ОГЭ 2020: задание 6 (тест 6)

Версия для печатиPDF
6. Анализ содержания текста
Задание 1 8632

Проанализируйте содержание текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Светка с матерью и двумя сестрёнками жила бедно.
  2. Одноклассники сочувствовали Светке, помогали ей.
  3. Светка поступила в музыкальное училище.
  4. Во время концерта рассказчик испытывал только восторг от увиденного и услышанного.
  5. Рассказчику очень хотелось встретиться со Светкой после концерта.

Текст Е. Габовой

(1)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (3)Одевались они понятно как — ведь едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.

(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.

(7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть.

(8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало...

(10)Выла Рыжуха час-полтора.

— (11)Дура рыжая, — кривила губы рассерженная Маринка Быкова. — (12)И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома.

(14)А голос Рыжухи всё раздавался, и, казалось, было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым туманным воздухом...

(15)В день последнего экзамена Нинка Пчёлкина устроила запись желающих в очередной поход.

(16)Женька подвалил к Рыжухе и сказал:

— (17)Рыжуха, сделай доброе дело, а? (18)Не езди с нами в поход!

— (19)Я с вами поеду, — высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, — а буду отдельно.

(20)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (21)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:

— (22)В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.

(23)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего...

(24)Мы устроились на палубе теплохода. (25)Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство.

(26)За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька.

— (27)Это твоя сумка? — спрашивает Женька и кивает на допотопную сумку.

— (28)Моя, — отвечает Светка.

— (29)Алле хоп! — восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе, и мы слышим, как он кричит уже с причала:

— (30)Эй, Рыжая! (31)Вон где твоя сумочка!

(32)Женька ставит сумку на пол и мчится обратно. (33)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит — и к выходу. (34)Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.

(35)Женька Светке рукой машет и орёт:

— (36)До свиданья, Рыжая! (37)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

(38)А девчонки давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.

(39)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (40)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет. (41)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (42)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но её хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала.

(43)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли...

(44)В десятый класс Рыжая не пошла. (45)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

(46)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с девушкой, которая повела меня в Мариинку на оперу.

(47)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей. (48)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

— (49)Рыжуха! — ахнул я. — (50)Мы с ней в одном классе учились!

— (51)Что ты говоришь?! (52)Это наша восходящая звезда!

— (53)Как её звать? — ещё на что-то надеясь, спросил я.

— (54)Светлана Сергеева.

(55)Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце — восторга или стыда. (56)После спектакля Наташа предложила:

— (57)Может, пойдёшь за кулисы? (58)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.

— (59)Нет, давай в другой раз, — скромно ответил я.

(60)Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.

(61)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (62)Теперь я не говорил, что она «выла». (63)Мой авторитет в глазах знакомой значительно вырос.

— (64)Надо же! — удивлялась Наташа. — (65)С Сергеевой в одном классе учился!

(66)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (67)Светка оказалась золотой. (68)А рыжие мы. (69)Весь класс рыжий.

(По Е. Габовой*)
* Елена Габова
— современный писатель.

Задание 2 8951

Проанализируйте содержание текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. В первые недели войны воздушные тревоги были редкостью, а в дальнейшем следовали одна за другой почти без перерывов.
  2. Чудом уцелевший снимок оказался для девочки дорогой памятью о довоенном времени.
  3. Постепенно дети перестали бояться зажигалок, научились с ними быстро расправляться.
  4. Зима 1941—42 года выдалась на редкость суровой. Дрова на рынке нельзя было обменять даже на хлеб.
  5. Обессиленные от голода люди почти всё время лежали.

Текст А. Луговцовой

РЕБЯТА С НАШЕГО ДВОРА

(1)Этот снимок сделан весной сорок первого, перед самой вой­ной. (2)Бродячий фотограф — сухонький старикашка с неуклюжим ящиком и треногой в руках — случайно завернул в наш двор.

(3)— Сфотографируемся, дети? (4)Будет память на всю жизнь.

(5)Этому старичку я бесконечно благодарна. (б)Чудом уцелев­ший снимок действительно оказался дорогой памятью о довоенном времени, о нашем шумном доме на углу Среднего проспекта и Тучкова переулка Васильевского острова.

(7)Если бы мы знали тогда, что совсем недолго осталось нам вот так каждый день встречаться в нашем просторном, замощённом булыжником дворе, что неумолимо надвигающиеся грозные события скоро подведут черту под нашим детством! (8)0, какой непохожей на наши наивные игры оказалась война!

