ЕГЭ 2025: Вариант 58


- ЕГЭ русский язык, 2025
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
ЕГЭ: текстРека скрылась в тёмной синеве вечера. Луна ещё не поднималась, звёзды тихо, задумчиво мигали над Ветлугой. Берега стояли во мгле, неясные, таинственные, <...> прислушиваясь к немолчному шороху всё прибывающей реки. Поверхность её была темна, не видно было даже "цвету", только кое-где мерцали, растягивались и тотчас исчезали на бегущих струях дрожащие отражения звёзд, а игривая волна порой вскакивала на берег и бежала к нам, сверкая в темноте пеной, точно животное, которое резвится, пробегая мимо человека... Артель всё ещё бушевала на другом берегу, но песня, видимо, угасала, как наш костёр, в который никто не подбрасывал больше хворосту. Голосов становилось всё меньше и меньше: очевидно, не одну уже удалую головушку сморил на вырубке или в кустарнике богатырский сон. Порой какой-нибудь дикий голосина выносился удалее и громче, но ему не удавалось уже воспламенить остальных, и песня гасла. Я тоже улёгся рядом со спящими ветлугаями, любуясь звёздным небом, начинавшим загораться золотыми отблесками поднимавшейся за холмами луны. А с горы, тихо поскрипывая, спускался запоздалый воз, подходили пешеходы. Огни в деревушке на холме давно погасли один за другим. Белый придорожный столб вдалеке то выделялся, окрашенный огнём костра, то утопал в темноте. На той стороне, за рекой, запевал соловей.
|
||||
Задание 1 23190
Самостоятельно подберите подчинительный сравнительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом абзаце. Запишите этот сравнительный союз. |
||||
Задание 2 23193
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ПОДНИМАТЬСЯ. Вставать, меняя лежачее или сидячее положение на стоячее. Рано подниматься с постели. |
||||
Задание 3 23194
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Глаголы и имена прилагательные в тексте используются в информативной функции (песня угасала; воспламенить, немолчный шорох, удалую головушку). |
||||
Задание 4 22671
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) ногтЯ |
||||
Задание 5 19174
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. У сестры был талант находить СКРЫТЫЕ механизмы, пружины, при нажатии на которые можно было обнаружить тайник. |
||||
Задание 6 22958
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В мае 1820 года А.С. Пушкин с семьей генерала Раевского направляется на Кавказские Минеральные Воды, в Таганроге путешественники останавливаются в доме городского градоначальника. |
||||
Задание 7 22945
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ПЛЕЩЕТ на песок |
||||
Задание 8 23979
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Задание 9 23021
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) разб..редить, самор..ализация, проб..раться |
||||
Задание 10 23076
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) звен..евой, шифон..ер, интер..ер |
||||
Задание 11 23013
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) нов..зна, изменч..вый |
||||
Задание 12 23734
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) удосто..вшийся, высп..шься |
||||
Задание 13 22973
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Сообщение о том, что Гольфстрим между 76-м и 47-м меридианами в 2010 году стал холоднее на 10 градусов Цельсия, содержало (НЕ)ПОДТВЕРЖДЁННУЮ информацию. |
||||
Задание 14 22977
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 1) В детстве я читала книги (БЕЗ)РАЗБОРУ и знала (НА)ИЗУСТЬ много стихотворений. |
||||
Задание 15 22985
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Рядом чернело кострище, оно было аккуратно обустрое(1)о и обложе(2)о камнями, с подготовле(3)ым таганком и свисающими с него закопчё(4)ыми берёзовыми рогульками для котлов. |
||||
Задание 16 20992
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Скорость космического корабля можно сравнить или со скоростью света или со скоростью звука. |
||||
Задание 17 21140
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Чеховский интеллигент был человеком (1) сочетавшим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением (2) осуществить свои идеалы (3) человеком (4) преданным нравственной красоте. |
||||
Задание 18 22939
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Среди известных былинных богатырей (1) в первую очередь (2) именно (3) Илья Муромец (4) воплощает образ народного героя-освободителя: с ним (5) без сомнения (6) связан идеал подлинной доблести. |
||||
Задание 19 22998
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). До того момента (1) пока Белозерское княжество не было окончательно присоединено к Москве (2) торговлю и промысел на необъятных просторах русского Севера держали в своих руках удалые новгородские люди (3) которые (4) слыли предприимчивыми и отважными. |
||||
Задание 20 22962
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Утром пригрело солнце (1) а (2) когда (3) ночной туман превратился в легкую дымку (4) и растаял у подножия гор (5) то вдали проявились их величественные силуэты. |
||||
Задание 21 23749
Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Проселочные дороги достаточно обсохли - переезд через ручьи и овраги сделался возможным. (2)Тогда я решился ехать в страну болот и озер - к истокам Волги. (3)В Вышний Волочёк, Торжок и Ржев - этими тремя путями можно проехать от Твери до истоков Волги. (4)Я избрал менее торную и, следовательно, более интересную дорогу на Торжок - городок, расположенный на Тверце. (5)Возвратиться предполагал на Ржев, чтобы уже, не разлучаясь с Волгой, проследить - по возможности - развитие этой могущественной реки со всей ее береговой обстановкой от самого зародыша вплоть до впадения в нее Оки. (6)Дорога же на Вышний Волочёк - до Волочка железная, а от Волочка почтовая - не представляет никакого интереса, кроме самого города, в котором можно побывать во всякое время благодаря чугунке. |
||||
Задание 22 21699
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Прочитайте текст и выполните задания 23-26.
