ОГЭ 2020: Вариант 55

Версия для печатиPDF
ОГЭ русский язык, 2020
Задание 2 9514

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Чем старше становился Михаил Михайлович Пришвин, тем одухотворённей было его лицо. (2)Его серо-зелёные глаза имели важную особенность — выражение напряжённой мысли и её двойное устремление: и внутрь себя, и к собеседнику. (3)В этом проявлялись полная отданность внимания человеку, доверие и открытость и в то же время какая-то твёрдость, даже неприступность: собеседник не должен был переступать через эту оберегаемую мысленную грань. (4)Голос Пришвина был мягок, глуховат, а в произношении писатель до старости сохранил родное елецкое смягчённое «г». (5)Речь его была речью человека не пишущего, а сказывающего: она всецело подчинялась одному — музыкальному ритму.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1)  лицо было одухотворённей (предложение 1)
2)  особенность — выражение (предложение 2)
3)  собеседник не должен был (предложение 3)
4)  голос был мягок, глуховат (предложение 4)
5)  речь была (предложение 5)

Задание 3 9515

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

В русском языке существует группа (1) употребляемых в переносном значении (2) фразеологизмов (3) среди которых (4) например (5) фразеологизм «знать что-либо как свои пять пальцев» (6) то есть «знать что-либо очень хорошо» (7) ведь пять пальцев своей правой (8) и пять пальцев своей левой руки мы знаем очень хорошо (9) поэтому (10) и возникло это выражение.

Задание 4 9516

Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «футбольный мяч», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 5 9517

Выполните орфографический анализ слов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

  1. АККОМПАНЕМЕНТ — безударная гласная О в корне слова проверяется однокорен-ным словом, в котором эта гласная находится в ударном слоге.
  2. ПРИМОРСКИЙ — написание приставки определяется её значением — расположение вблизи.
  3. НЕ ПОДХОДЯЩИЙ (для похода) — имя прилагательное, есть зависимое слово, поэтому с НЕ пишется раздельно.
  4. (узнать) НАСЧЁТ (каникул) — наречие, образованное приставочным способом от имени существительного, пишется слитно.
  5. МАСЛЕНАЯ (каша) — в отглагольном имени прилагательном пишется суффикс -ЕН-.
Задание 6 9518

Проанализируйте содержание текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Лёва заинтересовался, чем ребята хотят заняться в свободное время.
  2. Ребята узнали, что Лёва — лучший ученик в школе.
  3. Учителя знали, что Лёва — трудолюбивый, выносливый человек, многое умеющий делать своими руками.
  4. Лёва помог ребятам найти ответы на заданные ими вопросы, научил тому, что они сами хотели освоить.
  5. Лёва Виленский любил спорт и был лучшим вратарём в школе.

Текст Ф.А. Вигдоровой

(1)Когда он, высокий, худой, в очках, впервые пришёл к нам в класс, ребята не могли скрыть своего разочарования.

(2)Он был тихий, этот Лёва, вежливый, но, к сожалению, на моих ребят эти качества не произвели впечатления.

— (3)Маменькин сынок, — сказал Левин.

— (4)Очкарик! — отрезал Выручка.

— (5)Вот у пятого «А» вожатый так вожатый! (6)Лучший вратарь во всей школе, — подвёл итог Лабутин.

(7)Я пристыдила их, сказала, что Лёва — лучший ученик в своём классе, но никакими хорошими словами я бы его не выручила, если бы он сам себя не выручил — и не словом, а делом. (8)Вскоре после того как он пришёл к нам и познакомился с ребятами, Лёва сказал мне:
— Марина Николаевна, давайте проведём анкету, всего один вопрос: «Чем бы ты хотел заняться в свободное время?»

— (9)А зачем анкету? (10)Может, просто спросим у ребят, что их интересует?

— (11)Один скажет, другой промолчит — анкета, по-моему, лучше.

(12)Я согласилась. (13)Мы задали ребятам этот вопрос и просили ответить письменно. (14)Ответов было множество, и, если свести их воедино, все они говорили об одном: хочу знать, хочу уметь.

(15)«Есть ли люди на других планетах?» (16)«Остынет ли Солнце?» (17)«Как появился первый человек?» (18)«Как починить электрический чайник?» (19)«Как собрать радиоприёмник?»

