорить, улыбаться, резвиться) и развёрнутой метафоры (Его словарь – это не склад, где тихо и мирно пылятся слова; открой его – и они начинают оживать, двигаться, тянуть за собой многочисленную родню.).
2) Автор использует цитирование и приводит количественные данные (около двухсот тысяч слов), что усиливает убедительность текста.
3) Восклицательное предложение (Как хорошо он знает его натуру!) и лексический повтор (Он умеет мыслить его головою, видеть его глазами, говорить его языком.) придают словам Белинского выразительность.
4) Официально-деловой стиль, к которому принадлежит текст, обусловливает частотность употребления в нём безличных конструкций.
5) Смысловая точность текста, написанного в научном стиле, достигается употреблением слов в их прямом значении (своему детищу... Даль отдал полвека своей жизни) и введением в текст большого количества терминов (в корню, в... стержне).

Задание 4 19065

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) столЯр
2) оптОвый
3) щЁлкать
4) кОрысть
5) прИбыв

Задание 5 19137

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В Европе прокатилась волна демонстраций тех, кто требует повышения минимального уровня заработной ПЛАТЫ.
За 20 лет работы К.Э. Циолковского над книгой изменения ПРЕТЕРПЕЛИ не только многие идеи и мысли автора, но и общая направленность его обширного труда.
М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.
С увеличением ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса завод готов выдавать больше продукции.
ВЕЧНЫЕ деревья украшали заповедник.

Задание 6 19232

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Работая над картиной, художник большинство времени проводил в мастерской.

Задание 7 19298

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ТРОЕ друзей
выглядел МОЛОДЕЕ
более СЕМИСОТ человек
в ДВЕ тысячи пятом году
ТОНЬШЕ нитки

Задание 8 19343

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Г) нарушение видо-временнoй соотнесённости глагольных форм
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Когда Фролов начинает работать на заводе, он вскоре приобрёл квалификацию токаря.
2) В трудные дни он проводил время с нами, стараясь не отлучаться надолго.
3) Пожелтевшие листья от осенних холодов мы находили повсюду.
4) При виде озера, покрытого плавающими растениями, туристы обычно поворачивают обратно.
5) Согласно данных Красной книги языков народов России на водском языке в начале 1990-х годов говорило всего несколько человек.
6) Русский язык очень богат: он обладает большим набором художественных средств для выражения самых тонких переживаний.
7) Получив дотации от государства, у жителей появилась надежда добиться разрешения на строительство дома.
8) Мы познакомимся с последними публикациями на эту тему по приезде домой.
9) А.С. Пушкин не отказался и остался верным декабристским идеалам.

Задание 9 19937

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бл..стательный, разб..раться, асп..рантура
2) пок..заться, к..сить (траву), обм..кнуть (в чернила)
3) прик..сновение, возг..рание, пог..ревать
4) зам..реть, выт..реть, оп..реться
5) выб..рать, изм..няющийся, выч..тание

Задание 10 20112

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пре..писание, о..бой, на..кусить
2) ра..мешал, и..правный, в..дремнуть
3) о..бросил, на..пилить, пре..ставить
4) з..вязал, пр..бабушка, р..зыскать
5) без..дейный, под..скать, пред..дущий

Задание 11 20193

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) талантл..вый, пугов..ца
2) отво..вать, звоноч..к
3) насла..ваясь, завлад..вать
4) рождеств..нский, вдумч..вый
5) волшебн..ца, син..ватый

Задание 12 20763

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) занос..шь, украш..нный
2) (травы) колыш..тся, услыш..вший (звуки)
3) осмотр..шься, наруша..мый
4) встрет..шь, остав..вший
5) дав..щий (груз), (они) заплат..т

Задание 13 21398

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Мой слух поразили какие-то странные, (НЕ) ПРИВЫЧНЫЕ звуки.
2) Ещё (НЕ) ДОБРАВШИСЬ до места службы, Андрей отправил отцу телеграмму.
3) Мцыри – герой, (НЕ) МЫСЛЯЩИЙ себя вне активной жизни, вне деяний и порывов.
4) Его ответ был (НЕ) ПОЛНЫМ, но оригинальным.
5) Вершины гор румянятся от солнечного света, а долины ещё (НЕ) ОЗАРЕНЫ.

