ЕГЭ 2025: Досрочный период (3)

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст Бахтина М.М.

Стиль неразрывно связан с высказыванием и типичными формами высказываний - речевыми жанрами. Всякое высказывание - устное и письменное, первичное и вторичное - в любой сфере речевого общения индивидуально и потому может отразить индивидуальность говорящего или пишущего, то есть обладать индивидуальным стилем.

<...> не все жанры одинаково благоприятны для такого отражения индивидуальности говорящего в языке высказывания, то есть для индивидуального стиля. Наиболее благоприятны жанры художественной литературы, так как в них индивидуальный стиль является одной из ведущих целей высказывания. Наименее благоприятные условия для отражения индивидуальности в языке присутствуют в тех речевых жанрах, которые требуют стандартной формы: в деловых документах, в военных командах, в словесных сигналах на производстве. Здесь могут найти отражение только поверхностные стороны индивидуальности, и то преимущественно в устном осуществлении высказываний.

В большинстве речевых жанров, исключая литературно-художественные, индивидуальный стиль не входит в замысел высказывания, не служит одной из его целей, а является его дополнительным продуктом. В разных жанрах могут раскрываться различные стороны личности, индивидуальный стиль может находиться в различных взаимоотношениях с общенародным языком. Сама проблема общенародного и индивидуального в языке в основе своей является проблемой высказывания, ведь только в высказывании общенародный язык воплощается в индивидуальную форму. Определение стиля вообще и индивидуального стиля в частности требует более глубокого изучения как природы высказывания, так и разнообразия речевых жанров.

(По М.М. Бахтину)

 

Задание 1 25300

Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором абзаце текста. Запишите этот союз.

Задание 2 25301

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ФОРМА. Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара.
2) ОТРАЗИТЬ. кого, что. Воспроизвести, выразить. Отразить жизнь в искусстве.
3) ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ. Личный, свойственный данному индивидууму, отличающийся характерными признаками от других. Индивидуальные особенности.
4) ПРОДУКТ. перен. Следствие, результат, порождение чего-нибудь (книжн.). Язык является продуктом исторического развития.
5) ГЛУБОКИЙ. перен. Недоступный, тщательно скрытый. Глубокая тайна.

Задание 3 25302

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Грамматические особенности текста обусловлены задачами автора, а именно использованы отвлечённые имена существительные (стиль, сфере, общения, индивидуальность, жанры, целей, отражение, замысел, проблема, форму), конструкции с однородными членами предложения, сложноподчинённые предложения с придаточными причины.
2) Текст относится к научному стилю, так как цели автора - сообщить научную информацию и аргументировать ее.
3) Созданию эмоциональности, экспрессивности текста, выражению авторского отношения к описываемому способствует использование эпитетов («типичными формами высказываний»; «устное и письменное, первичное и вторичное», «индивидуальный стиль», «благоприятные условия», «стандартной формы», «дополнительным продуктом»), сравнений (то есть обладать индивидуальным стилем; как природы высказывания, так и разнообразия речевых жанров).
4) Глаголы и имена прилагательные употреблены в тексте в переносном значении (является, присутствуют, воплощается, типичными, первичное, вторичное, стандартной, деловых, словесных), что служит созданию образности.
5) В тексте употребляются типичные для книжной речи обороты (является одной из целей, не служит одной из целей, могут найти отражение, является продуктом, является проблемой), способствующие точности изложения, и представлена книжная лексика (природы (высказывания), воплощается).

Задание 4 25303

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) нажИвший
2) пОручни
3) кОрысть
4) углублЁнный
5) облЕгчит

Задание 5 25304

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В Интернете без труда можно найти максимально полную карту ВЫСОТНЫХ зданий нашего города.
Едва расположившись, он громко заметил, что некоторые НЕВЕЖИ позволяют себе сидеть в шапках.
ДРАМАТИЧНЫЕ события, произошедшие совсем недавно в жизни Алексея, оставили неизгладимый след в его душе.
Исполнитель главной роли обладает редким АРТИСТИЧЕСКИМ темпераментом, легко подчиняющим себе зрителей.
Не каждый человек может легко РАЗЛИЧИТЬ рожь от пшеницы.

