ВПР10 2025 (р): вариант 7

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–2

ВПР10: текст Аксакова И.

(1)Ярославль мне очень нравится: город белокаменный, весёлый, красивейший, с садами, старинными прекрасными церквами, башнями и воротами; город с физиономией… (2)Ярославль носит на каждом шагу следы древности, прежнего значения, прежней исторической жизни: сосредоточение церквей (почти ни одной новой архитектуры), чуть ли не все пятиглавые, с оградами, зелёным двором или садом вокруг. (3)Прибавьте к этому монастыри внутри города, с каменными стенами и могучими башнями, и вы поймёте, как это скрашивает город, – а тут же Которосль и Волга с набережными, мостами и перевозами. (4)Что же касается до простого народа, то мужика вы почти и не встретите, т.е. мужика-землепашца, а встречается вам на каждом шагу мужик промышленный, фабрикант, торговец – человек бывалый, обтёртый, одевающийся в купеческий долгополый кафтан, с фуражкой, жилетом и галстуком.

(По И. Аксакову)

Задание 1 24875

Подберите и запишите антоним к слову «древность» из предложения 2.

Задание 2 24876

Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности». Запишите ответ и приведите из текста два примера этого средства художественной выразительности.

Задание 3 25327

Поставьте знак ударения в следующих словах

Нефтепровод, восприняла, нанявшийся, туфля.

Задание 4 24783

Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК ПРИМЕРЫ

А) нарушение лексической сочетаемости слов
Б) смешение паронимов
В) речевая избыточность

1) Часто бывает так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг.
2) Надо быть готовым к тому, что ваши искренние советы останутся без внимания тех, кому они адресованы.
3) М. Горький в своей социально-философской драме показывает «дно», которое приготовлено неудачникам в этом жестоком мире злобы и корысти.
4) По словам очевидцев, А. С. Пушкин ещё в глубоком детстве начал писать стихи.
5) Духовная красота любимых героев Л. Н. Толстого проявляется в бесконечных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, несущей пользу для всего народа.

Задание 5 24877

Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1) На почте директор музея получила большой бандероль.
2) Множество статуй украшают сады, парки и дворцы Царского Села.
3) Более полутора десятилетий прошло с момента подписания договора о мире и сотрудничестве.
4) Розу часто называют самым красивейшим творением природы.

Задание 6 24878

Выпишите слова, в которых пропущена безударная проверяемая гласная в корне, вставьте пропущенные буквы.

Раз..грать сценку, ч..стота ударов сердца, бл..стательный номер, трава колыш..тся, осв..тить прожектором, встать около знамен.., отв..рить макароны, вкрадч..вый голос, застр..вать вдали от берега, замечательный к..ламбур, эмал..вый ковш, п..тнистый олень, непр..язненный взгляд, беспр..кословное подчинение, известный б..снописец.

Задание 7 24786

Раскрыв скобки, запишите предложения в правую колонку таблицы в соответствии с частеречной принадлежностью выделенных слов.

1) А день (по)тихоньку катился на убыль, но солнце стояло ещё высоко.
2) (Не)смотря на поздний час, стояла невыносимая духота, пронизанная едва уловимым дымным запахом, который проникал в комнату с улиц.
3) Из трёх икон, писа(н,нн)ых, по преданию, евангелистом Лукой, одна хранилась в Эфесе.
4) На картине В. Серова «Похищение Европы» Зевс изображён (в)виде прекрасного быка.
5) Осталось только опросить свидетелей и передать дело (в)следствие.
6) Он смотрел на мир благожелательным взглядом, (не)замечая в нём зла и низости, ощущая только его поэзию.
7) Утро тума(н,нн)ое, утро седое, нивы печальные, снегом покрытые…
8) Пассажиры с радостью узнали, что их опасения по поводу ухудшения погоды оказались беспочве(н,нн)ы, и высыпали на палубу.

Части речи
выделенного слова
Предложения
(для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения)
Имя существительное /
имя существительное с предлогом
 
Имя прилагательное  
Наречие  
Причастие  
Деепричастие  
Предлог  

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8–10

ВПР10: текст Тютчевой А.

