ЕГЭ 2025: Досрочный период (3)


- ЕГЭ русский язык, 2025
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
ЕГЭ: текст Бахтина М.М.Стиль неразрывно связан с высказыванием и типичными формами высказываний - речевыми жанрами. Всякое высказывание - устное и письменное, первичное и вторичное - в любой сфере речевого общения индивидуально и потому может отразить индивидуальность говорящего или пишущего, то есть обладать индивидуальным стилем. <...> не все жанры одинаково благоприятны для такого отражения индивидуальности говорящего в языке высказывания, то есть для индивидуального стиля. Наиболее благоприятны жанры художественной литературы, так как в них индивидуальный стиль является одной из ведущих целей высказывания. Наименее благоприятные условия для отражения индивидуальности в языке присутствуют в тех речевых жанрах, которые требуют стандартной формы: в деловых документах, в военных командах, в словесных сигналах на производстве. Здесь могут найти отражение только поверхностные стороны индивидуальности, и то преимущественно в устном осуществлении высказываний. В большинстве речевых жанров, исключая литературно-художественные, индивидуальный стиль не входит в замысел высказывания, не служит одной из его целей, а является его дополнительным продуктом. В разных жанрах могут раскрываться различные стороны личности, индивидуальный стиль может находиться в различных взаимоотношениях с общенародным языком. Сама проблема общенародного и индивидуального в языке в основе своей является проблемой высказывания, ведь только в высказывании общенародный язык воплощается в индивидуальную форму. Определение стиля вообще и индивидуального стиля в частности требует более глубокого изучения как природы высказывания, так и разнообразия речевых жанров. (По М.М. Бахтину)
|
||||
Задание 1 25300
Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором абзаце текста. Запишите этот союз. |
||||
Задание 2 25301
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ФОРМА. Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. |
||||
Задание 3 25302
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Грамматические особенности текста обусловлены задачами автора, а именно использованы отвлечённые имена существительные (стиль, сфере, общения, индивидуальность, жанры, целей, отражение, замысел, проблема, форму), конструкции с однородными членами предложения, сложноподчинённые предложения с придаточными причины. |
||||
Задание 4 25303
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) нажИвший |
||||
Задание 5 25304
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. В Интернете без труда можно найти максимально полную карту ВЫСОТНЫХ зданий нашего города. |
||||
Задание 6 25305
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. 24 января 1963 года в Малом театре состоялась первая премьера спектакля «Горе от ума» в постановке Евгения Симонова, роль Чацкого в котором исполнил Никита Подгорный. |
||||
Задание 7 25306
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. наиболее УМНОГО ребёнка |
||||
Задание 8 25307
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Задание 9 25308
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) анн..тация, обм..кнуть (перо в чернила), обор..няться |
||||
Задание 10 25309
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) вз..ерошить, пред..юбилейный, об..ект |
||||
Задание 11 20186
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) снов.., издавн.. |
||||
Задание 12 20755
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) вылеч..шься, невид..мый |
||||
Задание 13 25310
Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) (НЕ)НАЙДЯ у одноклассников поддержки, Алексей был вынужден выполнять требования руководителя кружка. |
||||
Задание 14 25311
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Мне стало стыдно за свои слова, а ТАК(ЖЕ) ЗА(ТО), что я не оправдал надежд, которые возлагались на меня. |
||||
Задание 15 25312
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н. Удивительная отточе(1)ость и законче(2)ость каждой фразы произведений этого писателя, многие из которых были созда(3)ы художником в годы войны, говорят о его подли(4)ом таланте. |
||||
Задание 16 25313
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Мы шли по освещенной солнцем парковой аллее и наслаждались красотой природы. |
||||
Задание 17 25314
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Войдя в номер (1) проезжий тотчас сбросил с себя шинель и шарф, сел на диван (2) и (3) опершись в колени кулаками (4) сперва поглядел кругом. |
||||
Задание 18 25315
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Нового шага, нового собственного слова они (1) больше всего (2) боятся. Впрочем (3) я слишком много болтаю. Оттого (4) и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй (5) и так. |
||||
Задание 19 25316
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Чтобы решить алгебраическое уравнение (1) нужно знать математические формулы (2) применение (3) которых (4) поможет выполнить задание. |
||||
Задание 20 24933
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Она была неумна (1) но все её недостатки таяли в таком наплыве грации (2) такое обаяние исходило от её слов (3) что я готов был смотреть на неё (4) и слушать её вечно. |
||||
Задание 21 25317
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)В конце октября, когда дни ещё по-осеннему ласковы, Балаклава начинает жить своеобразной жизнью. (2)Уезжают обременённые чемоданами и баулами последние курортники, и сразу становится просторно и по-домашнему деловито, точно после отъезда непрошеных гостей. (3)Поперёк набережной расстилаются рыбачьи сети, на полированных булыжниках мостовой они кажутся нежными и тонкими, словно паутина. (4)Рыбаки, эти труженики моря, ползают по разостланным сетям, правят их разорванную воздушную пелену. (5)Опускаясь за море, садится солнце. (6)Звёздная ночь обволакивает землю, погружённую в глубокий сон. (7)Нигде, по-моему, не услышишь такой совершенной и такой идеальной тишины, как в Балаклаве. (8)Ночь и молчание слились в одном черном объятии. |
||||
Задание 22 25318
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Прочитайте текст и выполните задания 23-26.
