ЕГЭ 2025: Вариант 46


- ЕГЭ русский язык, 2025
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
ЕГЭ: текстВ данной исследовательской работе проведено сопоставление языка сказки «Белоснежка» братьев Гримм и «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина: найдены общие праиндоевропейские корни в словах, обозначающих основы человеческой жизни, например семейные связи; обнаружены историзмы – слова, называющие предметы или явления, помогающие реконструировать старину; проанализированы эпитеты, метафоры, сравнения, сказочные формулы, ярко выражающие авторское отношение к героям и их поступкам. Сделаны выводы о том, что языковые средства передают как общность, так и различие народов в восприятии окружающей действительности. Поэтическая форма сказок рисует народный идеал, обличает зло, определяет нравственные ориентиры народов. Сопоставление языкового материала позволило рассмотреть проблему значения общих древних корней в немецком и русском языках, отражения в лексике исторической эпохи и народного сознания для выявления одинаковых и отличительных черт языковой картины мира <…> народов. Анализ историзмов позволил сделать вывод о том, что в Германии приоритетными являлись труд, торговля, а в России большое внимание уделялось защите от внешних врагов: строились в непроходимых лесах дороги, а на них выставлялись богатырские заставы, охранявшие от набегов кочевых племён. Очевидно, именно поэтому в немецкой сказке проявляется больше прагматизма, а в русской сильнее ощущается романтика душевного подвига.
|
||||
Задание 1 22109
Самостоятельно подберите собирательное имя числительное, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это имя числительное. |
||||
Задание 2 22110
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) СВЯЗЬ. Тесное общение между кем-, чем-н. Дружеская с. Укреплять международные связи. |
||||
Задание 3 22111
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Стандартизированность языка, которым написан текст, проявляется в широком использовании единиц особой лексической группы – канцеляризмов. |
||||
Задание 4 22659
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) углубИть |
||||
Задание 5 19157
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. После посева и в период интенсивного роста всходов проводят КОРНЕВЫЕ подкормки для поддержания активной жизнедеятельности растений. |
||||
Задание 6 22198
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Чтобы постичь науку, нужно знать первые ее азы. |
||||
Задание 7 19293
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. около ШЕСТИСТА рублей |
||||
Задание 8 19354
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Задание 9 20025
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) инт..ллектуальный, д..йствительный, п..стреть |
||||
Задание 10 23024
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пр..шить (пуговицу), пр..нарядиться, пр..школьный (участок) |
||||
Задание 11 23001
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) горош..нка, масл..це |
||||
Задание 12 23722
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пряч..щийся, увенч..нный |
||||
Задание 13 21430
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Имение нельзя путать с усадьбой: усадьба (НЕ) ВСЁ землевладение, а лишь помещичий дом с примыкающими строениями, двором и садом. |
||||
Задание 14 20857
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. 1) (ВО)ВРЕМЯ путешествия яркая роскошь южной природы не трогала старика, (ЗА)ТО восхищала Сергея. |
||||
Задание 15 20917
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Таможе(1)ая декларация ‒ документ, составле(2)ый по установле(3)ой форме, ‒ предназначе(4)а для заполнения при пересечении границы иностранного государства. |
||||
Задание 16 20980
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Вокруг меня с лёгкостью пуховых подушек летали мешки риса тюки изюма кож каракуля. |
||||
Задание 17 21110
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Не растерявшись в сложившейся ситуации (1) Остап уклонился вправо (2) отыскивая глазами лодку (3) с сидящим в ней (4) верным Ипполитом Матвеевичем. |
||||
Задание 18 21210
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). В 1830-х годах И.С. Тургенев проявил себя (1) именно (2) лириком. |
||||
Задание 19 21296
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Когда часы пробили восемь (1) она спустилась с верхнего этажа (2) встречать гостей (3) которые уже собрались в саду в этот тихий осенний вечер (4) и о чём-то оживлённо беседовали. |
||||
Задание 20 21416
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Сердце доктора сильно и учащённо билось (1) и (2) чтобы успокоиться (3) он стал вспоминать (4) каким удачным было начало дня. |
||||
Задание 21 23737
Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1) Отец сказал, что этими местами шел когда-то с низов на Москву и по пути дотла разорил наш город сам Мамай - военачальник Золотой Орды. (2) Сейчас мы будем проезжать мимо Становой - большой деревни, еще недавно бывшей знаменитым притоном разбойников. (3) Помню, что как раз в это время между Становой и нами, влево от большой дороги, шел еще никогда не виденный мной поезд. (4) Сзади нас склонялось к закату солнце и в упор освещало эту быстро обгонявшую нас, бегущую в сторону города как бы заводную игрушку - маленький, но заносчивый паровозик. (5) Паровозик, домики, возбуждавшие желание пожить в них, их окошечки, блестевшие против солнца, этот быстрый и мертвый бег колес - всё было очень странно и занятно. (6) Но хорошо помню, что всё же гораздо больше влекло меня другое, то, что рисовалось моему воображению там, за железной дорогой, где виднелись лозины таинственной и страшной Становой. (7) Я живу в России - значит, я русский. (8) Россия - это моё прошлое и настоящее. (9) Я чувствовал свое кровное родство с ней. |
||||
Задание 22 21599
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Прочитайте текст и выполните задания 23-26.
