ОГЭ по русскому языку. Алгоритм выполнения задания №12

Версия для печатиPDF

Что должен знать ученик:

  • отличия сложносочиненных предложений от сложноподчиненных в зависимости от союзов, соединяющих простые предложения в их составе;
  • группы сочинительных союзов и выполняемые ими функции;
  • сочинительные союзы могут связывать как однородные члены, так и простые предложения в составе сложносочиненного;
  • что такое сложноподчиненное предложение и каково его строение;
  • выполнять пунктуационный анализ.

Алгоритм выполнения:

1. Определить, количество грамматических основ в предложении:

  • одна грамматическая основа - простое предложение
  • две и более грамматической основы - сложное предложение

2. Выявить границы простых предложений в составе сложного.

3. Определить способ связи простых предложений в составе сложного:

  • на границе простых предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (,  ;  :  - ), значит, предложение бессоюзное.
  • на границе простых предложений находится сочинительный союз, предложение может быть сложносочиненным, но всегда проверяем, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены.
  • на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово, предложение сложноподчиненное.

Варианты заданий

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

– Водитель,(1) – закричал кто-то,(2) – остановись,(3) мальчик остановку пропустил!
Троллейбус послушно притормозил,(4) дверь с шипением распахнулась,(5) Фёдор выпрыгнул,(6) зацепившись ногой за порожек,(7) грохнулся на дорогу и ударился коленом. Острая боль пронзила его,(8) и он словно очнулся.
 

Правильный ответ: 8  

Острая боль пронзила его,(8) и он словно очнулся.
1. В предложении две основы: Острая боль пронзила его,(8) и он словно очнулся.
2. Границы простых предложений: [Острая боль пронзила его],(8) и [он словно очнулся].
3. Простые предложения связаны сочинительным союзом "И".

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Чтобы хорошо учиться,(1) до глубокой ночи за уроками сидела. Ещё очень любила Оля книжки читать,(2) жаль,(3) что времени на них почти не оставалось. Утром вставала рано,(4) до свету,(5) – курам задать корма,(6) то да сё,(7) потом младших будила,(8) в школу собирала.

Правильный ответ: 13 или 31 

Чтобы хорошо учиться,(1) до глубокой ночи за уроками сидела.
1. В предложении две основы: Чтобы хорошо учиться,(1) до глубокой ночи за уроками сидела.
2. Границы простых предложений: (Чтобы хорошо учиться),(1) [до глубокой ночи за уроками сидела].
3. Части сложного предложения связаны подчинительным союзом ЧТОБЫ.

[Ещё очень любила Оля книжки читать],(2) [жаль],(3) (что времени на них почти не оставалось).
Части сложного предложения связаны подчинительным союзом ЧТО.


 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.