(20)Левин же написал кратко и энергично: «Хочу уметь клеить резину». (21)И, хотя он не объяснил, зачем ему «уметь клеить резину», мы с Лёвой поняли: Боре нужно знать, как быть, если лопнет камера футбольного мяча.

(22)На сборе отряда Лёва сказал ребятам:
—Почему есть кружки рисования, пения, танцев, а кружков, где учатся работать, нет?
(23)Давайте устроим такой кружок и будем учиться работать. (24)Надо всё уметь делать. (25)Нехорошо, если человек становится в тупик перед перегоревшими пробками.

(26)В кружок записались семь человек, но скоро прибавилось ещё столько же.

(27)У Лёвы оказались поистине золотые руки: он умел делать всё, и, за что бы он ни брался, всё у него выходило споро, точно.

(28)Он великолепно играл в шахматы, и ни одному из ребят ни разу не удалось его обыграть. (29)Он умел ответить на любой вопрос. (30)Он знал, отчего трещит костёр, отчего в еловом лесу нет ни красных, ни жёлтых, ни синих цветов, почему в лесу много поваленных ветром деревьев, а в поле одинокое дерево скорее устоит под ударами ветра.

(31)Я видела, что ребята стараются подражать Лёве. (32)Он отлично знал азбуку Морзе, и все они стали выстукивать: «Звон бу-ла-та...»

— (33)Понимаете, Марина Николаевна, — с воодушевлением объяснили мне ребята, — слог, в котором есть буква «а», означает точку! (34)Все остальные слоги — тире. (35)3абыл, как изображается буква, — вспомни слово, которое начинается с этой буквы, произнеси его по слогам — и всё в порядке!

(36)Когда происходил этот разговор, я и мои ученики уже хорошо знали Лёву. (37)Лёва Виленский учился в девятом классе. (38)Я его нередко заставала у Натальи Андреевны. (39)Он был её учеником в начальной школе, и они остались большими друзьями. (40)Кажется, дня не проходило, чтобы Лёва в перемену или после уроков не забежал к ней. (41)Думаю, что именно Наталья Андреевна посоветовала направить Лёву вожатым в мой класс.

— (42)Хороший у вас будет помощник, — сказала мне тогда Наталья Андреевна. — (43)Можете во всём на него положиться.

(44)Она знала Лёву с одиннадцати лет, он пришёл в её класс в год войны. (45)Вместе со школьным интернатом они эвакуировались в Горьковскую область. (46)Там всем, особенно вначале, пришлось нелегко — и ребятам, и учителям. (47)Школа на первых порах не отапливалась: чернила замерзали, опухшие пальцы с трудом удерживали карандаш. (48)В доме не было света, долгие вечера проходили при тусклом мерцании трёх коптилок. (49)И уже тогда было видно, что Лёва не из тех, кто опускает руки, если становится трудно. (50)От него никогда не слышали ни жалоб на усталость, ни отказа от работы; он многое умел делать сам и ещё большему научился. (51)Летом школьники помогали колхозу: работали в поле, на огороде; почти для всех это было непривычно и нелегко — это тоже было испытанием не только выносливости, но и характера. (52)И худой, близорукий Лёва выдержал экзамен.

— (53)Вы сами увидите, каков он в деле, — сказала тогда Наталья Андреевна. — (54)Расспросите его о механической мастерской — сразу познакомитесь!

(55)Позже я действительно спросила Лёву, что это была за механическая мастерская, и вот что он рассказал мне.

— (56)В сорок четвёртом мы вернулись из эвакуации, первым делом всё обежали, осмотрели: как в школе, во дворе. (57)А во дворе, в самом углу, стоял домик, в нём прежде была какая-то мастерская. (58)3ашли мы туда. (59)Мрачно, грязно, деревянный пол перекосился, мусора целые горы. (60)И тут же всякая металлическая рухлядь — станки брошенные, никуда не годные. (61)Ну, взялись мы, можно сказать, засучив рукава — не смотреть же на такое, в самом-то деле! (62)Анатолий Дмитриевич помог, учителя... (63)Такую устроили мастерскую! (64)Работали желающие... ну, и я в том числе.

(65)Он не сказал, что с первого дня был душой этой затеи.

— (66)Что же выпускала ваша мастерская? — спросила я.

— (67)Гибкий вал для танков! — ответил Лёва.

(68)И как ответил! (69)Выразительней, с большей гордостью нельзя было сказать. (70)Да и было чем гордиться!

