ЕГЭ 2025: Вариант 58

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Река скрылась в тёмной синеве вечера. Луна ещё не поднималась, звёзды тихо, задумчиво мигали над Ветлугой. Берега стояли во мгле, неясные, таинственные, <...> прислушиваясь к немолчному шороху всё прибывающей реки. Поверхность её была темна, не видно было даже "цвету", только кое-где мерцали, растягивались и тотчас исчезали на бегущих струях дрожащие отражения звёзд, а игривая волна порой вскакивала на берег и бежала к нам, сверкая в темноте пеной, точно животное, которое резвится, пробегая мимо человека...

Артель всё ещё бушевала на другом берегу, но песня, видимо, угасала, как наш костёр, в который никто не подбрасывал больше хворосту. Голосов становилось всё меньше и меньше: очевидно, не одну уже удалую головушку сморил на вырубке или в кустарнике богатырский сон. Порой какой-нибудь дикий голосина выносился удалее и громче, но ему не удавалось уже воспламенить остальных, и песня гасла.

Я тоже улёгся рядом со спящими ветлугаями, любуясь звёздным небом, начинавшим загораться золотыми отблесками поднимавшейся за холмами луны. А с горы, тихо поскрипывая, спускался запоздалый воз, подходили пешеходы. Огни в деревушке на холме давно погасли один за другим. Белый придорожный столб вдалеке то выделялся, окрашенный огнём костра, то утопал в темноте. На той стороне, за рекой, запевал соловей.

   

Задание 1 23190

Самостоятельно подберите подчинительный сравнительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом абзаце. Запишите этот сравнительный союз.

Задание 2 23193

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ПОДНИМАТЬСЯ. Вставать, меняя лежачее или сидячее положение на стоячее. Рано подниматься с постели.
2) БЕРЕГ. У моряков, речников: суша (в противопоставлении пребыванию в плавании). Списаться на берег.
3) РЕ3ВИТЬСЯ. Играть и веселиться, находясь в движении. Дети резвятся в саду.
4) ПЕСНЯ. 3вуки птичьего пения. Соловьиная песня.
5) ПОГАСНУТЬ. (1 и 2 л. не употр.). Перестать гореть, перестать светить. Звёзды погасли.

Задание 3 23194

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Глаголы и имена прилагательные в тексте используются в информативной функции (песня угасала; воспламенить, немолчный шорох, удалую головушку).
2) В тексте использованы сравнения (бежала к нам, точно животное, которое резвится; угасала, как наш костёр), эпитеты (золотыми отблесками, богатырский сон), слова с эмоционально-оценочными суффиксами (головушку, голосина), создающие образность, эмоциональность текста, передающие авторское отношение к предмету описания.
3) Грамматическими особенностями текста является использование сложноподчинённых предложений с причинно-следственными отношениями между частями, подчёркивающими логику рассуждения автора.
4) В тексте использованы обособленные распространённые и нераспространённые определения и обстоятельства в изобразительной функции (берега стояли во мгле, неясные, таинственные; волна... бежала к нам, сверкая в темноте пеной; звёздным небом, начинавшим загораться золотыми отблесками поднимавшейся за холмами луны; тихо поскрипывая, спускался запоздалый воз).
5) Текст относится к деловому стилю, так как основная цель автора - сообщить информацию, имеющую практическое значение.

Задание 4 22671

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) ногтЯ
2) дождалАсь
3) жалюзИ
4) экспЕрт
5) оклеИть

Задание 5 19174

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

У сестры был талант находить СКРЫТЫЕ механизмы, пружины, при нажатии на которые можно было обнаружить тайник.
Озоновый слой задерживает проникновение к ЗЕМНОЙ поверхности наиболее жёсткого ультрафиолетового излучения, губительного для всего живого.
Во время научного эксперимента могут возникать потенциально ОПАСНЫЕ ситуации.
Там, за плотными, труднопроходимыми сумеречными зонами, лежали иные пространства, по большей части враждебные, где каждый ВДОХ давался с трудом.
В одном из дворов археологи нашли шесть бронзовых скульптур, которые теперь являются ГОРДЫНЕЙ музея.

Задание 6 22958

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В мае 1820 года А.С. Пушкин с семьей генерала Раевского направляется на Кавказские Минеральные Воды, в Таганроге путешественники останавливаются в доме городского градоначальника.

