ЕГЭ 2025: Вариант 46

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

В данной исследовательской работе проведено сопоставление языка сказки «Белоснежка» братьев Гримм и «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина: найдены общие праиндоевропейские корни в словах, обозначающих основы человеческой жизни, например семейные связи; обнаружены историзмы – слова, называющие предметы или явления, помогающие реконструировать старину; проанализированы эпитеты, метафоры, сравнения, сказочные формулы, ярко выражающие авторское отношение к героям и их поступкам. Сделаны выводы о том, что языковые средства передают как общность, так и различие народов в восприятии окружающей действительности. Поэтическая форма сказок рисует народный идеал, обличает зло, определяет нравственные ориентиры народов.

Сопоставление языкового материала позволило рассмотреть проблему значения общих древних корней в немецком и русском языках, отражения в лексике исторической эпохи и народного сознания для выявления одинаковых и отличительных черт языковой картины мира <…> народов. Анализ историзмов позволил сделать вывод о том, что в Германии приоритетными являлись труд, торговля, а в России большое внимание уделялось защите от внешних врагов: строились в непроходимых лесах дороги, а на них выставлялись богатырские заставы, охранявшие от набегов кочевых племён. Очевидно, именно поэтому в немецкой сказке проявляется больше прагматизма, а в русской сильнее ощущается романтика душевного подвига.

 

Задание 1 22109

Самостоятельно подберите собирательное имя числительное, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это имя числительное.

Задание 2 22110

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) СВЯЗЬ. Тесное общение между кем-, чем-н. Дружеская с. Укреплять международные связи.
2) ФОРМУЛА. Краткое и точное словесное выражение, определение. Изложить в сжатых формулах.
3) ОПРЕДЕЛЯТЬ. что. С точностью выяснять, устанавливать. О. болезнь. О. расстояние. О. угол (устанавливать его величину).
4) СТРОИТЬСЯ. Становиться в строй, шеренгу. Батальон строится.
5) ПРОЯВЛЯТЬСЯ. О кино- и фотоматериалах: стать явным после обработки проявителем. Изображение проявляется.

Задание 3 22111

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Стандартизированность языка, которым написан текст, проявляется в широком использовании единиц особой лексической группы – канцеляризмов.
2) Текст посвящён лингвистическим проблемам. Помимо терминов (язык, эпитеты, метафоры, сравнения, историзмы и др.), используется общенаучная лексика (проблема, сопоставление, основы, выводы и др.).
3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, вводные слова.
4) Текст представляет собой фрагмент очерка, так как сообщает о наблюдениях автора, который даёт оценку описываемым явлениям.
5) Текст посвящён злободневным политическим проблемам общества. Автор анализирует эти проблемы, основываясь на лингвистическом материале.

Задание 4 22659

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) углубИть
2) сверлИт
3) тОрты
4) засЕлена
5) местностЕй

Задание 5 19157

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

После посева и в период интенсивного роста всходов проводят КОРНЕВЫЕ подкормки для поддержания активной жизнедеятельности растений.
Сбор исходных данных и оценка ТЕХНИЧЕСКОГО состояния труб для проектирования новых теплосетей позволят провести качественный ремонт к началу отопительного сезона.
Нынешний снегопад надо просто ПЕРЕТЕРПЕТЬ.
Зрители со ВЗДОХОМ отвели глаза, и только один человек проводил её взглядом.
Глава города поздравил актёров драматического театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство.

Задание 6 22198

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Чтобы постичь науку, нужно знать первые ее азы.

