ЕГЭ 2018: вариант 5

Версия для печатиPDF

ЕГЭ: текст В5

(1)Торжественный (риторический) стиль ставит целью вызвать у слушателей или читателей чувство уважения по отношению к величию описываемых событий, личностей. (2)Он находит место и в публицистике, и в художественных произведениях, реже при общих оценках достижений науки и деятелей культуры. (3)В языковом отношении для него характерны, <...>, широкое использование лексики с эмоциональной окраской, яркая образность, обработанный синтаксис с чертами упорядоченности, ритмичности, симметрии синтаксических элементов.


Задания:

Задание 1 5441

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте . Запишите номера этих предложений.

  1. Встречающийся в публицистике и художественной литературе торжественный (риторический) стиль, который характеризуется языковой выразительностью, призван вызвать у читателей и слушателей уважение к описываемым событиям и личностям.
  2. Торжественный (риторический) стиль характерен для научных текстов, главной задачей которых является использование эмоциональной и образной лексики с целью вызвать у читателей чувство восхищения наукой.
  3. В торжественном (риторическом) стиле использование эмоционально окрашенной, образной лексики и упорядоченного синтаксиса вызывает восторг читателей и слушателей.
  4. Величие событий, личностей необходимо передавать торжественным (риторическим) стилем, чтобы использовать разнообразные выразительные средства языка.
  5. Торжественный (риторический) стиль, характеризующийся языковой выразительностью и встречающийся в основном в художественной литературе и публицистике, ставит целью вызвать у читателей и слушателей уважение по отношению к величию описываемого.
Задание 2 5442

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

однако
быть может
наоборот
к примеру
вероятно

Задание 3 5443

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ШИРОКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ШИРОКИЙ, -ая, ое

  1. Имеющий большую ширину, большой в поперечнике; просторный.
    Широкая улица. Широкие поля шляпы.
  2. Слишком просторный, свободный.
    Пальто широко в плечах кому-н. В моде широкие юбки.
  3. Имеющий большое протяжение, охватывающий большое пространство.
    Наступление на широком фронте. Широкие степи.
  4. перен. Охватывающий многих, массовый.
    Широкая общественность. Широкое распространение технических знаний. Товары широкого потребления.
  5. перен. Отличающийся большим размахом в деятельности, щедростью в проявлении чувств.
    Широкая душа, натура. Широкое сердце. Ш. образ жизни (ничем не стеснённый, с размахом). Ш. приём (радушный, щедрый).
Задание 4 5444

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

перезвонИт
отклЮченный
закУпорит
красИвее
аэропОрты

Задание 5 5445

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Не каждый ДРАМАТИЧЕСКИЙ актёр сможет сыграть комедийную роль.
Высокая ЭФФЕКТНОСТЬ некоторых противовирусных препаратов сочетается с достаточно большой вероятностью возникновения побочных эффектов, что делает крайне нежелательным приём этих препаратов детьми до 12 лет.
ГАРАНТИЙНЫЙ срок устанавливается изготовителем или продавцом и исчисляется с момента передачи товара покупателю.
Фабрикам легко было перейти на производство КОСТЯНОГО фарфора, потому что последовательность процессов производства, температура политого обжига и обжига глазури были такими же, как и для производства обычной керамики.
На горных склонах размещают ЛЕСНЫЕ насаждения, а при благоприятных условиях – плодовые и орехоплодовые плантации, виноградники.

Задание 6 5446

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

без БЮЛЛЕТЕНЕЙ
ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ на льду
ТРЁМСТАМИ учениками
ЛЯГТЕ на пол
ПОПРОБУЕМ разобраться

Задание 7 5447

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. (Цифры запишите в соответствии с порядком следования букв АБВГД)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Дышавший полдень зноем сменился вечерней прохладой.
2) Преследуя зверя, охотники вышли к реке.
3) В Большом театре мы слушали оперу П. И. Чайковского «Пиковую даму».
4) По прилёту пассажира в аэропорт работники пограничного контроля ставят в паспорт штамп о пересечении границы.
5) Город Сочи стали столицей проведения XXII зимних Олимпийских игр.
6) Согласно уговору спустя некоторое время мы встретились в библиотеке.
7) Сооружённые на Москве-реке мосты были плавучими.
8) Заметив признаки  надвигающейся бури паруса корабля были убраны.
9) Созданием «Цеха поэтов» в 1911 году заявило о себе новое литературное течение — акмеизм.

Задание 8 5448

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

инт..ллигентный
обог..щение
прик..снуться
пл..вец
зар..стает

Задание 9 5449

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

р..счёт,  об..зревать
пр..сяга,  пр..емник (дела)
пр..сечь,  пр..бывать (в городе)
о..бросить,  на..лом
контр..гра,  роз..грыш

Задание 10 5450

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

луж..ца
застр..вать
старш..нство
заботл..вый
рассматр..вал

Задание 11 5451

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

завис..л
удосто..н
вид..мый
засуш..нный
ла..ла (собака)

Задание 12 5452

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

По степи, ещё (НЕ)УСПЕВШЕЙ остыть за ночь, дует тёплый ветер.
(НЕ)ЗАМЕЧАЯ меня, лебеди плавали вдоль берега.
(НЕ)ВЫСОХШИЕ капли росы блестели в лучах солнца.
Пугачёв содержался в тюрьме (НЕ)СТРОЖЕ прочих.
(НЕ)КАЖДЫЙ умеет признавать свои ошибки.