Задание 6 25305

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

24 января 1963 года в Малом театре состоялась первая премьера спектакля «Горе от ума» в постановке Евгения Симонова, роль Чацкого в котором исполнил Никита Подгорный.

Задание 7 25306

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

наиболее УМНОГО ребёнка
у ДЕВЯНОСТА восьми фирм
наши ШОФЁРЫ
пользоваться ШАМПУНЬЮ
ПОЕЗЖАЙТЕ в лагерь

Задание 8 25307

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) неправильное построение предложения с причастным оборотом

1) Речь оратора, сердце которого переполняет чувство восхищения учителем, взволнованная и проникновенна.
2) Р. Тагор писал, что и стебелёк травы достоин великого мира, в котором живёт.
3) Пишу вам из деревни, где оказался вследствие печальных обстоятельств.
4) А.С. Пушкин в оде «Вольность» поёт гимн свободе.
5) В эпоху Екатерины II в Кремле было воздвигнуто одно из величественнейших и значительнейших с исторической точки зрения зданий, долго называемым Сенатом.
6) Главным и удивительным свойством А.П. Гайдара было то, что его жизнь нельзя было отделить от его книг.
7) Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезду в Москву на него обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень.
8) В пьесе «Недоросле» есть целый ряд персонажей, чьи фамилии стали нарицательными.
9) Играя в футбол, время пролетело незаметно.

Задание 9 25308

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) анн..тация, обм..кнуть (перо в чернила), обор..няться
2) к..ллекционный, укр..щать (хищника), приг..ревший
3) вакц..на, аукц..он, ц..ркуль
4) (сильное) исп..рение, преод..леть, вск..чить
5) пл..вец, предл..гать, оз..рной (ребёнок)

Задание 10 25309

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вз..ерошить, пред..юбилейный, об..ект
2) (включить) пр..ёмник, пр..старелый (отец), пр..дорожный
3) з..рубежный, пр..родина, н..пример
4) не..добровать, ра..красить, бе..вкусный
5) пр..даваться (веселью), пр..емственность, пр..ступник

Задание 11 20186

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) снов.., издавн..
2) магни..вый, нищ..та
3) завед..вать (отделением), проигр..вать (схватку)
4) боч..нок, камыш..вый
5) милост..вый, бел..зна

Задание 12 20755

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вылеч..шься, невид..мый
2) вы́сто..вший (в бою), приемл..мый
3) (ветры) гон..т, (соловьи) засвищ..т
4) увенч..нный, (люди) слыш..т
5) обид..шься, зави́с..вший

Задание 13 25310

Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) (НЕ)НАЙДЯ у одноклассников поддержки, Алексей был вынужден выполнять требования руководителя кружка.
2) Я с вами распрощаюсь, извинившись за доставленные (НЕ)УДОБСТВА.
3) Сложности эти нужно было во что бы то (НИ)СТАЛО преодолеть.
4) Сложно работать, если компьютер (НЕ)ПОДКЛЮЧЕН к Интернету.
5) Корабль был (НЕ)БОЛЬШОЙ, но надёжный и комфортабельный.

Задание 14 25311

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Мне стало стыдно за свои слова, а ТАК(ЖЕ) ЗА(ТО), что я не оправдал надежд, которые возлагались на меня.
2) (ПО)СКОЛЬКУ Дина молчала, он повторил свой вопрос (ПО)ГРОМЧЕ.
3) (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей недели Сергей усиленно готовился к экзамену, а (ЗА)ТЕМ уехал на соревнования по горным лыжам.
4) Примерно на (ПОЛ)ПУТИ дорога выводит на вершину высокого холма, (ОТ)КУДА можно увидеть город.
5) Он молчал (ОТ)ТОГО, что был несколько ошеломлён рассказом, но не (НА)СТОЛЬКО, чтоб говорить об этом.

Задание 15 25312

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.

Удивительная отточе(1)ость и законче(2)ость каждой фразы произведений этого писателя, многие из которых были созда(3)ы художником в годы войны, говорят о его подли(4)ом таланте.