Задание 7 19293

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

около ШЕСТИСТА рублей
подбросить УГЛЕЙ в костёр
мало ВРЕМЕНИ
ЛЕГЧЕ всего выполнить
нет ТУФЕЛЬ

Задание 8 19354

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) В лицее обучали точным наукам и говорить на английском языке.
2) Благодаря работе режиссёра фильм завоевал не одну награду на международных конкурсах.
3) Говоря о технике бурения, я обращусь к некоторым невероятным фактам.
4) На днях открывается рассказывающая выставка о людях-героях.
5) Прочитав письмо, Андрею показался странным почерк его автора.
6) Когда я прихожу домой, пёс встретил меня дружеским лаем.
7) Неандертальцы знали, что такое огонь, и умело изготавливали оружие.
8) Сдавленная горными породами магма время от времени со взрывами поднимается вверх, и тогда случаются извержения.
9) Получить необходимый балл на устном экзамене можно благодаря таких качеств ученика, как умение говорить и слушать.

Задание 9 20025

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) инт..ллектуальный, д..йствительный, п..стреть
2) сл..варный, перс..наж, заг..релый
3) ум..ротворённый, прин..мать, забл..стал
4) ц..плёнок, ц..рковой, ц..тировать
5) непром..каемый, отг..родиться, ур..внение

Задание 10 23024

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..шить (пуговицу), пр..нарядиться, пр..школьный (участок)
2) чере..чур, бе..шумный, ра..сказать
3) (новый) пр..ёмник, пр..рост (населения), пр..градить (путь)
4) без..скусный, раз..скать, вз..мать (штраф)
5) пр..йти (мимо), п..дписать (договор), р..збудить

Задание 11 23001

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) горош..нка, масл..це
2) гуттаперч..вый (мальчик), (по)старш..нству
3) ситц..вый, марл..вый
4) размеж..вывать, танц..р
5) шёлк..вый, завед..вать

Задание 12 23722

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пряч..щийся, увенч..нный
2) дыш..щий, (они) разруш..т
3) закруч..нный, увид..шься
4) вывал..вшийся (из сумки), расчист..шь
5) верт..шься, встревож..нный

Задание 13 21430

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Имение нельзя путать с усадьбой: усадьба (НЕ) ВСЁ землевладение, а лишь помещичий дом с примыкающими строениями, двором и садом.
2) Выступление Андрея произвело сильное впечатление (НЕ) ТОЛЬКО на зрителей, но и на жюри.
3) К вечеру дел оказалось (НЕ) ВПРОВОРОТ.  
4) (НЕ) СМОТРЯ на проливной дождь, дети прекрасно себя чувствовали на даче.  
5) Мне (НЕ) СОВСЕМ удобно говорить с Вами сейчас.

Задание 14 20857

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.

1) (ВО)ВРЕМЯ путешествия яркая роскошь южной природы не трогала старика, (ЗА)ТО восхищала Сергея.
2) (И)ТАК, лирический герой Б.Л. Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира, и (ПО)ЭТОМУ с сожалением вспоминает о погасшей когда-то искре любви.
3) Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.
4) ЧТО(БЫ) получить помощь юриста, заполните поля с контактными данными, кратко опишите проблему, отправьте заявку, и с вами (ТОТ)ЧАС свяжутся.
5) Мартын плёлся к реке и слушал, как (ПО)ЗАДИ него ВРОДЕ(БЫ) замирали звуки свирели.

Задание 15 20917

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Таможе(1)ая декларация ‒ документ, составле(2)ый по установле(3)ой форме, ‒ предназначе(4)а для заполнения при пересечении границы иностранного государства.

Задание 16 20980

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Вокруг меня с лёгкостью пуховых подушек летали мешки риса тюки изюма кож каракуля.
2) За бортом плясали волны и по палубе неустанно бегали мокрые люди кричали и смеялись.
3) Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щёки.
4) Благодарю не столько за посылку сколько за память и внимание.
5) В третий раз перечитываю «Войну и мир» и с каждым разом это произведение Л.Н. Толстого кажется мне всё более великим.

Задание 17 21110

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Не растерявшись в сложившейся ситуации (1) Остап уклонился вправо (2) отыскивая глазами лодку (3) с сидящим в ней (4) верным Ипполитом Матвеевичем.