Задание 7 22945

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПЛЕЩЕТ на песок
ОЗЯБНУЛ на ветру
СЛАДЧАЙШЕЕ мгновение
глаженых ПРОСТЫНЕЙ
ДЕВЯНОСТА брошюр

Задание 8 23979

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Б) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Вопреки предсказаниям старожилов было тепло и солнечно,
2) Проснувшись поутру довольно поздно, мне показалось, что буря утихла.
3) Принципы изображения Москвы в романе «Мастере и Маргарите» М. Булгакова напоминают принципы изображения гоголевского Петербурга, когда реальное тесно переплетается с фантастическим.
4) Созданием «Цеха поэтов» в 1911 году заявило о себе новое литературное направление — акмеизм.
5) Две машины разъехалось в разные стороны.
6) Дышавший полдень зноем сменился вечерней прохладой.
7) На мелководных участках растительность образует перемычки, разделяющие озеро на отдельные плёсы.
8) Преследуя зверя, охотники вышли к реке.
9) Окказионализмами называют слова, которые образованы вопреки законов словообразования.

Задание 9 23021

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) разб..редить, самор..ализация, проб..раться
2) ин..циативный, распор..жение, прив..легия
3) дир..жабль, д..рекция, пал..садник
4) г..роический, д..фицит, р..дактировать
5) об..няние, пор..сль, пересд..вать

Задание 10 23076

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) звен..евой, шифон..ер, интер..ер
2) пр..мадонна, пр..увеличить, (не) пр..минул (заметить)
3) не..деланный, не..держанный, бе..перспективный
4) на..гранно, недо..спользование, двух..гольное (шитьё)
5) пр..язык, пр..образ (личности), н..калился

Задание 11 23013

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) нов..зна, изменч..вый
2) камен..ик, извоз..ик (название профессии)
3) бедняц..кий, одес..кий
4) застр..вать, продл..вать
5) (передать) дословн.., (наесться) досыт..

Задание 12 23734

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) удосто..вшийся, высп..шься
2) подравн..нный, (он) кол..т (дрова)
3) самокле..щийся, (избиратели) наде..тся
4) обид..шься, расстила..шься
5) почу..вший, (не) ча..вшиий (отдохнуть)

Задание 13 22973

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Сообщение о том, что Гольфстрим между 76-м и 47-м меридианами в 2010 году стал холоднее на 10 градусов Цельсия, содержало (НЕ)ПОДТВЕРЖДЁННУЮ информацию.
2) Люди далеко (НЕ)САМЫЕ сильные по сравнению с животными, нет у них и многих других физических преимуществ.
3) Мы обычно (НЕ)ЗАДУМЫВАЕМСЯ о том, как работает наш организм на биохимическом уровне, а ведь в нём ежесекундно протекают тысячи различных реакций.
4) Составление анаграмм — само по себе интересное развлечение, здесь, кстати, имеется (НЕ)МАЛО вопросов, на которые пока нет ответов.
5) Те, кто побывал в космосе, (НЕ)ОДНОКРАТНО вспоминали об увиденном и пережитом.

Задание 14 22977

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) В детстве я читала книги (БЕЗ)РАЗБОРУ и знала (НА)ИЗУСТЬ много стихотворений.
2) Он (КАК)РАЗ приблизился к решению задачи, но (В)ОДИНОЧКУ осилить её не смог.
3) Городок больше не высился на (ТЁМНО)ЗЕЛЁНОМ откосе: поднятая плотиной вода подошла почти (В)ПЛОТНУЮ к его бульвару.
4) Я попросил очистить себе уголок, (КОЕ)КАК разобрал вещи и сел  на чемодан (ЗА)НЕИМЕНИЕМ стула.
5) И не будем больше возвращаться к этому вопросу, ТАК(КАК) мы ВСЁ(РАВНО) не поймём друг друга.

Задание 15 22985

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Рядом чернело кострище, оно было аккуратно обустрое(1)о и обложе(2)о камнями, с подготовле(3)ым таганком и свисающими с него закопчё(4)ыми берёзовыми рогульками для котлов.

Задание 16 20992

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Скорость космического корабля можно сравнить или со скоростью света или со скоростью звука.
2) Старинные подсвечники и восточные ткани гравюры и ларцы картины и иконы то и дело появлялись в её скромном жилище.
3) Прохлада принесла радость и спокойствие лесным зверям и птицам.
4) Особый стиль характерен для речи экскурсовода музея или картинной галереи.
5) Похолодало и среди дождливой пелены замелькали серые снежинки.

Задание 17 21140

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Чеховский интеллигент был человеком (1) сочетавшим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением (2) осуществить свои идеалы (3) человеком (4) преданным нравственной красоте.