Задание 16 25313

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Мы шли по освещенной солнцем парковой аллее и наслаждались красотой природы.
2) Всё было насыщено парами и сквозь этот наш земной пар солнце намёком радовало и утверждало в трепетной душе нашей радость.
3) Это был аромат удивительных цветов древесной коры прошлогодних листьев.
4) Краем ручья я перебрался на свою любимую опушку и тут заметил большой муравейник.
5) На лесной тропе ещё держится лёд хрустит под ногами путников.

Задание 17 25314

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Войдя в номер (1) проезжий тотчас сбросил с себя шинель и шарф, сел на диван (2) и (3) опершись в колени кулаками (4) сперва поглядел кругом.

Задание 18 25315

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Нового шага, нового собственного слова они (1) больше всего (2) боятся. Впрочем (3) я слишком много болтаю. Оттого (4) и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй (5) и так.

Задание 19 25316

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чтобы решить алгебраическое уравнение (1) нужно знать математические формулы (2) применение (3) которых (4) поможет выполнить задание.

Задание 20 24933

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Она была неумна (1) но все её недостатки таяли в таком наплыве грации (2) такое обаяние исходило от её слов (3) что я готов был смотреть на неё (4) и слушать её вечно.

Задание 21 25317

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В конце октября, когда дни ещё по-осеннему ласковы, Балаклава начинает жить своеобразной жизнью. (2)Уезжают обременённые чемоданами и баулами последние курортники, и сразу становится просторно и по-домашнему деловито, точно после отъезда непрошеных гостей. (3)Поперёк набережной расстилаются рыбачьи сети, на полированных булыжниках мостовой они кажутся нежными и тонкими, словно паутина. (4)Рыбаки, эти труженики моря, ползают по разостланным сетям, правят их разорванную воздушную пелену. (5)Опускаясь за море, садится солнце. (6)Звёздная ночь обволакивает землю, погружённую в глубокий сон. (7)Нигде, по-моему, не услышишь такой совершенной и такой идеальной тишины, как в Балаклаве. (8)Ночь и молчание слились в одном черном объятии.

Задание 22 25318

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

A) Дайте мне свой телефон, я его запишу.                                                       
Б) В бою
                     славлю миллионы,
                                вижу миллионы,
                                        миллионы пою.
                                                        (В.В. Маяковский)
B) Он разгромлен, но он победитель,
     он снова в первых рядах бойцов!
                                                        (Н.А. Островский)
Г) Гой ты, Русь, моя родная,
    Хаты - в ризах образа.
                                                        (С.А. Есенин)
Д) Да здравствует великая наша борьба!
                                                        (Н.А. Островский)

1) риторическое восклицание
2) метонимия
3) сравнение
4) парцелляция
5) риторическое обращение
6) анафора
7) градация
8) многосоюзие
9) метафора

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Астафьева В.П.

(1)Наш взвод форсировал по мелководью речку Вислоку, выбил из старинной панской усадьбы фашистов и закрепился на задах ее, за старым запущенным парком. (2)Здесь мы сначала выкопали щели, ячейки для пулемётов, затем соединили их вместе — и получилась траншея. (3)По ту и по другую сторону головной аллеи парка, обсаженной серебристыми тополями вперемежку с ясенями и ореховыми деревьями, стояли всевозможные боги и богини из белого гипса и мрамора. (4)В усадьбе мы быстро обжились, как дома, и начали искать занятия. (5)И нашли их. (6)Пожилой связист, мой напарник, чинил в конюшне хомуты и сбрую. (7)Бронебойщик стеклил окна в пристройке. (8)А младший лейтенант, наш взводный, вечерами играл на рояле в панском доме непонятную музыку. (9)«Рахманинова играл», - сказал нам один узбек из пополнения.

(10)Пополнение это, разное по годам и боевым качествам, прибыло спустя неделю после нашего блаженного житья в панской усадьбе, и мы поняли: райские эти кущи скоро придется покидать, наступать надо будет. (11)Между тем немец тоже не дремал и подтягивал резервы, потому что обстрел переднего края все усиливался, и многие деревья, да и панский дом были уже повреждены снарядами и минами.