Задание 18 21210

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В 1830-х годах И.С. Тургенев проявил себя (1) именно (2) лириком.
И поэма «Стено», и его первые стихотворения (3) конечно (4) продолжают традицию русской романтической поэзии.

Задание 19 21296

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Когда часы пробили восемь (1) она спустилась с верхнего этажа (2) встречать гостей (3) которые уже собрались в саду в этот тихий осенний вечер (4) и о чём-то оживлённо беседовали.

Задание 20 21416

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Сердце доктора сильно и учащённо билось (1) и (2) чтобы успокоиться (3) он стал вспоминать (4) каким удачным было начало дня.

Задание 21 23737

Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Отец сказал, что этими местами шел когда-то с низов на Москву и по пути дотла разорил наш город сам Мамай - военачальник Золотой Орды. (2) Сейчас мы будем проезжать мимо Становой - большой деревни, еще недавно бывшей знаменитым притоном разбойников. (3) Помню, что как раз в это время между Становой и нами, влево от большой дороги, шел еще никогда не виденный мной поезд. (4) Сзади нас склонялось к закату солнце и в упор освещало эту быстро обгонявшую нас, бегущую в сторону города как бы заводную игрушку - маленький, но заносчивый паровозик. (5) Паровозик, домики, возбуждавшие желание пожить в них, их окошечки, блестевшие против солнца, этот быстрый и мертвый бег колес - всё было очень странно и занятно. (6) Но хорошо помню, что всё же гораздо больше влекло меня другое, то, что рисовалось моему воображению там, за железной дорогой, где виднелись лозины таинственной и страшной Становой. (7) Я живу в России - значит, я русский. (8) Россия - это моё прошлое и настоящее. (9) Я чувствовал свое кровное родство с ней.

Задание 22 21599

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Надо мной звенит хвойный лес, отряхивая с зеленых лап капли росы.
   (М. Горький)
Б) Тогда я думать был готов,
   Что не уйду я никогда
   С песчаных этих берегов.
   (Н. Некрасов)
В) Здесь лапы у елей дрожат на весу,
   Здесь птицы щебечут тревожно …
   (В. Высоцкий)
Г) Я оглядывал море, которое ещё вчера казалось буйным, жестоким и грозным, а сегодня было такое кроткое, ласковое.
   (Д. Дэфо)
Д) Стрижи в три чёрных молнии взвились
   И режут утро, слившись с синевою.
   (Э Асадов)

1) анафора
2) инверсия
3) антитеза
4) сравнение
5) фразеологизм
6) диалектизм
7) метафора
8) олицетворение
9) эпитет

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Брюсова В.Я.

(1)Каждый человек – отдельная определённая личность, которой вторично не будет. (2)Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. (3)Чем больше становится кто сам собою, чем глубже начинает понимать себя, тем яснее проступают его самобытные черты.

(4)И в жизни отдельного человека мелькнувшее мгновение не повторится. (5)Каждое мимоидущее настроение возникает лишь однажды для вечности. (6)Если я вспоминаю былое чувство, оно возвращается уже в ином качестве. (7)Словом, или стихом, или внушением. (8)Тождественности нет. (9)Мгновения отходят в могилу без надежды воскреснуть.

(10)3адача искусства — сохранить для времени, воплотить это мгновенное, это мимоидущее. (11)Художник пересказывает свои настроения; его постоянная цель — раскрыть другим свою душу. (12)Человек умирает, его душа, неподвластная разрушению, ускользает и живёт иной жизнью. (13)Но если умерший был художник, если он затаил свою жизнь в звуках, красках или словах, — душа его, всё та же, жива и для земли, для человечества.

