ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 38

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

В соответствии со ст. 125 Трудового кодекса РФ отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная <...>  этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. При отзыве из отпуска должен быть произведён перерасчёт заработной платы. За те дни, которые сотрудник отработал вместо отпуска, ему начисляется заработная плата. Отпускные за неиспользованные дни отпуска по договорённости с работодателем вносятся работником в кассу или оформляются как аванс под будущую зарплату.

Задание 1 21993

Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот производный предлог.

Задание 2 21994

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) КОДЕКС. Совокупность правил, убеждений (книжн.). Кодекс чести.
2) ГОД. Промежуток времени, в который завершается цикл каких-н. работ, занятий. Учебный год.
3) ДОЛЖЕН. Взял взаймы, обязан вернуть долг. Должен мне сто рублей.
4) ПЛАТА.  Награда или кара, воздаяние. Плата за предательство.
5) ВНОСИТЬ. Платить, делать денежный взнос. Вносить плату.

Задание 3 21995

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Тема данного текста —порядок увольнения сотрудника.
2) Цель автора текста — определить общие для всех правила оплаты труда работника при отзыве из отпуска.
3) Стандартизированность речи проявляется в отказе от использования выразительных средств языка и в обилии устойчивых оборотов деловой речи (в соответствии с… допускается только с…). Единственным средством выразительности в тексте является повтор слова («отпуск», «работник»).
4) Особенностью данного текста является предписывающе-долженствующий характер изложения, что достигается использованием краткого прилагательного (должна быть предоставлена, должен быть произведён).
5) В тексте используется преимущественно многозначная лексика, слова употребляются в прямом значении, присутствуют юридические термины.

Задание 4 19071

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) лгАла
2) наврАла
3) поднЯв
4) оклеИть
5) граждАнство

Задание 5 19146

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Основным претендентом на пост главы области был ДЕЙСТВУЮЩИЙ губернатор.
Четыре из пяти покупок в Швеции совершаются без использования НАЛИЧНОСТИ.
КОННЫЙ спорт предполагает соревнования на лошадях.
По крутой лестнице Максим спустился с чердака в ЖИЛЫЕ комнаты.
В старейшем издательстве страны вышли в свет два тома ПУБЛИЦИСТИЧНЫХ произведений, которые помогают разным народам лучше узнать историю и культуру друг друга.

Задание 6 19238

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В тексте ведущее внимание уделяется проблеме взаимопонимания родителей и детей.

Задание 7 19304

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ДВУМЯСТАМИ тоннами
ПОПРОБУЕМ помочь
нет ВРЕМЕНИ
голос более ЗВУЧНЕЕ
медицинские ПОЛИСЫ

Задание 8 5332

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Цифры запишите в соответствии с порядком следования букв АБВГД.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Эффект вместительности был достигнут благодаря большой колёсной базы и грамотно организованного пространства в салоне и багажнике.
2) Пьесу В.В. Маяковского «Клопа», написанную в конце 20-х годов, поставили в театре Вс. Мейерхольда.
3) Растрёпанные белые цветы напоминали хлопья пуха, прилипшим к стебелькам.
4) Те, кто противопоставляет себя обществу, обречён на одиночество.
5) Причастия способны не только образно описать предмет или явление, а также представить его признак в динамике.
6) Каждый народ, доходя до определённой стадии развития, создавал эпос, в котором старался осмыслить свою историю.
7) Одно из чудес Курильской гряды, привлекающих туристов со всего света, связано с вулканами.
8) Алёхин, войдя в гостиную, воскликнул, что он очень рад видеть всех присутствующих.
9) Описанная исследователем структура позволяет выделить наиболее существенные признаки текста.