Задание 13 5453

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

(НА)УТРО пионы горели на подоконнике, (КАК)БУДТО раскалённые угли.
Я б желал (НА)ВЕКИ так заснуть, ЧТО(Б) в груди дремали жизни силы.
(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего лета на озере было много ряски, а осенью, когда ряска опустилась на дно, вода ВСЕ(ЖЕ) опять стала чёрной.
Без устали шуршат на быстрых роликах резиновые ленты конвейеров, на которых плывут (С)ВИДУ толстые (РАЗНО)ЦВЕТНЫЕ конверты, залитые сургучом пакеты, кипы газет, посылки в фанерных ящиках.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего просмотра мне казалось, что эти иллюстрации раздвигали землю всё шире и шире, украшая её сказочными городами, показывая мне (В)ДАЛИ высокие горы, красивые берега морей.

Задание 14 5454

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Вдоль реки белели песча(1)ые косы, а дальше клубилась листве(2)ая зелень, плавно переходящая в желтизну некоше(3)ого луга, окаймлё(4)ого лесом.

Задание 15 5456

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Сверкающие волны загадочно смеялись и набегали на берег и звонко разбивались о камни.
  2. Молчи скрывайся и таи и чувства и мечты свои.
  3. Вихрь свирепствовал около часа или полутора часов и затем неожиданно стих.
  4. Детская память оказалась цепкой и первая встреча с театром осталась в ней навсегда.
  5. В своём творчестве М. Волошин пытался не только осмыслить прошлое России но и предугадать её будущее.
Задание 16 5457

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Джипы и внедорожники (1) отличающиеся повышенной проходимостью (2) появились в годы войны, и в 1950-е годы ведущие фирмы (3) предвидя тенденции развития автомобилей на десятки лет вперёд (4) запустили массовое производство новых конструкций машин.

Задание 17 5458

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Пройдите (1) вы (2) гости (3) по улице старой,
По новым домам, по колхозным амбарам.
По скотным дворам, по усадьбе пройдёте,
Наверно (4) вы (5) песню тогда нам споёте.

(А. Т. Твардовский)

Задание 18 5459

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Футуристы (1) стихи (2) которых (3) неоднозначно воспринимались читателями и слушателями (4) стремились своим творчеством взбудоражить публику.

Задание 19 5460

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Поэтическое восприятие жизни — величайший дар (1) и (2) если человек не растеряет его на протяжении долгих лет (3) то он поэт или писатель (4) разница между которыми не так уж и велика.

Задание 20 5461

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.

Задание 21 5462
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Одним из тех, кто привил рассказчику любовь к поэзии, был его отец, красиво читавший на память строки классических и современных поэтов.
  2. На первых напечатанных рассказчиком стихах сказалось творчество Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама.
  3. Воспитание литературного вкуса невозможно без любви к поэзии, ведь поэзия в большей степени, чем проза, учит чувствовать художественное слово.
  4. Стравинский, будучи профессиональным поэтом, оценил красоту строчки «пальцами растерянно мудря», прочитанной ему рассказчиком.
  5. Тайными соавторами стихов рассказчика всегда были читатели — добрые, но взыскательные люди различных профессий, живущие в разных уголках страны.
Задание 22 4086

 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры расположите в порядке возрастания.

  1. Предложение 2 противопоставлено по содержанию предложению 3.
  2. Предложения 10— 11 содержат повествование.
  3. Предложение 20 поясняет, раскрывает содержание предложения 19.
  4. В предложениях 21—23 представлено описание.
  5. В предложениях 24—27 представлено рассуждение.

Показать текст (Е.А. Евтушенко)

Задание 23 4187

Из предложений 19-22 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Показать текст (Е.А. Евтушенко)

(19)В 1949 году мне повезло, когда в редакции газеты «Советский спорт» я встретился с журналистом и поэтом Николаем Тарасовым. (20)Он не только напечатал мои первые стихи, но и просиживал со мной долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему.

Задание 24 4349

Среди предложений 8-13 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Показать текст (Е.А. Евтушенко)

Задание 25 4428

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«В автобиографической статье „Воспитание поэзией“ Е. А. Евтушенко поёт гимн поэтическому слову. Приобщая читателей к красоте поэтического слова, автор использует различные языковые средства выразительности, при этом упоминая названия некоторых из них в тексте. Это тропы: (А)_____  («музыке слова» в предложении 8, «впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей» в предложении 9) и (Б)_____ («вкусная строчка» в предложении 11, «глубокую благодарность» в предложении 14). Рассуждая о воспитании поэтического вкуса и о качествах поэта, Евтушенко использует приёмы, такие как (В)_____  («не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом» в предложении 9, «не рационально, а именно красотой чтения» в предложении 18) и (Г)_____ («этого мало, чтобы стать поэтом» в предложениях 37—40)».

Список терминов:
1) анафора
2) градация
3) эпитеты
4) фразеологизмы
5) синонимы
6) метафора
7) противопоставление
8) эпифора
9) разговорные и просторечные слова

Источник: 
ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. Вариант 1.
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.