(1)Я застала Москву в самое лучшее её время. (2)Белые дома с их дворами и садами утопали в молодой зелени и цветущей сирени. (3)Какой удивительный и непонятный контраст представляют две столицы одной и той же империи на расстоянии нескольких часов железнодорожной езды друг от друга, в которых всё до такой степени различно, что, покидая Петербург и приезжая в Москву, можно подумать, что переносишься на другую планету! (4)Улицы и здания, небо и климат, люди и нравы – одним словом, всё непохоже в этих двух столицах, созданных творческим духом одного народа. (5)Это неразрешимая загадка... (6)В Москве под ясным небом и среди весёлой природы кажется, что инициатива человека во всех областях развивалась на полном просторе: улицы вьются неправильно и без всякой симметрии среди групп домов самого разнообразного стиля, скрытых в тени больших, широко раскинувшихся садов; живописные уклоны почвы, неровности которой никогда не были сглажены искусством человека, создают в самой середине города неожиданные кусочки пейзажей, возглавляемых церквами самых фантастических форм, которые одни в России сохраняют традиции и воспоминания прошлого. (7)Насколько здесь душа чувствует себя свободней, чем в пышной Северной Пальмире, с её низким свинцовым небом, с ровной болотистой почвой, которая всюду выдаёт себя и отовсюду выглядывает, несмотря на роскошь и великолепие её замечательных построек и величественных зданий, её хорошо вымощенных, правильно распланированных улиц, всего этого целого, дышащего порядком и неумолимой дисциплиной…

(8)В этих двух столь различных театральных постановках столь же различны и люди, оживляющие сцену: в Петербурге все – либо военные, либо чиновники, а цвет общества – придворные военные и придворные чиновники, все носят мундир, все стеснены и все куда-то спешат, кому-то хотят услужить, кому-то подчинены. (9)Москва, наоборот, город величайшей свободы, безалаберности; здесь не стесняются, любя свои удобства. (10)Это проявляется во всём: в пестроте толпы, в костюмах самых разнообразных фасонов и цветов, в устарелых дамских модах, в причудливой и своеобразной упряжке экипажей, в уличном шуме и движении. (11)Здесь видишь, как на каждом шагу соприкасаются, сталкиваются и уживаются между собой Европа и Азия, цивилизация и варварство, прошедшее и настоящее и образуют неразрывное сочетание, главной связью которого служит беспечность и величайшее добродушие этого суетливого и праздного населения. (12)Москва – город полнейшего досуга. (13)Здесь каждый живёт для себя, согласно своему удобству, здесь мысль не тянется к единственному центру – ко двору, как в Петербурге… (14)Эта свобода мысли и нравственная непринуждённость, господствующие в Москве, создают в ней атмосферу, гораздо более благоприятную для расцвета мысли и ума. (15)Здесь встречаешь целую плеяду известных людей: писателей Хомякова, братьев Кириевских, Самарина, Сергея Аксакова и двух его сыновей – Константина и Ивана, Погодина; этнографа Снегирёва, который имел любезность сопровождать меня в качестве экскурсовода при посещении соборов, Оружейной палаты, Патриаршей ризницы и дворца и рассказывать обо всём увиденном там…

(16)В Москве я оставила за собой весну и привезла оттуда императрице целый ящик ландышей и сирени. (17)В Царском я застала почти зиму, ледяной воздух, дожди и снег…

(По А. Тютчевой)

Задание 8 25330

Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.

Задание 9 25331

Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.

1) Переноситься (предложение 3) – стремительно перелетать, перебегать, перемещаться через что-либо, куда-либо.
2) Цвет (предложение 8) – сочетание признаков, дающее представление о внешнем виде поверхности.
3) Связь (предложение 11) – общность, взаимопонимание, внутреннее единство.
4) Плеяда (предложение 15) – группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления.
5) Оставить (предложение 16) – перестать существовать, исчезнуть.

Задание 10 25332

Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос «В чём выражается свобода Москвы?»: сформулируйте позицию автора и приведите два примера, важные для понимания этой позиции.

Источник: 
ВПР 2025. Русский язык. 10 класс. Вариант 7