Задание 18 22939

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Среди известных былинных богатырей (1) в первую очередь (2) именно (3) Илья Муромец (4) воплощает образ народного героя-освободителя: с ним (5) без сомнения (6) связан идеал подлинной доблести.

Задание 19 22998

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

До того момента (1) пока Белозерское княжество не было окончательно присоединено к Москве (2) торговлю и промысел на необъятных просторах русского Севера держали в своих руках удалые новгородские люди (3) которые (4) слыли предприимчивыми и отважными.

Задание 20 22962

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Утром пригрело солнце (1) а (2) когда (3) ночной туман превратился в легкую дымку (4) и растаял у подножия гор (5) то вдали проявились их величественные силуэты.

Задание 21 23749

Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Проселочные дороги достаточно обсохли - переезд через ручьи и овраги сделался возможным. (2)Тогда я решился ехать в страну болот и озер - к истокам Волги. (3)В Вышний Волочёк, Торжок и Ржев - этими тремя путями можно проехать от Твери до истоков Волги. (4)Я избрал менее торную и, следовательно, более интересную дорогу на Торжок - городок, расположенный на Тверце. (5)Возвратиться предполагал на Ржев, чтобы уже, не разлучаясь с Волгой, проследить - по возможности - развитие этой могущественной реки со всей ее береговой обстановкой от самого зародыша вплоть до впадения в нее Оки. (6)Дорога же на Вышний Волочёк - до Волочка железная, а от Волочка почтовая - не представляет никакого интереса, кроме самого города, в котором можно побывать во всякое время благодаря чугунке.

Задание 22 21699

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

A) Я круто обернулся и успел только мельком увидеть в самом конце аллеи какое-то животное вроде большого чёрного телёнка.
   (А. Конан Дойл)
Б) Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.
   (А.И. Солженицын)
B) В сенат подам, министрам, государю…
   (А.С. Грибоедов)
Г) Досадно было, боя ждали.
   (М.Ю. Лермонтов)
Д) Какая ночь! На всём какая нега!
   (А.А. Фет)

1) сравнение
2) эпитет
3) парцелляция
4) инверсия
5) эпифора
6) риторическое обращение
7) градация
8) риторическое восклицание
9) антитеза

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Брюсова В.Я.

(1)Последнее время замечается новое оживление в изучении Пушкина. (2)Появился ряд очень интересных, частью весьма ценных работ о Пушкине, его биографии, его творчестве, его рукописях. (3)Таково издание «Атенея», под заглавием «Неизданный Пушкин», где впервые опубликованы пушкинские рукописи, хранящиеся в Париже, в «Онегинском музее»; таково новое издание «Гавриилиады», тщательно проредактированное по всем известным спискам поэмы Б. В. Томашевским; таковы материалы, собранные А. С. Поляковым «О смерти Пушкина»; таковы работы М. Гофмана — «Пропущенные строфы „Евгения Онегина“», «Посмертные произведения Пушкина» и «Пушкин, вступительная глава науки о Пушкине»; таковы и ещё несколько менее значительных книжек.

(4)В наши дни никто более не сомневается, что Пушкин — величайший из наших поэтов, что его влияние на русскую литературу было и остаётся огромным, что поэтому историко-литературное изучение Пушкина необходимо и плодотворно.

(5)Но в новейших работах о Пушкине, не только перечисленных выше, но всех вообще появлявшихся за последние два десятилетия, сказывается одно определённое направление: исследователи, отказываясь временно от обобщающих выводов, заняты преимущественно мелочами, деталями, огромное, подавляющее место оставляя изучению рукописей Пушкина. (6)В печати постепенно воспроизводятся все черновики Пушкина, причём исследователи стараются прочесть буквально каждое слово, написанное Пушкиным, хотя бы и зачёркнутое им.

(7)Читатель-неспециалист, естественно, может задать вопрос: да нужны ли все эти мелочи? (8)Пусть они полезны, даже необходимы редакторам и издателям сочинений Пушкина для установления правильного текста его произведений или немногим пушкинистам, изучающим поэтическую и стихотворную технику поэта.

(9)Пусть для этих специалистов существуют и специальные издания в ограниченном числе экземпляров, точно воспроизводящие рукопись Пушкина, предпочтительнее всего — фотомеханически. (10)Но стоит ли читателям более широкого круга, которых интересует поэзия, а не техника писательского дела и не вопрос «критики текста», вникать в те издания, вся сущность которых состоит в перепечатке пушкинских черновиков (а таково, повторяем, большинство из новых работ по Пушкину)?