Задание 14 20843

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.

1) В начале сентября было тепло, а (ЗА)ТЕМ установилась (ПО)ОСЕННЕМУ ненастная погода.
2) (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
3) (ВО)ВРЕМЯ работы в космосе приборы не испытывают воздействия атмосферы, и (ПО)ЭТОМУ полученная в этих условиях информация более точная.
4) Наш домик был сделан из досок и фанеры, (ПО)ЭТОМУ в нём ТАК(ЖЕ) холодно, как и в палатке.
5) Тучка растворилась в небесной лазури, и (С)НОВА с высоты просветлённо и БУД(ТО) устало улыбалось солнце.

Задание 15 20904

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Группа молодых художников-бунтарей во главе с И.Н. Крамским противопоставила своё творчество надума(1)ым работам призна(2)ых сало(3)ых живописцев.

Задание 16 20966

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Миниатюрные лаковые изображения персонажей песен А.В. Кольцова или скачущих на лошадях волхвов вызывают невольное восхищение искусством Мстёры.
2) В пейзаже В.А. Жуковского разнообразные краски и звуки и запахи сливаются воедино.
3) В преемственности традиций народных мастеров и верности им и содержится секрет успеха и популярности гжельской керамики в наше время.
4) Во всём мире любители музыки П.И. Чайковского восхищаются как операми композитора так и его симфоническими произведениями.
5) Тишина и мимо тёмных домов медленно едет ямская тройка.

Задание 17 21077

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Изучая книги (1) собранные музеем в Михайловском (2) начинаешь яснее понимать, как рождался гениальный замысел «Бориса Годунова»: всё это навеяли древние холмы и стены Пскова, величавый ансамбль Святогорского монастыря и (3) подарившие поэту живое ощущение эпохи (4) михайловские рощи.

Задание 18 21191

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Где (1) ты (2) далёкий друг? Когда прервём разлуку?
Когда прострёшь ко мне ласкающую руку?
Когда мне встретить твой душе понятный взгляд
И сердцем отвечать на дружбы глас священный?..
Где (3) вы (4) дни радостей? Придёшь ли ты назад (5)
О время прежнее (6) о время незабвенно?
Или веселие навеки отцвело
И счастие моё с протекшим протекло?..

(В.А. Жуковский)

Задание 19 21271

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Каков (1) был этот первоначальный каменный Детинец (2) неизвестно (3) так как (4) современный новгородский кремль относится к значительно более позднему времени.

Задание 20 21388

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Пока Никита ездил домой за необходимыми в походе вещами (1) прошло больше часа (2) и (3) когда он вернулся к пункту сбора (4) то ему пришлось выслушать от друзей весьма нелестные откровения о свойствах его характера.

Задание 21 21528

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) На северо-востоке Москвы и сейчас растёт не тронутый человеком дремучий сосновый бор. (2) Имя этому уникальному месту — Национальный парк «Лосиный Остров», или Лосиноостровский заповедник. (3) В XV-XVII веках эти земли были частью особой дворцовой волости, угодья которой использовали русские князья и цари для охотничьих забав. (4) Места эти всегда считались заповедными, однако официально лесничество было учреждено только в 1842 году, тогда же проведён подсчёт и классификация деревьев — таксация. (5) По её результатам в XIX веке отмечено преобладание ели (67 %), которую позже сменила сосна. (6) Сегодня учёные-ботаники насчитывают в Лосином Острове более 500 видов растений. (7) Особенно много в заповеднике редких и исчезающих видов травянистых растений, заботливо охраняемых работниками парка.

Задание 22 21542

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) ...Но горы близко.
    И снег на них. Мы время проведем
    У печки. В Имеретии. Зимою.
    (В. Инбер)
Б) …шаровары шириною с Чёрное море, с тысячею складок.
    (Н. Гоголь)
В) Светлою волною всколыхнулись свечи.
    Темною волною всколыхнулись думы.
    (М. Цветаева)
Г) Скрип содрогает устои и скрепы,
    Стиснулись.
    (В. Маяковский)
Д) Фарфор и бронза на столе.
    (А. Пушкин)

1) вопросно-ответная форма изложения
2) бессоюзие
3) риторическое обращение
4) аллитерация
5) парцелляция
6) синтаксический параллелизм
7) метонимия
8) эпифора
9) гипербола

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Лиханова А.А.