Задание 9 20017

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) забл..ставший, выч..тание, оп..раться
2) про..вляющийся, взгл..нуть, разр..дить (обстановку)
3) благосл..вить, застр..ховаться, ср..внение (данных)
4) уд..вительно, нач..нающий, зан..маться
5) прил..жить, сг..рать, возр..стной

Задание 10 20117

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..рывистое (движение), пр..следовать (нарушителя), пр..емственность
2) (всероссийские) ..дравницы, обе..главить, во..даяние
3) в..зомнить, пред..ставить, з..облачные (цены)
4) фельд..егерь, из..ян, под..езд
5) пре..приниматель, по..сказка (в загадке), на..кусить

Задание 11 20205

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) повизг..вать, глин..стый
2) расчётл..вый, ливн..вые (дожди)
3) откле..ть, уклонч..вый
4) сирен..ватый, лед..ной (покров)
5) сгущ..нное (молоко), ноч..вка

Задание 12 20769

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (они) выкуп..т, наде..щийся
2) обид..шься, вылет..шь
3) посвет..м (фонарём), проверя..мый
4) беле..щий, крас..щийся
5) (он) сине..т, пропил..нное (отверстие)

Задание 13 21405

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Виктор гордился (НЕ) КЕМ иным, как своим дедушкой.
2) На конверте был написан никому (НЕ) ИЗВЕСТНЫЙ адрес отправителя.
3) Корабли вышли в море, (НЕ) СМОТРЯ на штормовое предупреждение.
4) Стоит выйти на крыльцо, как осень начнёт дышать в лицо горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего (НЕ) ПОДВИЖНЫЕ воды.
5) Посреди равнины стоял дом, ничем (НЕ) ОГОРОЖЕННЫЙ.

Задание 14 20849

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС.

1) По утрам с запада, ИЗ(ЗА) дальних бугров, выползала (ПЕПЕЛЬНО)СИНЯЯ туча.
2) Капитан смотрел КУДА(ТО) (В) ДАЛЬ..
3) Но русский язык ему не дается, и в его лингвоголове КРЕПКО(НАКРЕПКО) засели КАКИЕ(ТО) диковатые обрывки фраз и слов.
4) Переехав в деревню (НА) СОВСЕМ, дядя решил (В)ПЛОТНУЮ заняться сельским хозяйством.
5) Студент говорил (НА)РЕДКОСТЬ убедительно и приводил примеры, (ПРИ)ТОМ интересные.

Задание 15 20910

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Ошеломлё(1)ый услыша(2)ым от адъютанта, радист бросился к аппаратам, но недавно восстановле(3)ая связь уже снова была наруше(4)а.

Задание 16 20972

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Педагог не видел в юном музыканте ни композиторского таланта ни выдающихся исполнительских способностей.
2) С А.Н. Островским молодого П.И. Чайковского сближала не только любовь к народной песне и русскому театру но и совместная работа.
3) В сизом воздухе над лесом и полями стояли облака и тлели слабым светом.
4) Соль можно получить естественным выпариванием из солёных вод или искусственным путём.
5) За окном гремел гром и дул сильный ветер.

Задание 17 21091

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Топонимические словари (1) содержащие информацию о географических названиях (2) дают много ценного для историков языка (3) помогая им находить корни (4) давно утраченных живой речью (5) слов.

Задание 18 21197

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Москва (1) бывает (2) неописуемо прекрасной в мае, когда сумрак московских ночей окутывает золотые купола. А разве не чудо этот город (3) к примеру (4) в дни погожей осени, когда перемешиваются багрянец и золото?

Задание 19 21277

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

И уже после книги «Матушка-рожь» (1) бо́льшую часть которой (2) составляли стихи именно девяностых годов (3) я понял (4) что глубоко заблуждался.

Задание 20 21404

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Ребёнок имеет право быть тем (1) кто он есть (2) и (3) если мы хотим быть честными (4) то не надо ждать (5) чтобы он стал совершенным человеком.
(По Я. Корчаку)

Задание 21 21549

Найдите все предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Праздник Ивана Купалы уходит корнями в древние языческие времена: в день летнего солнцестояния было принято восхвалять цветение и плодородие. (2)По времени проведения этот праздник совпал с христианским праздником – поминовением Иоанна Крестителя. (3)Известно, как было принято отмечать этот праздник. (4)Представьте себе ночь, берег реки, огни, множество людей. (5)Звучат песни, девушки водят хороводы, мужчины состязаются в силе и ловкости. (6)Некоторые одеты в костюмы мифических существ: леших, домовых, русалок. (7)В ночь на Ивана Купалу принято было гадать: девушки пускали по воде сплетённые из цветов венки, в которые ставили горящие свечи. (8)А молодым людям нельзя было растеряться: нужно было выловить венок возлюбленной и затушить свечи.