(По Ф.А. Вигдоровой*)
Фрида Абрамовна Вигдорова (1915—1965)

советская писательница, журналист и правозащитник.

Задание 7 9519

Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. В доме не было света, долгие вечера проходили при тусклом мерцании трёх коптилок.
  2. Ну, взялись мы, можно сказать, засучив рукава — не смотреть же на такое, в самом-то деле!
  3. Он был её учеником в начальной школе, и они остались большими друзьями.
  4. Он великолепно играл в шахматы, и ни одному из ребят ни разу не удалось его обыграть.
  5. У Лёвы оказались поистине золотые руки: он умел делать всё, и, за что бы он ни брался, всё у него выходило споро, точно.

Текст Ф.А. Вигдоровой

(1)Когда он, высокий, худой, в очках, впервые пришёл к нам в класс, ребята не могли скрыть своего разочарования.

(2)Он был тихий, этот Лёва, вежливый, но, к сожалению, на моих ребят эти качества не произвели впечатления.

— (3)Маменькин сынок, — сказал Левин.

— (4)Очкарик! — отрезал Выручка.

— (5)Вот у пятого «А» вожатый так вожатый! (6)Лучший вратарь во всей школе, — подвёл итог Лабутин.

(7)Я пристыдила их, сказала, что Лёва — лучший ученик в своём классе, но никакими хорошими словами я бы его не выручила, если бы он сам себя не выручил — и не словом, а делом. (8)Вскоре после того как он пришёл к нам и познакомился с ребятами, Лёва сказал мне:
— Марина Николаевна, давайте проведём анкету, всего один вопрос: «Чем бы ты хотел заняться в свободное время?»

— (9)А зачем анкету? (10)Может, просто спросим у ребят, что их интересует?

— (11)Один скажет, другой промолчит — анкета, по-моему, лучше.

(12)Я согласилась. (13)Мы задали ребятам этот вопрос и просили ответить письменно. (14)Ответов было множество, и, если свести их воедино, все они говорили об одном: хочу знать, хочу уметь.

(15)«Есть ли люди на других планетах?» (16)«Остынет ли Солнце?» (17)«Как появился первый человек?» (18)«Как починить электрический чайник?» (19)«Как собрать радиоприёмник?»

(20)Левин же написал кратко и энергично: «Хочу уметь клеить резину». (21)И, хотя он не объяснил, зачем ему «уметь клеить резину», мы с Лёвой поняли: Боре нужно знать, как быть, если лопнет камера футбольного мяча.

(22)На сборе отряда Лёва сказал ребятам:
—Почему есть кружки рисования, пения, танцев, а кружков, где учатся работать, нет?
(23)Давайте устроим такой кружок и будем учиться работать. (24)Надо всё уметь делать. (25)Нехорошо, если человек становится в тупик перед перегоревшими пробками.

(26)В кружок записались семь человек, но скоро прибавилось ещё столько же.

(27)У Лёвы оказались поистине золотые руки: он умел делать всё, и, за что бы он ни брался, всё у него выходило споро, точно.

(28)Он великолепно играл в шахматы, и ни одному из ребят ни разу не удалось его обыграть. (29)Он умел ответить на любой вопрос. (30)Он знал, отчего трещит костёр, отчего в еловом лесу нет ни красных, ни жёлтых, ни синих цветов, почему в лесу много поваленных ветром деревьев, а в поле одинокое дерево скорее устоит под ударами ветра.

(31)Я видела, что ребята стараются подражать Лёве. (32)Он отлично знал азбуку Морзе, и все они стали выстукивать: «Звон бу-ла-та...»

— (33)Понимаете, Марина Николаевна, — с воодушевлением объяснили мне ребята, — слог, в котором есть буква «а», означает точку! (34)Все остальные слоги — тире. (35)3абыл, как изображается буква, — вспомни слово, которое начинается с этой буквы, произнеси его по слогам — и всё в порядке!

(36)Когда происходил этот разговор, я и мои ученики уже хорошо знали Лёву. (37)Лёва Виленский учился в девятом классе. (38)Я его нередко заставала у Натальи Андреевны. (39)Он был её учеником в начальной школе, и они остались большими друзьями. (40)Кажется, дня не проходило, чтобы Лёва в перемену или после уроков не забежал к ней. (41)Думаю, что именно Наталья Андреевна посоветовала направить Лёву вожатым в мой класс.