(11)Можно на эти вопросы отвечать общими словами, что Пушкин — великий поэт, что «каждая его строка драгоценна» и т. д. (12)Но такой ответ вряд ли будет убедителен. (13)Неужели тем же методом должно изучать всех вообще «великих» и даже просто значительных, выдающихся писателей, полностью воспроизводя в печати все их черновые рукописи, сравнивая все их сохранившиеся «варианты», в том числе зачёркнутые, уничтоженные самим автором (подобные попытки уже делаются, притом иногда именно по отношению к писателю определённо «средней величины»)? (14)Ведь для этого потребуются целые армии исследователей, а читатели окажутся перед целым океаном печатной бумаги, в котором потонут сами произведения писателей. (15)Отброшенные редакцией варианты, разночтения и всё подобное заслонят сам текст.

(16)По счастью, дело обстоит не так страшно. (17)Во-первых, лишь у немногих поэтов найдётся такое количество черновых рукописей, как у Пушкина.

(18)Во-вторых, по нашему глубокому убеждению, не все черновые рукописи, вернее — рукописи не всех поэтов, заслуживают того, чтобы их изучать. (19)Пушкин и среди великих поэтов составляет исключение.

(20)Есть два метода творческой работы писателя. (21)Некоторые сначала долго обдумывают будущее произведение, пишут его, так сказать «в голове», переделывая, поправляя мысленно, может быть, десятки раз каждое выражение; на бумаге они записывают только уже готовые строки, которые впоследствии, конечно, могут быть ещё раз изменены. (22)Так писал, например, Лермонтов.

(23)Другие, и таких меньшинство, берутся за перо при первом проблеске поэтической мысли; они творят «на бумаге», отмечая, записывая каждый поворот, каждый изгиб своей творческой мысли, весь процесс создания запечатлевается у таких писателей в рукописи; рукопись отражает не только техническую работу над стилем, но и всю психологию поэта в моменты творчества. (24)Так писал Пушкин.

(25)Понятно после этого, какой огромный интерес — и не только для специалистов-пушкиноведов — представляют рукописи Пушкина; по ним мы знакомимся с работой гениального ума: читая их, мы как бы становимся причастны интимнейшим мыслям великого поэта. (26)По рукописям Пушкина мы можем следить, как постепенно вырастали в нём те образы, которые поражают, пленяют нас в его произведениях, а попутно видим бесконечное богатство других образов и мыслей, которым не суждено было воплотиться в законченном поэтическом создании. (27)Мы как бы присутствуем в лаборатории гения, который при нас совершает чудо превращения неясного контура в совершенную художественную картину, тёмного намёка — в глубокую, блистающую мысль.

(28)Вот почему мы думаем, что и читатель-неспециалист, «рядовой» читатель, должен не пренебрегать новыми работами о Пушкине. (29)Мы решаемся рекомендовать читателям и «Неизданного Пушкина», и «Пропущенные строфы „Евгения Онегина“», «Посмертные стихотворения Пушкина». (30)Вдумчивое чтение этих книг покажет, что значение их больше, чем, может быть, думали сами их составители.

(По В. Я. Брюсову*)
* Валерий Яковлевич Брю́сов (1873 — 1924) — 
русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, 
литературный критик и историк.

 

Задание 23 22641

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Новое оживление в изучении Пушкина рассказчик связывает с появлением ряда очень интересных, частью весьма ценных работ об этом величайшем поэте.
2) На смену работам с обобщающими выводами о творчестве Пушкина пришли исследования, посвященные преимущественно мелочам и деталям.
3) Читатель-неспециалист может пренебречь черновыми рукописями Пушкина, поскольку они способны заслонить сам текст.
4) У многих поэтов найдется столь же большое количество черновых рукописей, как у Пушкина, и все эти записи заслуживают изучения.
5) В отличие от писателей, которые долго обдумывают будущее произведение и записывают только готовые строки, Лермонтов вёл черновые записи.

Задание 24 22642

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 4-6 представлено рассуждение.
2) В предложениях 17, 18 содержится обоснование тезиса, сформулированного в предложении 16.
3) Предложения 21-24 поясняют, раскрывают содержание предложения 20.
4) В предложениях 25-27 представлено повествование.
5) В предложениях 28-30 представлено описание.

Задание 25 22643

Из предложений 28-30 выпишите один фразеологизм.

Задание 26 22644

Среди предложений 20-24 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи наречия, форм(ы) слов(а) и вводного слова. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).