ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 34

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Гориллы — род обезьян, включающий самых крупных современных представителей отряда приматов. Впервые описан на примере западной гориллы в 1847 году американским миссионером Томасом Севиджем.

В природе гориллы обитают в экваториальных лесах западной и центральной Африки, горные гориллы — по склонам вулканических гор Вирунга, покрытых лесом. Держатся небольшими группами, состоящими из самца-вожака, нескольких самок и их детёнышей (всего от 5 до 30 особей). Питаются растительной пищей, <…> при случае не брезгуют и животной (в основном насекомыми). Их массивные челюсти и мощная жевательная мускулатура позволяют справиться с любым видом растительного корма: корой, древесиной, стеблями, корнями, а также листьями и плодами. В неволе молодые гориллы быстро привыкают есть всякую человеческую пищу. Вопреки распространённому мнению, гориллы спокойные и миролюбивые животные (что отчасти объясняется вегетарианским образом жизни и почти постоянным поиском и употреблением пищи). 

Гориллы достаточно хорошо переносят неволю, размножаются. Численность горилл невысока и продолжает сокращаться главным образом из-за уничтожения мест обитания (вырубки лесов), а также из-за браконьерской охоты, большей частью ради мяса (которое и раньше входило в меню различных народов континента).

Первую часть дня гориллы занимаются кормёжкой. Затем следует неторопливая прогулка по лесу. В самое жаркое время дня активность группы падает. Одни гориллы строят для полуденного отдыха гнёзда, другие просто ложатся на землю.

Задание 1 21866

Самостоятельно подберите подчинительный уступительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот союз.

Задание 2 21867

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) РОД. Ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение. Старинный р. Вести свой р. от кого-нибудь (происходить от кого-н.). Родом крестьянин. Из рода в р. (из поколения в поколение). Без роду без племени (о человеке неизвестного происхождения; устар. и разг.). Ни роду ни племени (о человеке одиноком, не имеющем родни; устар. и разг.). Это у нас в роду (передаётся наследственно).
2) ПРИРОДА. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).
3) КОРЕНЬ. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Покраснеть до корней волос (очень сильно).
4) СОКРАЩАТЬСЯ. Уменьшаться в количестве. Расходы сокращаются.
5) ЗЕМЛЯ. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н. (также перен.: с большим трудом). Как сквозь землю провалиться (исчезнуть неизвестно куда; разг.).

Задание 3 21868

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст относится к художественному стилю речи, поскольку основная задача автора — эстетическое воздействие на читателя при помощи создания художественных образов горилл.
2) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины и терминологические сочетания (самец-вожак, жевательная мускулатура и др.).
3) Логичность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, обилие вводных слов.
4) В предложениях третьего абзаца (Гориллы достаточно хорошо переносят неволю, размножаются.) и четвёртого абзаца (Одни гориллы строят для полуденного отдыха гнёзда, другие просто ложатся на землю.) передано отношение автора текста к животным.
5) Текст относится к научному стилю речи, так как главной целью автора является передача знаний о гориллах с помощью сообщения информации о местах их обитания и особенностях поведения.

Задание 4 19067

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) дозвОнятся
2) отозвалА
3) сверлИшь
4) цЕпочка
5) жилОсь

Задание 5 19139

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Степной орёл покружил над морем и с ЦАРСТВЕННЫМ видом опустился на прибрежный утёс.
Необходимо ОГРАНИЧИТЬ бесконтрольный доступ детей к ресурсам Интернета.
М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.
В пословицах и поговорках отражается ВЕЧНЫЙ опыт народа.
Скоро Ладога покроется первой ЛЕДЯНОЙ коркой.

Задание 6 19234

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Туристы целеустремлённо приближались к цели своего путешествия, но их силы были на исходе.

Задание 7 19300

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

нет ТУФЕЛЬ
смотрится намного КРАСИВЕЕ
ПРОМОК до нитки
в ШКАФЕ
килограмм ЯБЛОК

Задание 8 16165

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
B) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Уезжая в командировку, отец обещал, что обязательно вернётся к праздникам.
2) На осенней выставке-ярмарке не только были представлены различные сорта арбузов и дынь, но и тыкв.
3) Благодаря усердия и усидчивости можно справиться с самыми сложными математическими задачами.
4) Счастливы те, кто приближается в своей жизни к сложившемуся в юности идеалу.
5) Работая с ртутью и её соединениями, должны соблюдаться определённые правила.
6) Все, кто знал великого писателя, отмечали его скромность и принципиальность.
7) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков опубликовал ряд статей как о поверьях, так и об обычаях русских крестьян.
8) Комментарии Ю.М. Лотмана к роману «Евгению Онегину» помогают читателю лучше понять эпоху А.С. Пушкина.
9) Туристы увидели разожжённый костёр кем-то на другом берегу реки.