— (42)Хороший у вас будет помощник, — сказала мне тогда Наталья Андреевна. — (43)Можете во всём на него положиться.

(44)Она знала Лёву с одиннадцати лет, он пришёл в её класс в год войны. (45)Вместе со школьным интернатом они эвакуировались в Горьковскую область. (46)Там всем, особенно вначале, пришлось нелегко — и ребятам, и учителям. (47)Школа на первых порах не отапливалась: чернила замерзали, опухшие пальцы с трудом удерживали карандаш. (48)В доме не было света, долгие вечера проходили при тусклом мерцании трёх коптилок. (49)И уже тогда было видно, что Лёва не из тех, кто опускает руки, если становится трудно. (50)От него никогда не слышали ни жалоб на усталость, ни отказа от работы; он многое умел делать сам и ещё большему научился. (51)Летом школьники помогали колхозу: работали в поле, на огороде; почти для всех это было непривычно и нелегко — это тоже было испытанием не только выносливости, но и характера. (52)И худой, близорукий Лёва выдержал экзамен.

— (53)Вы сами увидите, каков он в деле, — сказала тогда Наталья Андреевна. — (54)Расспросите его о механической мастерской — сразу познакомитесь!

(55)Позже я действительно спросила Лёву, что это была за механическая мастерская, и вот что он рассказал мне.

— (56)В сорок четвёртом мы вернулись из эвакуации, первым делом всё обежали, осмотрели: как в школе, во дворе. (57)А во дворе, в самом углу, стоял домик, в нём прежде была какая-то мастерская. (58)3ашли мы туда. (59)Мрачно, грязно, деревянный пол перекосился, мусора целые горы. (60)И тут же всякая металлическая рухлядь — станки брошенные, никуда не годные. (61)Ну, взялись мы, можно сказать, засучив рукава — не смотреть же на такое, в самом-то деле! (62)Анатолий Дмитриевич помог, учителя... (63)Такую устроили мастерскую! (64)Работали желающие... ну, и я в том числе.

(65)Он не сказал, что с первого дня был душой этой затеи.

— (66)Что же выпускала ваша мастерская? — спросила я.

— (67)Гибкий вал для танков! — ответил Лёва.

(68)И как ответил! (69)Выразительней, с большей гордостью нельзя было сказать. (70)Да и было чем гордиться!

(По Ф.А. Вигдоровой*)
Фрида Абрамовна Вигдорова (1915—1965)

советская писательница, журналист и правозащитник.

Задание 8 9520

Выполните лексический анализ слова.
Найдите в тексте синоним к слову ОТЧЕГО (предложение 30). Выпишите этот синоним.

Текст Ф.А. Вигдоровой

(1)Когда он, высокий, худой, в очках, впервые пришёл к нам в класс, ребята не могли скрыть своего разочарования.

(2)Он был тихий, этот Лёва, вежливый, но, к сожалению, на моих ребят эти качества не произвели впечатления.

— (3)Маменькин сынок, — сказал Левин.

— (4)Очкарик! — отрезал Выручка.

— (5)Вот у пятого «А» вожатый так вожатый! (6)Лучший вратарь во всей школе, — подвёл итог Лабутин.

(7)Я пристыдила их, сказала, что Лёва — лучший ученик в своём классе, но никакими хорошими словами я бы его не выручила, если бы он сам себя не выручил — и не словом, а делом. (8)Вскоре после того как он пришёл к нам и познакомился с ребятами, Лёва сказал мне:
— Марина Николаевна, давайте проведём анкету, всего один вопрос: «Чем бы ты хотел заняться в свободное время?»

— (9)А зачем анкету? (10)Может, просто спросим у ребят, что их интересует?

— (11)Один скажет, другой промолчит — анкета, по-моему, лучше.

(12)Я согласилась. (13)Мы задали ребятам этот вопрос и просили ответить письменно. (14)Ответов было множество, и, если свести их воедино, все они говорили об одном: хочу знать, хочу уметь.

(15)«Есть ли люди на других планетах?» (16)«Остынет ли Солнце?» (17)«Как появился первый человек?» (18)«Как починить электрический чайник?» (19)«Как собрать радиоприёмник?»

(20)Левин же написал кратко и энергично: «Хочу уметь клеить резину». (21)И, хотя он не объяснил, зачем ему «уметь клеить резину», мы с Лёвой поняли: Боре нужно знать, как быть, если лопнет камера футбольного мяча.