ЕГЭ: текст Брюсова В.Я.(1)Каждый человек – отдельная определённая личность, которой вторично не будет. (2)Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. (3)Чем больше становится кто сам собою, чем глубже начинает понимать себя, тем яснее проступают его самобытные черты. (4)И в жизни отдельного человека мелькнувшее мгновение не повторится. (5)Каждое мимоидущее настроение возникает лишь однажды для вечности. (6)Если я вспоминаю былое чувство, оно возвращается уже в ином качестве. (7)Словом, или стихом, или внушением. (8)Тождественности нет. (9)Мгновения отходят в могилу без надежды воскреснуть. (10)3адача искусства — сохранить для времени, воплотить это мгновенное, это мимоидущее. (11)Художник пересказывает свои настроения; его постоянная цель — раскрыть другим свою душу. (12)Человек умирает, его душа, неподвластная разрушению, ускользает и живёт иной жизнью. (13)Но если умерший был художник, если он затаил свою жизнь в звуках, красках или словах, — душа его, всё та же, жива и для земли, для человечества. (14)Кто дерзает быть художником, должен найти себя, стать самим собою. (15)Не многие могут сказать не лживо: «Это — я. (16)В общем употреблении есть ограниченное число личин, которыми и прикрываются люди, то из подражания, то из страха. (17)А художнику необходимо осмелиться и снять с себя такую личину. (18)Необходимо освободиться и от всего чужого, хотя бы то были заветы великих учителей. (19)Под наносными красками надо усмотреть свет души своей. (20)Пусть художник готовится к подвигу жизни, как пророк. (21)Есть для избранных годы молчания. (22)Только одинокие раздумья создают право вынести людям свои скрижали. (23)Но конца этим раздумьям нет; бесконечна возможность познавать себя, бесконечен путь к совершенству. (24)Кто дерзает быть художником, должен быть искренним — всегда без предела. (25)Все настроения равноценны в искусстве, ибо ни одно не повторится. (26)Каждое дорого уже потому, что оно единственное. (27)Чем яснее поймёт кто свою душу, тем чище и возвышеннее будут его думы и чувства. (28)Стремление глубже понять себя, идти всё вперёд, уже святыня. (29)Нет осуждения думам и чувствам истинного художника. (30)Иное в отдельности ещё неполная правда, но, как часть души, может быть необходимым. (31)Тот более велик из художников, кто глубже понял и полнее пересказал свою душу. (32)Это наша ограниченность делит художников на великих и меньших. (33)В малом мире человека, как в великом мире вселенной, всё находится в связи, всё дышит взаимным согласием. (34)Пусть художник с новых и новых точек зрения озаряет свою душу. (35)Пусть, как к цели, стремится он к тому, чтобы воссоздать весь мир в своём истолковании. (36)Единственный признак истинного искусства — своеобразие; искусство всегда создаёт нечто новое. (37)Постоянный признак лжеискусства заключается в том, что оно подражательно. (38)Так, не понявший себя принимает своё чувство за одно из запечатлённых раньше других; вместо исповеди он даёт пересказ, не творит, а подделывает. (39)Лицемер в искусстве обречён повторять других; кто лжёт, тот подражает. (40)Достойный имени художника может довольствоваться тем, что будет записывать свои мелькающие настроения. (41)Вдохновение — миг более живого чувствования. (42)В искусстве для искусства» нет смысла. (43)Повесть дорога не как рассказ приключениях вымышленных лиц, а как средство узнать душу написавшего. (44)В картине важен замысел, а не красота изображённого моря и или тела — они красивее в действительности. (45)Чем дальше в свою область вступает искусство, тем определённее становится оно свободным излиянием чувства (то есть лирикой). (46)Меняются приёмы творчества, но никогда не может умереть или устареть душа, вложенная в создания искусства. (47) Если по собранным обломкам можно уловить намерение ваятеля, то не умерла душа творца для нас, живущих. (48)Искусство воплощает настроения; в настроении проявляет свою жизнь душа. (49)Душа первее мёртвой природы, осуждённой исчезнуть, как призрак. (50)Вот почему создания искусства мы называем бессмертными. (По В.Я. Брюсову*) |
||||
Задание 23 22550
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Каждый человек — отдельная неповторимая личность, самобытность которой определяется сущностью души. |
||||
Задание 24 22551
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 4-9 представлено повествование. |
||||
Задание 25 22552
Из предложений 4, 5 выпишите антонимы (антонимическую пару). |
||||
Задание 26 22553
Среди предложений 14-23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, указательного местоимения и форм(ы) слов(а). Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий). |
Похожие материалы