(9) Помню первую зажигалку, которая упала к нам на крышу. (10)Мы с Вилькой были на чердаке, когда воздух задрожал от жуткого, хватающего за сердце рёва — фашистские самолёты летели над самой головой. (11)Из-за гула моторов мы не слышали, как бомба стукнулась о крышу. (12)Мы увидели её, выглянув в слуховое окно: она ярко светилась справа, метрах в десяти от нашего наблюдательного поста. (13)Вилька вылез на крышу. (14)Я подала ему щипцы с длинными ручками и вылезла тоже. (15)Бомба была совсем небольшой — такие зажигалки гитлеровские лётчики швыряли сразу пачками. (1б)0на зловеще шипела и чадила, по крыше от неё растекалось пламя. (17)Мы знали, что зажигалку надо схватить щипцами и сунуть в ящик с песком или закидать мешочка­ми с песком. (18)Но, наверное, от волнения Вилька всё позабыл. (19)Ухватив зажигалку, он отчаянно взмахнул щипцами и швырнул её во двор. (20)Швырнул неудачно. (21)3ажигалка упала прямо на дровяной сарай, и скоро он загорелся. (22)Хорошо, что внизу, под аркой ворот, оказались люди, пережидавшие тревогу. (23)Общими усилиями пожар потушили.

(24)Вильку никто не ругал. (25)Нам сказали: ничего, научитесь.

(26)К зиме воздушные налёты почти прекратились, зато участились артиллерийские обстрелы города, которые были страшны своей внезапностью: никак нельзя было предугадать, когда и куда упадёт снаряд.

(27)В городе не было дров. (28)На рынке поленья шли только в обмен на хлеб. (29)А зима 1941-42 года выдалась на редкость суровой.

(30)Страшные месяцы... (31)Обычно в половине шестого утра мы с сестрой были уже на ногах — в шесть открывались булочные. (32) На троих нам полагалось полкило хлеба в день: у матери была рабочая карточка, ей выдавалось 250 граммов, а нам с сестрой — по 125. (33)Дома паёк делили на три равные части. (34)Каждому доставался небольшой кусочек тяжёлого, похожего на глину, блокадного хлеба. (35)К полудню его уже не было. (36)Начиналось томительное ожидание следующего дня.

(37)Почти всё время мы лежали. (38)Все трое — в одной кровати, вынесенной на кухню. (39)Лежали потому, что не было сил двигаться. (40)И ещё потому, что так было теплее. (41)Утром стоило невероятных усилий заставить себя встать — ртуть в градуснике опускалась ниже нуля.

(42)Почти никто уже не мог, как в первые месяцы войны, дежурить на крыше и у ворот. (43)Изредка я встречала кого-нибудь из ребят — в булочной или на Неве, в очереди к проруби за водой. (44)Все как-то странно стали похожи друг на друга — съёжившиеся от холода, с чёрными от копоти, осунувшимися старческими лицами. (45)Мы почти не разговаривали. (46)Да и о чём было говорить? (47)Всё ребячье отошло от нас куда-то далеко-далеко...

(По А. Луговцовой*)
*Анна Луговцова
— писатель-публицист.
Рассказ взят из книги «Дети военной поры».

Задание 3 9059

Проанализируйте содержание текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Кнехт всегда находил общий язык с детьми.
  2. Пауль был отцом мальчика.
  3. Мальчик видел мир таким же, как и Кнехт.
  4. Пауль недавно приехал в этот город.
  5. Гриша увлекался фотографией.

Текст Н.С. Дашевской

(1)— Смотрите, — сказал мальчик. (2)Вытащил карточку из фотоаппарата, умело вставил в компьютер. (3)Как они легко справляются с этой техникой, у Кнехта всю жизнь ломалось всё, что сложнее карандаша...

(4)Мальчик щёлкнул по клавишам и вывел на экран первый кадр.

(5)Кнехт обомлел: ноги обмякли, мышцам стало трудно удерживать тело, и он осторожно опустил себя на табурет.

(6)Он увидел свой сюжет, свою картину. (7)Монетка на булыжной мостовой. (8)Расположение кадра было ровно таким же, как на холсте, который много лет валяется за шкафом лицом к стене.

(9)— Это ты сам снимал? — осторожно спросил он.

(10)Мальчик кивнул. (11)Конечно, сам, а то кто же...

(12)Гриша закрыл фотографию на экране и стал быстро листать другие.

(13)— Сейчас, сейчас... (14)Не смотрите, я ещё не чистил, тут ерунда... (15)А, вот!

(16)Да, тоже хорошо. (17)Просто дверь: ручка в виде льва и квадратное окошко. (18)Но как падает свет! (19)Сколько мальчику лет, десять? (20)Когда он научился отличать хорошие кадры от обыкно­венных?!

(21)— У меня к вам предложение, — сказал Кнехт отцу Гриши. (22)— Я сегодня свободен, так что мог бы показать мальчику город, пока вы работаете...

(23)Кнехт растерянно смотрел на мальчика. (24)3ачем он это придумал? (25)Куда они пойдут, что он может показать ребёнку? (26)Он никогда не умел разговаривать с детьми. (27)Что Кнехт может показать ему? (28)Что вообще ему надо?!

(29)— Смотрите, Пауль, — вдруг сказал мальчик, — какой странной формы этот камень.

(30)...И вдруг стало легко, сразу.

(31)— Туда? — спросил Гриша. (32)Кнехт кивнул, и они свернули в самый узкий и кривой переулок, ведущий в старую часть города.