(22)На сборе отряда Лёва сказал ребятам:
—Почему есть кружки рисования, пения, танцев, а кружков, где учатся работать, нет?
(23)Давайте устроим такой кружок и будем учиться работать. (24)Надо всё уметь делать. (25)Нехорошо, если человек становится в тупик перед перегоревшими пробками.

(26)В кружок записались семь человек, но скоро прибавилось ещё столько же.

(27)У Лёвы оказались поистине золотые руки: он умел делать всё, и, за что бы он ни брался, всё у него выходило споро, точно.

(28)Он великолепно играл в шахматы, и ни одному из ребят ни разу не удалось его обыграть. (29)Он умел ответить на любой вопрос. (30)Он знал, отчего трещит костёр, отчего в еловом лесу нет ни красных, ни жёлтых, ни синих цветов, почему в лесу много поваленных ветром деревьев, а в поле одинокое дерево скорее устоит под ударами ветра.

(31)Я видела, что ребята стараются подражать Лёве. (32)Он отлично знал азбуку Морзе, и все они стали выстукивать: «Звон бу-ла-та...»

— (33)Понимаете, Марина Николаевна, — с воодушевлением объяснили мне ребята, — слог, в котором есть буква «а», означает точку! (34)Все остальные слоги — тире. (35)3абыл, как изображается буква, — вспомни слово, которое начинается с этой буквы, произнеси его по слогам — и всё в порядке!

(36)Когда происходил этот разговор, я и мои ученики уже хорошо знали Лёву. (37)Лёва Виленский учился в девятом классе. (38)Я его нередко заставала у Натальи Андреевны. (39)Он был её учеником в начальной школе, и они остались большими друзьями. (40)Кажется, дня не проходило, чтобы Лёва в перемену или после уроков не забежал к ней. (41)Думаю, что именно Наталья Андреевна посоветовала направить Лёву вожатым в мой класс.

— (42)Хороший у вас будет помощник, — сказала мне тогда Наталья Андреевна. — (43)Можете во всём на него положиться.

(44)Она знала Лёву с одиннадцати лет, он пришёл в её класс в год войны. (45)Вместе со школьным интернатом они эвакуировались в Горьковскую область. (46)Там всем, особенно вначале, пришлось нелегко — и ребятам, и учителям. (47)Школа на первых порах не отапливалась: чернила замерзали, опухшие пальцы с трудом удерживали карандаш. (48)В доме не было света, долгие вечера проходили при тусклом мерцании трёх коптилок. (49)И уже тогда было видно, что Лёва не из тех, кто опускает руки, если становится трудно. (50)От него никогда не слышали ни жалоб на усталость, ни отказа от работы; он многое умел делать сам и ещё большему научился. (51)Летом школьники помогали колхозу: работали в поле, на огороде; почти для всех это было непривычно и нелегко — это тоже было испытанием не только выносливости, но и характера. (52)И худой, близорукий Лёва выдержал экзамен.

— (53)Вы сами увидите, каков он в деле, — сказала тогда Наталья Андреевна. — (54)Расспросите его о механической мастерской — сразу познакомитесь!

(55)Позже я действительно спросила Лёву, что это была за механическая мастерская, и вот что он рассказал мне.

— (56)В сорок четвёртом мы вернулись из эвакуации, первым делом всё обежали, осмотрели: как в школе, во дворе. (57)А во дворе, в самом углу, стоял домик, в нём прежде была какая-то мастерская. (58)3ашли мы туда. (59)Мрачно, грязно, деревянный пол перекосился, мусора целые горы. (60)И тут же всякая металлическая рухлядь — станки брошенные, никуда не годные. (61)Ну, взялись мы, можно сказать, засучив рукава — не смотреть же на такое, в самом-то деле! (62)Анатолий Дмитриевич помог, учителя... (63)Такую устроили мастерскую! (64)Работали желающие... ну, и я в том числе.

(65)Он не сказал, что с первого дня был душой этой затеи.

— (66)Что же выпускала ваша мастерская? — спросила я.

— (67)Гибкий вал для танков! — ответил Лёва.

(68)И как ответил! (69)Выразительней, с большей гордостью нельзя было сказать. (70)Да и было чем гордиться!

(По Ф.А. Вигдоровой*)
Фрида Абрамовна Вигдорова (1915—1965)

советская писательница, журналист и правозащитник.

Источник: 
Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2020. И.П. Васильевых. Вариант 14
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.