Задание 22 21570

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Есть тоска весёлая в алостях зари.
   (С. Есенин)
Б) О времена! О нравы!
   (Цицерон)
В) А ветер, мягкий и сырой,
   Глаза тихонько закрывает.
   (И.А. Бунин)
Г) Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызёт». Совесть не бывает ложной.
   (Д. С. Лихачёв)
Д) Люблю грозу в начале мая,
   Когда весенний первый гром,
   Как бы резвяся и играя,
   Грохочет в небе голубом.
   (Ф.И. Тютчев)

1) метафора
2) риторическое восклицание
3) оксюморон
4) профессионализмы
5) олицетворение
6) ряды однородных членов
7) эпитет
8) анафора
9) аллитерация

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Паустовского К. Г.

(1)Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

(2)Сравнительно легко объяснить происхождение «поэтического излучения» многих наших слов. (3)Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передаёт понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием. (4)Большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.

(5)Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

(6)Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

(7)Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить ёмкий и меткий словарь, у нас есть, помимо книг таких знатоков природы и народного языка, как Кайгородов, Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин и многие другие писатели, главный и неиссякаемый источник языка – язык самого народа, язык паромщиков, пастухов, пасечников, охотников, рыбаков, старых рабочих, лесных объездчиков, бакенщиков, кустарей, сельских живописцев, ремесленников и всех тех бывалых людей, у которых что ни слово, то золото.

(8)Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником. (9)Шли мы с этим лесником по мелколесью. (10)В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нём напоминали только глубокий, вековой мох, небольшие окна-колодцы в этом мху да обилие багульника.

(11)Кое-где во мху, как я уже упоминал, попадались маленькие круглые окна-колодцы. (12)Вода в них казалась неподвижной. (13)Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца всё время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и жёлтые сосновые иглы.

(14)Мы остановились у одного такого оконца и напились воды.

– (15)Родник! – сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошёл на дно неистово барахтавшийся жук.– (16)Должно, Волга тоже начинается из такого оконца?

– (17)Да, должно быть, – согласился я.

– (18)Я большой любитель разбирать слова, – неожиданно сказал лесник и смущённо усмехнулся. – (19)И вот, скажи на милость! (20)Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя.

(21)Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружьё.

– (22)Вы, говорят, вроде книги пишете?

– (23)Да, пишу.

– (24)Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. (25)А я вот как ни прикидываю, а редко какому слову найду объяснение. (26)Идёшь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? (27)Да ничего не получается. (28)Познаний у меня нет. (29)Не обучен. (30)А бывает, найдёшь слову объяснение и радуешься. (31)Чему радоваться? (32)Мне ребят не учить. (33)Я лесной человек, простой обходчик.

– (34)А какое слово к вам привязалось сейчас? – спросил я.

– (35)Да вот этот самый родник. (36)Я это слово давно приметил. (37)Всё его обхаживаю. (38)Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. (39)Родник родит реку, а река льётся – течёт через всю нашу матушку землю, через всю Родину, кормит народ. (40)Вы глядите, как это складно выходит, – родник, Родина, народ. (41)И все эти слова как бы родня между собой. (42)Как бы родня! – повторил он и засмеялся.

(43)Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка. (44)Весь многовековый опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах.

(По К.Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) –
известный русский писатель, классик отечественной литературы.

Задание 23 22028

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Слово кажется поэтическим, если оно передаёт понятие, наполненное для человека поэтическим содержанием.
2) Главным источником языка является язык самого народа.
3) Встреча с лесником убедила рассказчика, что нужно следить за своей речью, не использовать без необходимости разговорные слова.
4) Собеседник лесника является большим любителем глядеть в оконца.
5) Лесник находит связь между словами родник, Родина, народ, и это открытие радует его.

Задание 24 22029

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 2,3 содержится рассуждение.
2) Предложение 10 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 9.
3) В предложениях 11-13 содержится описание.
4) В предложениях 31-33 представлено повествование.
5) В предложении 41 содержится вывод из того, о чём говорится в предложениях 35-40.

Задание 25 22030

Из предложений 18-25 выпишите один фразеологизм.

Задание 26 22031

Среди предложений 26-33 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