(33)Солнце высвечивает все детали стены, как увеличительное стекло. (34)Сами крюки почти не видны, зато тень от них — с палец. (35)И ржавый подтёк на стене.

(36)Гриша достаёт фотоаппарат. (37)Кнехт его не торопит, тоже рассматривает стену. (38)На такую можно смотреть и смотреть, не надоест.

(39)Стены домов как лица. (40)Бывают такие у людей, смотрел бы и смотрел. (41)Не у всех, но встречаются.

(42)Гриша сказал:
— Надо же, вы жили и сейчас живёте здесь, в таком... старом городе.

(43)— В этом есть свои неудобства, — пробурчал Кнехт.

(44)— Ходите по брусчатке, — продолжал Гриша.

(45)— Ты находишь это прекрасным? — Кнехт посмотрел на подмётки своих ботинок. (46)— Да, обувь тут стирается быстрее обычного.

(47)— Да, — вдруг твёрдо сказал Гриша, — я нахожу это прекрасным. (48)В нашем городе совсем нет таких улиц, один асфальт. (49)И дома все одинаковые. (50)Есть, конечно, центр города, там по-другому, но это далеко. (51)А там, где мы живём, там совсем не так.

(52)…Неужели этот мальчик живёт в типовом районе? (53)Такой глазастый, как же он научился видеть?..

(54)Человек-спичка, такой тонкий, — и такой громоздкий у него фотоаппарат. (55)Кнехт предложил понести камеру, Гриша даже не ответил.

(По Н. Дашевской*)
*Нина
Сергеевна Дашевская (род. в 1979 г.) — современная писательница,
ав­тор книг для детей и подростков, музыкант.
Фрагмент взят из сборника «Второй».

Задание 4 9171

Проанализируйте содержание текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Лидочка унаследовала все книги своего дедушки.
  2. Галина Петровна сохранила книги в память о покойном муже.
  3. Годовые подшивки «Нивы» были переплетены в девятнадцатом веке.
  4. В шесть лет Лидочка знала много больше, чем положено было человеку её лет.
  5. Лидочка любила сидеть дома.

Текст М.Л. Степновой

(1)Гулять Лидочка не любила.

(2)Сидеть дома — тоже.

(3)Оставались только книжки — они ничего не требовали, не запрещали, и с ними можно было разговаривать. (4)Сколько угодно. (5)Хотя и про себя. (6)Убедившись, что Лидочка быстро преодолела все незначительные детские рубежи, начиная с простодушного Айболита и заканчивая прелестной, лукавой поэмой «Руслан и Людмила», Галина Петровна, поразмыслив, решила, что для собственного спокойствия одну из позиций можно и уступить. (7)Она подвела Лидочку к одному из накрепко запертых книжных шкафов, провернула хрустящий ключ и спрятала его в карман.

(8)— Вот тут можешь копаться сколько влезет, — милостиво разрешила она и указала на нижнюю полку. (9)— Выше — и думать не смей.

(10)Лидочка, потрясённая открывшимися ей растрёпанными сокровищами, мелко закивала.

(11)Так она унаследовала книги своего дедушки.

(12)Разумеется, это были не все книги из огромной драгоценной библиотеки Лазаря Линдта, а только мелкий букинистический сор, который Галина Петровна не знала, как идентифицировать, но выкинуть не решилась — не в память о покойном супруге, конечно, а просто потому, что боялась прогадать. (13)Галина Петровна просто собрала все эти ещё в девятнадцатом веке переплетённые годовые подшивки «Нивы», осыпающиеся учебники по арифметике и простодушные книжки «Дамского чтения для сердца и разума» и сослала на одну из полок, мысленно дивясь, зачем придирчивому Линдту вообще понадобился этот не имеющий ценности библиобред.

(14)Лидочка села перед книжным шкафом на паркет. (15)Ей было шесть лет — совсем взрослая, учитывая все обстоятельства времени и места.

(16)— Правда можно? — переспросила она прежде, чем протянуть руку. (17)Галина Петровна могла передумать в любой момент, и за позволенное вчера назавтра можно было получить преотличную трёпку. (18)Лидочка это знала. (19)Она вообще знала много больше, чем положено было человеку её лёт.

(20)— Да читай, господи,— разрешила Галина Петровна. (21)— Не рви только и фломастерами не малюй.

(22)Лидочка кивнула ещё раз и безошибочно вытянула из тесного, чуточку взлохмаченного книжного строя самый потрёпанный и даже как будто немного тёплый том.

(23)Лидочка уселась поудобнее, и книга сама готовно раскрылась ей навстречу — на излюбленном кем-то, зачитанном и даже немного замасленном месте.

(24)Лидочка — впервые за много-много месяцев — не вспомнила про мамочку и впервые была совершенно счастлива. (25)Это была её полка, её книги.

(По М. Степновой*)
* Марина Львовна Степнова (род. в 1971 г.)
— российская писательница,
поэтесса, редактор, переводчик, сценарист.
Отрывок взят из романа «Женщины Лазаря».

 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.