(12)При обстреле усадьбы пострадали не только дом и деревья, но и боги с богинями. (13)Особенно досталось одной богине. (14)Она стояла в углублении парка, над каменной беседкой, увитой плющом. (15)Богиня уже вся была издолблена осколками и казалась раненной в живое тело.

(16)Узбек, прибывший с пополнением, в свободное от дежурства время все ходил по аллее, все смотрел на побитых богов и богинь. (17)Глаза его, и без того задумчивые, покрывались мглистою тоской. (18)Особенно подолгу тосковал он у той богини и глядел, глядел на нее, Венерой называл, женщиной любви и радости именовал и читал стихи какие-то на русском и азиатском языках.

(19)Вскоре по окопам прошел слух, будто Абдрашитов принялся ремонтировать скульптуру. (20)Ходили удостовериться – правда, ползает на карачках Абдрашитов, собирает гипсовые осколки, очищает их от грязи носовым платком и на столике в беседке подбирает один к одному. (21)Удивились солдаты и примолкли.

(22)Три дня мы не видели Абдрашитова. (23)Стреляли в эти дни фашисты много, тревожно было на передовой — ждали контратаки немцев, готовившихся прогнать нас обратно за речку Вислоку и очистить плацдарм. (24)Часто рвалась связь, и работы у нас было невпроворот. (25)По заведенному порядку, если связь рвалась, мы, связисты с передовой, должны были исправлять её под огнём.

(26)Бегая по нитке связи, я не раз замечал копающегося в парке Абдрашитова. (27)Маленький, с неумело обернутыми обмотками, он весь уж был в глине и гипсе, исхудал и почернел совсем и на мое бойкое «Салям алейкум!», тихо и виновато улыбаясь, отвечал: «Здравствуйте!» (28)Потом к Абдрашитову присоединился хромой поляк в мятой шляпе, из-под которой выбивались седые волосы. (29)Он был с серыми запавшими щеками и тоже с высоко закрученными обмотками. (30)Ходил поляк, опираясь на суковатую ореховую палку, и что-то громко и сердито говорил Абдрашитову, тыкая этой палкой в нагих подбитых богинь. (31)Раненую богиню Абдрашитов и поляк починили. (32)Замазали раны на ней нечистым гипсом.

(33)В дождливое утро ударили наши орудия — началась артподготовка, закачалась земля под ногами, посыпались последние плоды с деревьев в парке, и лист закружило вверху. (34)Командир взвода приказал мне сматывать связь и с катушкой да телефонным аппаратом следовать в атаку. (35)Я как бежал с катушкой на шее, так и споткнулся, и мысли мои оборвались: богиня Венера стояла без головы, и руки у нее были оторваны, лишь осталась ладошка, которой она прикрывала стыд, а возле забросанного землей фонтана валялись Абдрашитов и поляк, засыпанные белыми осколками и пылью гипса. (36)Оба они были убиты. (37)Лежало на боку ведерко, вывалилось из него серое тесто гипса, валялась отбитая голова богини. (38)Стояла изувеченная, обезображенная богиня Венера. (39)А у ног её лежали два человека, пытавшиеся исцелить побитую красоту.

(По В. П. Астафьеву*)
*
Виктор Петрович Астафьев (1924 — 2001) — русский писатель, драматург, эссеист

 

Задание 23 25321

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Война не может уничтожить стремление людей к прекрасному.
2) Солдат Абдрашитов в мирное время работал в музее, поэтому очень тосковал, когда видел повреждённые статуи богов и богинь.
3) Статую Венеры Абдрашитову, попросившему помощи у связистов, удалось починить.
4) Солдаты, выбив фашистов из старинной усадьбы, обжились в ней.
5) Во время обстрелов в усадьбе были повреждены деревья, дом и статуи.

Задание 24 25322

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1, 2 представлено повествование.
2) В предложении 17 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 16.
3) Предложение 25 противопоставлено по содержанию предложению 24.
4) В предложениях 28, 29 содержится описание.
5) Предложения 37, 38 раскрывают, дополняют содержание предложения 36.

Задание 25 25323

Из предложений 16-18 выпишите синонимы (синонимичную пару).

Задание 26 25324

Среди предложений 33-39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм(ы) слов(а). Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Источник: 
ЕГЭ 2025. Досрочный период