# 24909


Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.
1) Течение (предложение 7) – направление в какой-нибудь области деятельности.
2) Формула (предложение 11) – математический закон, выраженный алгебраическими знаками.
3) Опальный (предложение 12) – находящийся в немилости, наказанный.
4) Вместилище (предложение 19) – книжн. место, вмещающее в себя что-нибудь.
5) Кошёлка (предложение 20) – разг. небольшая плетёная сумка, корзина.
Текст к заданию:
ВПР10: текст Васильева Б.
(1)У любого человека есть место его рождения. (2)Та точка на Земле, где он впервые набрал в грудь воздуха и закричал.
(3)Мне сказочно повезло: я издал свой первый крик и увидел свой первый свет в городе Смоленске. (4)Повезло не потому, что он несказанно красив и эпически древен – есть множество городов и красивее, и древнее его. (5)Повезло потому, что Смоленск моего детства был городом-плотом, на котором искали спасения тысячи терпящих бедствие. (6)И я рос среди людей, плывущих на плоту.
(7)История и география превращают город в плот, плывущий по течению времени. (8)Географически город Смоленск – в глубокой древности столица могущественного племени славян-кривичей – расположен на Днепре. (9)Это вечная граница между Русью и Литвой, между Московским великим княжеством и Речью Посполитой, между Востоком и Западом, между Севером и Югом. (10)История раскачивала народы и государства, и людские волны, накатываясь на приграничный Смоленск, разбивались о его стены и стойкость его защитников, а брызги оседали в виде польских кварталов, латышских улиц, татарских пригородов, немецких слободок и еврейских поселений. (11)И всё это разноязыкое и разноукладное население объединялось в общей для всех формуле ЖИТЕЛЬ ГОРОДА СМОЛЕНСКА. (12)Здесь победители роднились с побеждёнными; здесь вчерашние хозяева превращались в сегодняшних слуг, чтобы завтра дружно и упорно отбиваться от общего врага; сюда стремились опальные москвичи, тверяки и ярославцы, чтобы избежать гнева сильных мира сего. (13)И каждый тащил свои пожитки, если под ними понимать национальные обычаи, семейные традиции и фамильные привычки. (14)Смоленск был плотом, и я плыл на этом плоту среди пожитков моих разноплемённых земляков через собственное детство.
(15)В Смоленске моего детства помню Храм. (16)Двери его были распахнуты во все стороны света. (17)И никто не спрашивал, какой ты национальности и кто твои родители. (18)Имя этого Храма – Добро. (19)И детство, и город дышали Добром, и я не знаю, что было вместилищем этого Добра – детство или Смоленск.
– (20)Эй, ребятишки, отнесите-ка бабушке кошёлку до дома!
(21)Так мог сказать – и говорил! – любой прохожий любым ребятам, играющим на горбатых смоленских улицах. (22)Прохожий мог быть кем угодно – русским или эстонцем, евреем или татарином, цыганом или греком, а старушка тем более: это считалось нормой жизни, и я не помню, чтобы кто-либо из заигравшихся детей не выполнил подобного распоряжения. (23)Повторяю, помощь воспринималась как норма, ибо жизнь порой неласкова к людям и выжить можно, только ощущая плечо соседа. (24)Конечно, такая помощь – простейшая форма Добра, но любой подъём начинается с первого шага.
(25)Я был бы совсем другим, если бы не родился в древнейшем городе России, в городе, ставшим плотом, на котором плывёт сквозь время России её душа. (26)На котором спасаются от мора, голода и пожара, не думая о том, чьи деяния принесли это вселенское горе, не испытывая ни злобы, ни ненависти. (27)Я люблю тебя, старый Смоленск, ибо ты – колыбель детства моего.
(28)Образы детства всю жизнь живут в человеке, и – кто знает? – не они ли последними заглядывают в его тускнеющие глаза? (29)Пойте гимны земле вашего Детства, ибо это и есть ваша Родина. (30)Пойте себе, своим детям и детям ваших детей, влюбляя их в то, что они обязаны любить, беречь и защищать пуще собственной жизни.
(По Б. Васильеву)
Правильный ответ: 345|354|435|453|543|534|3 4 5|3 5 4|4 3 5|4 5 3|5 4 3|5 3 4
Пояснение:
1) Слово течение употреблено в значении «действие по глаголу течь».
2) Слово формула употреблено в значении «общее краткое определение какого-либо положения, закона, отношения и т. п., приложимое к частным случаям».
Источник:
ВПР 2025. Русский язык. 10 класс. Вариант 6