(1)Человек радуется, когда он взрослеет. (2)Счастлив, что расстаётся с детством. (З)Как же! (4)Он самостоятельный, большой, мужественный! (5)И поначалу эта самостоятельность кажется очень серьёзной. (6)Но потом... (7)Потом становится грустно.

(8)И чем старше взрослый человек, тем грустнее ему: ведь он отплывает всё дальше и дальше от берега своего единственного детства.

(9)Вот снесли дом, в котором ты рос, и в сердце у тебя возникла пустота. (10)Вот закрыли детский садик, в который ты ходил, и там возникла какая-то контора. (11)А потом ты узнал: умерла Анна Николаевна, твоя первая учительница.

(12)В сердце всё больше пустот — как бы оно не стало совсем пустым, страшным, точно тот край света возле лестницы в тихую ночь: черно перед тобой, одни холодные звёзды!

(13)Когда человек взрослеет, у него тускнеют глаза. (14)Он видит не меньше, даже больше, чем в детстве, но краски бледнеют, и яркость не такая, как раньше.

(15)Без детства холодно на душе.

(16)Мне кажется, в моём детстве всё было лучше. (17)Носились над головой стрижи — стремительные птицы, чей полёт похож на след молнии, и по ним мы узнавали погоду. (18)Если летят понизу, прямо над твоею головой, с лёгким шелестом рассекая воздух, значит, к дождю, а если вьются в бездонной высоте мелкими точками, значит, к ясному дню, можно не опасаться — самая надёжная примета.

(19)Расцветало море одуванчиков. (20)Расстроился из-за чего-то, огорчился — выйди на улицу, когда одуванчики цветут, пройди два квартала солнечной дорожкой, и будешь ещё вспоминать, что это тебя так расстроило, какая неприятность: одуванчики ярким цветом своим волшебно сотрут всё в голове. (21)А когда они отцветут? (22)Когда дунет ветер посильней? (23)Праздник на душе, ей-богу! (24)Несутся по небу тучи, белые, летучие. (25)А от земли к тучам взлетают миллиарды парашютиков — настоящая метель. (26)В такой день ходишь ликующий, будто это ты сам летел над землёй и поглядел на неё сверху.

(27)В моём детстве в реке была рыба, клевали на удочку здоровущие окуни, не то что сейчас — всякая мелкота!

(28)Мне кажется, что всё было лучше, но я знаю, что заблуждаюсь. (29)Кому дано волшебное право сравнивать детства? (30)Какой счастливец смог дважды начать свою жизнь, чтобы сравнить два начала? (31)Нет таких. (32)Моё детство видится мне прекрасным, и такое право есть у каждого, в какое бы время он ни жил. (33)Но жаль прогонять заблуждение. (34)Оно мне нравится и кажется важным.

(35)Я понимаю: в детстве есть похожесть, но нет повторимости. (36)У каждого детства свои глаза. (37)Но как бы сделать так, чтобы, несмотря на трудности, мир остался по-детски ненаглядным?

(38)Как бы сделать? (39)Неужели нет ответа?

(По А. Лиханову)*
* Альберт Анатольевич Лиханов
(род. в 1935 г.) —
русский писатель, автор книг для детей и юношества,
журналист, общественный деятель.


Задание 23 21948

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Когда человек взрослеет, у него портится зрение.
2)  В детстве даже одуванчики волшебным образом могли стереть всякую неприятность.
3)  Детство неповторимо.
4)  Сделать мир по-детски ярким невозможно.
5)  В детстве и рыба крупнее ловилась...

Задание 24 4167

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1–5 представлено повествование.
2) В предложениях 9–11 перечислены происходившие события.
3) Предложения 24–25 содержат описание.
4) Предложения 28–34 содержат рассуждение.
5) В предложениях 20—22 содержится повествование.

Задание 25 4218

Из предложения 20 выпишите синонимы.

Задание 26 4383

Среди предложений 27–37 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