Задание 9 19939

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) акад..мический, губ..рнатор, выв..дение
2) подск..чить, иск..са, выр..сти
3) м..ханический, сист..матизировать, тр..нажёр
4) экон..мичный, изл..гать, вд..леке
5) прис..гать, напр..мик, разр..дить (обстановку)

Задание 10 20114

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) з..ночевать, поз..прошлый, пр..бабушка
2) ра..ширить, не..держанность, бе..человечный
3) пр..образить, пр..грозить, пр..морский
4) пред..стория, на..грать (мелодию), без..нициативный
5) сош..ют, пас..янс, об..ём

Задание 11 20195

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) отста..вать (убеждения), солом..нка
2) кварц..вый, остр..нький
3) отво..вать (право), обнадёж..вать
4) въедл..вый, затм..вать
5) засветл.., попроб..вать

Задание 12 20765

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) задремл..шь, ознаком..вшийся
2) осмотр..шь, брош..нный
3) останов..шься, прослуш..нный
4) затихн..шь, ожида..мый
5) выгляд..шь (хорошо), ненавид..мый

Задание 13 21400

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Ночью шумел (НЕ) ПРЕКРАЩАЮЩИЙСЯ ни на минуту дождь.
2) Яма оказалась (НЕ) ГЛУБОКАЯ, но широкая.
3) Посетители (НЕ) СПЕША проходят по залам музея, открывшегося после реставрации.
4) Теперь перед туристами были (НЕ) ВЫСОКИЕ неприступные горы, а холмы и равнины со скудной растительностью.
5) Холодные зимы и обильные снега Печоры служат (НЕ) ИССЯКАЕМЫМ источником вдохновения для молодого музыканта.

Задание 14 20845

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.

1) Современники автора и читатели последующих поколений могут трактовать одно и ТО(ЖЕ) произведение (ПО)РАЗНОМУ.
2) Драматическое произведение нужно строить так, ЧТО(БЫ) смысл его возвышался над ним (НА)ПОДОБИЕ шпиля.
3) Не люблю, когда люди всё делают (НА)ПОКАЗ, ЛИШЬ(БЫ) пустить пыль в глаза.
4) Печорин (ПО)ВСЮДУ ищет действия и (ПО)ЭТОМУ, без раздумий вмешиваясь в жизнь других людей, нарушает их мирное существование.
5) В окружном центре Карагичев появлялся редко, (ЗА)ТО в город при каждом удобном случае уезжал Разумихин и (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких часов пропадал там, забывая и о приятеле, и о службе.

Задание 15 20906

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Персидские придворные были настрое(1)ы против русского посла(2)ика, искали повода для конфликта, но А.С. Грибоедов был сдержан, изыска(3)о вежлив и никакого повода не давал.

Задание 16 20968

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Воспоминания ‒ это живой трепещущий полный поэзии мир.
2) Сердце то задрожит и забьётся то потонет в воспоминаниях.
3) Я несколько раз просыпался ночью и в шестом часу был уже на ногах.
4) Багровый свет уже загорался в окнах дворца и падал на площадь.
5) Костры на сторожевых башнях высоко вздымали в тихое небо языки тёмно-красного пламени и дымное зарево накрывало город.

Задание 17 21079

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Парк в Тригорском (1) всё больше редея (2) и переходя в овраг (3) плавно спускается к берегу (4) воспетой поэтом (5) реки Сороти.

Задание 18 21193

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Стихотворение «Смерть поэта» написано М.Ю. Лермонтовым после гибели А.С. Пушкина. Оно не было опубликовано (1) однако (2) распространялось в списках. Продолжение стихотворения Лермонтов написал (3) возможно (4) после того, как узнал подробности дуэли и смерти Пушкина.

Задание 19 21273

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В русском языке (1) предложения с пропущенными словами (2) для восстановления (3) которых (4) требуется контекст (5) называются контекстуально неполными.

Задание 20 21390

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Кирила Петрович осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу (1) что (2) если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское (3) то он с ним навеки рассорится (4) и не подаст более ему руки.

Задание 21 21545

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)На репродукции изображён донской пейзаж. (2)На переднем плане расстилается река Дон, раскрашивает небо вечерняя заря. (3)Безветрие, за изгибом реки у Белой горы мелькает рябь, она серебрит тихие воды Дона. (4)В прибрежных водах видны силуэты приближающейся к берегу лодки и рыбаков, приунывших оттого, что темнеет и им пора возвращаться. (5)На бесконечном небе – острый серп месяца. (6)Смотрю на картину и вижу опускающийся на землю нежный, спокойный закат. (7)Любуясь этим пейзажем, понимаешь мастерски переданную художником великую красоту природы.

Задание 22 21544

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Зловещ горизонт и внезапен.
    (Б. Пастернак)
Б) Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.
   (А. Солженицын).
В) В саду горит костёр рябины красной.
    (С. Есенин)
Г) Они шли, шли, и шаг всё замедлялся, помимо их воли.
    (К. Федин)
Д) А судьи кто? За древностию лет...

1) лексический повтор
2) градация
3) риторический вопрос
4) эпифора
5) сравнение
6) эпитет
7) аллитерация
8) метафора
9) риторическое обращение

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Сикирич Е.А.

(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?».

(3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества.

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.

(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма.

(По Е. Сикирич)*
* Елена Анатольевна Сикирич
(род. в 1956 г.) –
современный публицист, философ, психолог, общественный деятель.


Задание 23 21983

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Каждый поступок должен находить отклик в душе близкого человека, тогда отношения будут гармоничными.
2)  В отношениях важно преодолеть чувство собственничества и эгоизма.
3)  Когда один человек пытается «вытащить» на себе какие-либо отношения, это достойно уважения.
4)  Любовь основывается исключительно на сходстве характеров людей.
5)  Людей объединяют совместно пережитые трудности.

Задание 24 4159

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 4 объясняет суждение, высказанное в предложении 3.
2) Предложение 8 содержит обоснование утверждения, высказанного в предложении 7.
3) В предложениях 9−11 представлено повествование.
4) Предложения 12−15 содержат рассуждение.
5) В предложении 5 представлено описание.

Задание 25 4215

Из предложений 1-2 выпишите антонимы (антонимическую пару)

Задание 26 4378

Среди предложений 4-8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