ЕГЭ: текст Астафьева В.П.(1)Наш взвод форсировал по мелководью речку Вислоку, выбил из старинной панской усадьбы фашистов и закрепился на задах ее, за старым запущенным парком. (2)Здесь мы сначала выкопали щели, ячейки для пулемётов, затем соединили их вместе — и получилась траншея. (3)По ту и по другую сторону головной аллеи парка, обсаженной серебристыми тополями вперемежку с ясенями и ореховыми деревьями, стояли всевозможные боги и богини из белого гипса и мрамора. (4)В усадьбе мы быстро обжились, как дома, и начали искать занятия. (5)И нашли их. (6)Пожилой связист, мой напарник, чинил в конюшне хомуты и сбрую. (7)Бронебойщик стеклил окна в пристройке. (8)А младший лейтенант, наш взводный, вечерами играл на рояле в панском доме непонятную музыку. (9)«Рахманинова играл», - сказал нам один узбек из пополнения. (10)Пополнение это, разное по годам и боевым качествам, прибыло спустя неделю после нашего блаженного житья в панской усадьбе, и мы поняли: райские эти кущи скоро придется покидать, наступать надо будет. (11)Между тем немец тоже не дремал и подтягивал резервы, потому что обстрел переднего края все усиливался, и многие деревья, да и панский дом были уже повреждены снарядами и минами. (12)При обстреле усадьбы пострадали не только дом и деревья, но и боги с богинями. (13)Особенно досталось одной богине. (14)Она стояла в углублении парка, над каменной беседкой, увитой плющом. (15)Богиня уже вся была издолблена осколками и казалась раненной в живое тело. (16)Узбек, прибывший с пополнением, в свободное от дежурства время все ходил по аллее, все смотрел на побитых богов и богинь. (17)Глаза его, и без того задумчивые, покрывались мглистою тоской. (18)Особенно подолгу тосковал он у той богини и глядел, глядел на нее, Венерой называл, женщиной любви и радости именовал и читал стихи какие-то на русском и азиатском языках. (19)Вскоре по окопам прошел слух, будто Абдрашитов принялся ремонтировать скульптуру. (20)Ходили удостовериться – правда, ползает на карачках Абдрашитов, собирает гипсовые осколки, очищает их от грязи носовым платком и на столике в беседке подбирает один к одному. (21)Удивились солдаты и примолкли. (22)Три дня мы не видели Абдрашитова. (23)Стреляли в эти дни фашисты много, тревожно было на передовой — ждали контратаки немцев, готовившихся прогнать нас обратно за речку Вислоку и очистить плацдарм. (24)Часто рвалась связь, и работы у нас было невпроворот. (25)По заведенному порядку, если связь рвалась, мы, связисты с передовой, должны были исправлять её под огнём. (26)Бегая по нитке связи, я не раз замечал копающегося в парке Абдрашитова. (27)Маленький, с неумело обернутыми обмотками, он весь уж был в глине и гипсе, исхудал и почернел совсем и на мое бойкое «Салям алейкум!», тихо и виновато улыбаясь, отвечал: «Здравствуйте!» (28)Потом к Абдрашитову присоединился хромой поляк в мятой шляпе, из-под которой выбивались седые волосы. (29)Он был с серыми запавшими щеками и тоже с высоко закрученными обмотками. (30)Ходил поляк, опираясь на суковатую ореховую палку, и что-то громко и сердито говорил Абдрашитову, тыкая этой палкой в нагих подбитых богинь. (31)Раненую богиню Абдрашитов и поляк починили. (32)Замазали раны на ней нечистым гипсом. (33)В дождливое утро ударили наши орудия — началась артподготовка, закачалась земля под ногами, посыпались последние плоды с деревьев в парке, и лист закружило вверху. (34)Командир взвода приказал мне сматывать связь и с катушкой да телефонным аппаратом следовать в атаку. (35)Я как бежал с катушкой на шее, так и споткнулся, и мысли мои оборвались: богиня Венера стояла без головы, и руки у нее были оторваны, лишь осталась ладошка, которой она прикрывала стыд, а возле забросанного землей фонтана валялись Абдрашитов и поляк, засыпанные белыми осколками и пылью гипса. (36)Оба они были убиты. (37)Лежало на боку ведерко, вывалилось из него серое тесто гипса, валялась отбитая голова богини. (38)Стояла изувеченная, обезображенная богиня Венера. (39)А у ног её лежали два человека, пытавшиеся исцелить побитую красоту. (По В. П. Астафьеву*)
|
||||
Задание 23 25321
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Война не может уничтожить стремление людей к прекрасному. |
||||
Задание 24 25322
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 1, 2 представлено повествование. |
||||
Задание 25 25323
Из предложений 16-18 выпишите синонимы (синонимичную пару). |
||||
Задание 26 25324
Среди предложений 33-39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм(ы) слов(а). Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий). |
Источник:
ЕГЭ 2025. Досрочный период