ОГЭ 2024: ФИПИ Вариант 46

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

ОГЭ: текст

(1)Звук может распространяться не только в воздухе. (2)Тот, кто нырял в реку или море, знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней. (3)Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу; по земле хорошо передаётся звук от удара копыт бегущей лошади. (4)А вот гром мы всегда слышим с некоторым запаздыванием, достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, несмотря на то что гром и молния возникают одновременно. (5)Это потому, что скорости звука и света различны.

Задание 2 18124

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) звук может распространяться (предложение 1)
2) тот нырял (предложение 2)
3) приложить ухо (предложение 3)
4) мы слышим (предложение 4)
5) скорости различны (предложение 5)

Задание 3 18126

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 составное именное сказуемое.
2) Предложение 2 сложноподчиненное с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
3) В предложении 3 содержится 2 (две) грамматические основы.
4) Первая часть сложного предложения 4 осложнена обособленным определением.
5) Предложение 5 бессоюзное сложное.

Задание 4 18029

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, то между частями предложения ставится тире.

В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

1) С удивлением глядел на подъезжающих молодой человек с красивыми глазами, очень миловидный, однако лицо его было бледно и от веснушек пёстро, как птичье яйцо.

2) Каждую пятницу Цыганок запрягал в широкие сани гнедого мерина Шарапа, любимца бабушки, и, туго подпоясавшись зелёным кушаком, ехал на базар покупать провизию.

3) Дунул ветер – на вершине сосны обломился сухой сучок и, цепляясь за ветви, упал на дорожку аллеи.

4) Мы знаем, что Солнце – типичная звезда, далеко не самая большая.

5) Старая мебель, красные с желтоватым обои в гостиной, множество плетёных стульев в столовой, полинялые подушки, рогатые лампы и сумрачные портреты на стенах – всё внушало невольную тоску.

Задание 5 12510

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Музей льна и берёсты в Костроме (1) один из тех музеев (2) которые можно найти только в таких старых городах. Примечательно (3) что берёста и лён кажутся не слишком родственными материалами (4) но (5) если вспомнить (6) что наши далёкие предки носили в основном льняную одежду (7) а лапти долго были на Руси единственным общедоступным видом лёгкой обуви (8) становится понятно (9) почему лён и берёста соседствуют в одном музее.

Задание 6 14685

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

  1. ЗАТВЕРДЕВШИЙ – в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная.
  2. ПОДЫСКИВАТЬ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
  3. ОКОНЧЕННАЯ (работа) – в суффиксе имени прилагательного, образованного от имени существительного с помощью суффикса -ЕНН-, пишется НН.
  4. БОЛЬШОЙ – в суффиксе имени прилагательного после шипящего под ударением пишется буква О.
  5. В СЦЕНАРИИ (фильма) – в имени существительном, оканчивающимся на -ИЙ, в предложном падеже пишется буква И.
Задание 7 18198

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Однажды я неча..(1)нно забрёл в незнакомую усадьбу. Солнце уже село, на цветущ..(2)й ржи раст..(3)нулись вечерние тени. Я пошёл по липовой алле..(4). Прошлогодняя листва печально ш..(5)лестела под ногами, и в сум..(6)рках между деревь..(7)ми прятались тени. На миг пове..(8)ло оч..(9)рованием чего-то родного и знакомого.

Задание 8 17956

Раскройте скобки и запишите слово «сиденья» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Для изготовления плетёных (сиденья) используют капроновые полоски, имитирующие ротанговую соломку.

Задание 9 1592

Замените словосочетание «детские игрушки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

Текст В.П. Крапивина

(1)Мы с мамой переехали в этот дом недавно. (2)Самое интересное здесь – двор. (3)Он большой, зелёный, есть где играть и в мяч, и в пряталки, и в разные другие игры. (4)Ребята играли почти каждый день, особенно летом. (5)И я постепенно перезнакомился с ними, и все мы относились друг к другу по-хорошему.

(6)Потом меня стали назначать судьёй в волейбольных встречах. (7)Судить никто не любил, все хотели играть, а я – всегда пожалуйста: как не помочь друзьям?.. (8)А бывало, что на широком крыльце соседнего деревянного дома мы играли в шахматы и лото.

(9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.

(11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12)Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.

(14)Совсем круглых, только со складкой посередине и с треугольным клювиком. (15)Они здорово летали, плавными широкими кругами. (16)Иногда ветер подымал их на приличную высоту и уносил со двора.

(17)Ребята толпой гонялись за каждым голубком – кто первый схватит! (18)Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю.

(19)Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (20)На одном рисовал всякие узоры, на другом – кораблики среди моря, на третьем – сказочные города, на четвёртом – цветы и бабочек. (21)И всякие космические картинки. (22)И ещё много всего – получалось красиво и интересно.

(23)Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим. (24)И вдруг я расхотел пускать с балкона голубков.

(25)Я сделал последнего и – сам не знаю почему – нарисовал вечернее небо, оранжевое солнце на горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек.

(26)Хотя нет, я знал, почему нарисовал такое. (27)Хотелось, чтобы появился друг. (28)Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий...

(29)Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя. (30)И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...

(По В. Крапивину)*
* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.) –
современный писатель, журналист, автор книг о детях и для детей,
в том числе фантастических.


Задание 10 15150

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В новом дворе все ребята хорошо относились друг к другу.
2) Ребята постоянно принимали подарки от героя-рассказчика, ничего не давая ему взамен.
3) С ребятами у героя-рассказчика сложились натянутые отношения.
4) Герой-рассказчик разрисовывал своих бумажных голубей фломастерами.
5) Настоящий друг – это друг не случайный, не на час.

Задание 11 15151

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
2) И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей.
3) Иногда ветер подымал их на приличную высоту и, думая о чём-то своём, уносил со двора.
4) Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.
5) И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...

Задание 12 15152

Замените разговорное слово «болтали» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.