ВПР10 2025 (р): вариант 2


- ВПР 2025 русский язык, 10 класс (реальные)
Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–2
ВПР10: текст Долгополова И.(1)...Изогнулась берёза, тянется кверху, ослепляя своей белизной, а рядом белеют стволы её соседок; вдали золотится на солнце полоска зимнего леса, и надо всем этим миром расстилается огромное синее небо. (2)«В то необычайное утро, – рассказывал великий И. Э. Грабарь о создании «Февральской лазури», – природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». (3)Художник стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей и, заглядевшись на неё, уронил палку, нагнулся, чтобы её поднять, а когда взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, то обомлел от открывшегося перед ним зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба... (4)Позже Грабарь вспоминал, что, вернувшись в 1901 году в Россию, он был несказанно потрясён красотою русского пейзажа: нигде он не видел таких чудесных берёзовых рощ, таких «восхитительных вёсен, золотых осеней, сверкающих инеев». (По И. Долгополову) |
||||||||||||||
Задание 1 24859
Подберите и запишите пароним к слову «великий» из предложения 2. |
||||||||||||||
Задание 2 24860
Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности». Запишите ответ и приведите из текста два примера этого средства художественной выразительности. |
||||||||||||||
Задание 3 24861
Поставьте знак ударения в следующих словах Значимость, облегчит, понявший, засветло. |
||||||||||||||
Задание 4 24862
Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
|
||||||||||||||
Задание 5 24863
Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка. 1) Во время грозы в усадьбе, в полутораста метрах от дома, упало дерево. |
||||||||||||||
Задание 6 24864
Выпишите слова с орфограммой в приставке, вставьте пропущенные буквы. Н..ручные часы, пр..грессивный деятель, служить пр..вратником, на минуту ост..новиться, пр..рвать товарища, оп..здать на поезд, р..сставлять мебель, д..машнее варенье, ст..лется туман, взгляд и..подлобья, уютный с..наторий, поставить на з..рядку, бли..кие люди, слегка к..снуться, в..ются вокруг дома. |
||||||||||||||
Задание 7 24865
Раскрыв скобки, запишите предложения в правую колонку таблицы в соответствии с частеречной принадлежностью выделенных слов. 1) (По)тому берегу двигалась колонна пленных немцев, сопровождаемая белорусскими партизанами.
|
||||||||||||||
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8–10
ВПР10: текст Чуковского К.(1)Он был гостеприимен, как магнат. (2)Хлебосольство у него доходило до страсти. (3)Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей. (4)Многим это могло показаться безумием: человек только что выбился из многолетней нужды, ему приходится таким тяжким трудом содержать всю семью – и мать, и брата, и сестру, и отца; у него нет ни гроша на завтрашний день, а он весь свой дом сверху донизу набивает гостями, и кормит их, и развлекает, и лечит! (5)Страстная любовь к многолюдству сохранилась у Чехова до конца его дней. (6)Уже в последней стадии чахотки, когда он приехал на короткое время в Москву, к нему на квартиру стало стекаться так много народу, что с утра до ночи не было ни минуты свободной. (7)Без этой его феноменальной общительности, без этой постоянной охоты общаться с любым человеком, без этого жгучего его интереса к биографиям, нравам, разговорам, профессиям сотен и тысяч людей он, конечно, никогда не создал бы той грандиозной энциклопедии русского быта восьмидесятых и девяностых годов, которая называется мелкими рассказами Чехова. (8)Если бы из всех этих мелких рассказов, из многотомного собрания его сочинений вдруг каким-нибудь чудом на московскую улицу хлынули все люди, изображённые там, произошла бы ужасная свалка, ибо столь густого многолюдства не могла бы вместить и самая широкая площадь. (9)Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком, что только два глаза, а не тысяча глаз с такою нечеловеческой зоркостью подсмотрели, запомнили и запечатлели навек всё это множество жестов, походок, улыбок, физиономий, одежд и что не тысяча сердец, а всего лишь одно вместило в себе боли и радости этой громады людей. (10)И как весело ему было с людьми! (11)С теми, кого он любил. (12)А полюбиться ему было нетрудно, так как, хотя он был человек беспощадно насмешливый и каждого, казалось бы, видел насквозь, он при первом знакомстве с людьми почти всегда относился к ним с полной доверчивостью, и так неистощима была его душевная щедрость, что многих людей он был готов наделять богатствами своей собственной личности. (13)Всех изумляла тогда именно эта свобода и лёгкость, с которой бьющая в нём через край могучая энергия творчества воплощалась в несметное количество бесконечно разнообразных рассказов. (14)С самой ранней юности, лет десять-двенадцать подряд, Чехов работал, как фабрика, не зная ни минуты простоя, выбрасывая горы продукции, и, хотя среди этой продукции на первых порах было немалое количество брака, в скором времени Чехов, нисколько не снижая своих темпов, стал выпускать, как будто по конвейеру, бесперебойно, один за другим, целые десятки шедевров, написанных с такой виртуозностью, что иному понадобилось бы на каждый из них никак не меньше полугода работы. (15)А он создавал их без натуги, чуть ли не ежедневно, один за другим. (16)Через столько мировых катастроф, через три войны, через три революции прошла эта юмористика Чехова. (17)Сколько царств рушилось вокруг, сколько отгремело знаменитых имён, сколько позабыто прославленных книг, сколько сменилось литературных течений и мод, а эти чеховские однодневки как ни в чём не бывало живут и живут до сих пор. (По К. Чуковскому) |
||||||||||||||
Задание 8 24868
Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста. |
||||||||||||||
Задание 9 24869
Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте. 1) Доходить (предложение 2) − направляясь куда-нибудь, достигать какого-нибудь места. |
||||||||||||||
Задание 10 24870
Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Какие качества личности А. П. Чехова помогли ему стать великим писателем?»: сформулируйте позицию автора и приведите два примера, важные для понимания этой позиции. |
Источник:
ВПР 2025. Русский язык. 10 класс. Вариант 2