ЕГЭ: текст Брюсова В.Я.(1)Последнее время замечается новое оживление в изучении Пушкина. (2)Появился ряд очень интересных, частью весьма ценных работ о Пушкине, его биографии, его творчестве, его рукописях. (3)Таково издание «Атенея», под заглавием «Неизданный Пушкин», где впервые опубликованы пушкинские рукописи, хранящиеся в Париже, в «Онегинском музее»; таково новое издание «Гавриилиады», тщательно проредактированное по всем известным спискам поэмы Б. В. Томашевским; таковы материалы, собранные А. С. Поляковым «О смерти Пушкина»; таковы работы М. Гофмана — «Пропущенные строфы „Евгения Онегина“», «Посмертные произведения Пушкина» и «Пушкин, вступительная глава науки о Пушкине»; таковы и ещё несколько менее значительных книжек. (4)В наши дни никто более не сомневается, что Пушкин — величайший из наших поэтов, что его влияние на русскую литературу было и остаётся огромным, что поэтому историко-литературное изучение Пушкина необходимо и плодотворно. (5)Но в новейших работах о Пушкине, не только перечисленных выше, но всех вообще появлявшихся за последние два десятилетия, сказывается одно определённое направление: исследователи, отказываясь временно от обобщающих выводов, заняты преимущественно мелочами, деталями, огромное, подавляющее место оставляя изучению рукописей Пушкина. (6)В печати постепенно воспроизводятся все черновики Пушкина, причём исследователи стараются прочесть буквально каждое слово, написанное Пушкиным, хотя бы и зачёркнутое им. (7)Читатель-неспециалист, естественно, может задать вопрос: да нужны ли все эти мелочи? (8)Пусть они полезны, даже необходимы редакторам и издателям сочинений Пушкина для установления правильного текста его произведений или немногим пушкинистам, изучающим поэтическую и стихотворную технику поэта. (9)Пусть для этих специалистов существуют и специальные издания в ограниченном числе экземпляров, точно воспроизводящие рукопись Пушкина, предпочтительнее всего — фотомеханически. (10)Но стоит ли читателям более широкого круга, которых интересует поэзия, а не техника писательского дела и не вопрос «критики текста», вникать в те издания, вся сущность которых состоит в перепечатке пушкинских черновиков (а таково, повторяем, большинство из новых работ по Пушкину)? (11)Можно на эти вопросы отвечать общими словами, что Пушкин — великий поэт, что «каждая его строка драгоценна» и т. д. (12)Но такой ответ вряд ли будет убедителен. (13)Неужели тем же методом должно изучать всех вообще «великих» и даже просто значительных, выдающихся писателей, полностью воспроизводя в печати все их черновые рукописи, сравнивая все их сохранившиеся «варианты», в том числе зачёркнутые, уничтоженные самим автором (подобные попытки уже делаются, притом иногда именно по отношению к писателю определённо «средней величины»)? (14)Ведь для этого потребуются целые армии исследователей, а читатели окажутся перед целым океаном печатной бумаги, в котором потонут сами произведения писателей. (15)Отброшенные редакцией варианты, разночтения и всё подобное заслонят сам текст. (16)По счастью, дело обстоит не так страшно. (17)Во-первых, лишь у немногих поэтов найдётся такое количество черновых рукописей, как у Пушкина. (18)Во-вторых, по нашему глубокому убеждению, не все черновые рукописи, вернее — рукописи не всех поэтов, заслуживают того, чтобы их изучать. (19)Пушкин и среди великих поэтов составляет исключение. (20)Есть два метода творческой работы писателя. (21)Некоторые сначала долго обдумывают будущее произведение, пишут его, так сказать «в голове», переделывая, поправляя мысленно, может быть, десятки раз каждое выражение; на бумаге они записывают только уже готовые строки, которые впоследствии, конечно, могут быть ещё раз изменены. (22)Так писал, например, Лермонтов. (23)Другие, и таких меньшинство, берутся за перо при первом проблеске поэтической мысли; они творят «на бумаге», отмечая, записывая каждый поворот, каждый изгиб своей творческой мысли, весь процесс создания запечатлевается у таких писателей в рукописи; рукопись отражает не только техническую работу над стилем, но и всю психологию поэта в моменты творчества. (24)Так писал Пушкин. (25)Понятно после этого, какой огромный интерес — и не только для специалистов-пушкиноведов — представляют рукописи Пушкина; по ним мы знакомимся с работой гениального ума: читая их, мы как бы становимся причастны интимнейшим мыслям великого поэта. (26)По рукописям Пушкина мы можем следить, как постепенно вырастали в нём те образы, которые поражают, пленяют нас в его произведениях, а попутно видим бесконечное богатство других образов и мыслей, которым не суждено было воплотиться в законченном поэтическом создании. (27)Мы как бы присутствуем в лаборатории гения, который при нас совершает чудо превращения неясного контура в совершенную художественную картину, тёмного намёка — в глубокую, блистающую мысль. (28)Вот почему мы думаем, что и читатель-неспециалист, «рядовой» читатель, должен не пренебрегать новыми работами о Пушкине. (29)Мы решаемся рекомендовать читателям и «Неизданного Пушкина», и «Пропущенные строфы „Евгения Онегина“», «Посмертные стихотворения Пушкина». (30)Вдумчивое чтение этих книг покажет, что значение их больше, чем, может быть, думали сами их составители. (По В. Я. Брюсову*)
|
||||
Задание 23 22641
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Новое оживление в изучении Пушкина рассказчик связывает с появлением ряда очень интересных, частью весьма ценных работ об этом величайшем поэте. |
||||
Задание 24 22642
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 4-6 представлено рассуждение. |
||||
Задание 25 22643
Из предложений 28-30 выпишите один фразеологизм. |
||||
Задание 26 22644
Среди предложений 20-24 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи наречия, форм(ы) слов(а) и вводного слова. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий). |