(14)Кто дерзает быть художником, должен найти себя, стать самим собою. (15)Не многие могут сказать не лживо: «Это — я. (16)В общем употреблении есть ограниченное число личин, которыми и прикрываются люди, то из подражания, то из страха. (17)А художнику необходимо осмелиться и снять с себя такую личину. (18)Необходимо освободиться и от всего чужого, хотя бы то были заветы великих учителей. (19)Под наносными красками надо усмотреть свет души своей. (20)Пусть художник готовится к подвигу жизни, как пророк. (21)Есть для избранных годы молчания. (22)Только одинокие раздумья создают право вынести людям свои скрижали. (23)Но конца этим раздумьям нет; бесконечна возможность познавать себя, бесконечен путь к совершенству.

(24)Кто дерзает быть художником, должен быть искренним — всегда без предела. (25)Все настроения равноценны в искусстве, ибо ни одно не повторится. (26)Каждое дорого уже потому, что оно единственное. (27)Чем яснее поймёт кто свою душу, тем чище и возвышеннее будут его думы и чувства. (28)Стремление глубже понять себя, идти всё вперёд, уже святыня. (29)Нет осуждения думам и чувствам истинного художника. (30)Иное в отдельности ещё неполная правда, но, как часть души, может быть необходимым.

(31)Тот более велик из художников, кто глубже понял и полнее пересказал свою душу. (32)Это наша ограниченность делит художников на великих и меньших. (33)В малом мире человека, как в великом мире вселенной, всё находится в связи, всё дышит взаимным согласием. (34)Пусть художник с новых и новых точек зрения озаряет свою душу. (35)Пусть, как к цели, стремится он к тому, чтобы воссоздать весь мир в своём истолковании.

(36)Единственный признак истинного искусства — своеобразие; искусство всегда создаёт нечто новое. (37)Постоянный признак лжеискусства заключается в том, что оно подражательно. (38)Так, не понявший себя принимает своё чувство за одно из запечатлённых раньше других; вместо исповеди он даёт пересказ, не творит, а подделывает. (39)Лицемер в искусстве обречён повторять других; кто лжёт, тот подражает.

(40)Достойный имени художника может довольствоваться тем, что будет записывать свои мелькающие настроения. (41)Вдохновение — миг более живого чувствования. (42)В искусстве для искусства» нет смысла. (43)Повесть дорога не как рассказ приключениях вымышленных лиц, а как средство узнать душу написавшего. (44)В картине важен замысел, а не красота изображённого моря и или тела — они красивее в действительности. (45)Чем дальше в свою область вступает искусство, тем определённее становится оно свободным излиянием чувства (то есть лирикой).

(46)Меняются приёмы творчества, но никогда не может умереть или устареть душа, вложенная в создания искусства. (47) Если по собранным обломкам можно уловить намерение ваятеля, то не умерла душа творца для нас, живущих. (48)Искусство воплощает настроения; в настроении проявляет свою жизнь душа. (49)Душа первее мёртвой природы, осуждённой исчезнуть, как призрак. (50)Вот почему создания искусства мы называем бессмертными.

(По В.Я. Брюсову*)
*Валерий Яковлевич Брю́сов (1873 — 1924) — 
русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, 
литературный критик и историк.

Задание 23 22550

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Каждый человек — отдельная неповторимая личность, самобытность которой определяется сущностью души.
2) Слово художника вызывает у людей негативные чувства, тождественные тем, что пережили они сами.
3) Художнику необходимо освободиться от всего чужого, наносного, чтобы найти себя, стать самим собой.
4) Мысли и чувства истинного художника не подлежат осуждению.
5) Море или тело, изображённые истинным художником, красивее, чем в действительности.

Задание 24 22551

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 4-9 представлено повествование.
2) Предложения 17-19 раскрывают, поясняют содержание предложения 14.
3) Предложения 36 и 37 противопоставлены по содержанию.
4) В предложениях 44-45 представлено описание.
5) В предложениях 46-50 представлено рассуждение.

Задание 25 22552

Из предложений 4, 5 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Задание 26 22553

Среди предложений 14-23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, указательного местоимения и форм(ы) слов(а). Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).