ЕГЭ 2024: Вариант 3

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Гравитация считается синонимом притяжения. Но в последние годы обнаружен удивительный теоретический феномен: по Ньютону, столкновение и слияние двух чёрных дыр разной массы должно приводить к образованию итоговой дыры, покоящейся в центре масс. Расчёты по теории Эйнштейна дали <...> результат: финальная дыра получает толчок в сторону меньшей из дыр и улетает из центра масс. Если масса крупной дыры в пять раз больше, чем у маленькой дыры, то скорость такой «отдачи» для невращающихся дыр достигает 175 км/с.

Что вызвало эту отдачу? Воронка гравитационного потенциала вокруг массивной дыры и небольшая яма вокруг лёгкой дыры сливаются в несимметричную воронку, которая не успевает выровнять свои склоны из-за конечной скорости распространения гравитационного поля. Эта асимметрия суммарного потенциала и сообщает чёрной дыре значительный импульс. Можно считать, что итоговая дыра оказалась не в минимуме, а на склоне воронки потенциала, по которому она и покатилась в сторону дна, ускоряясь искривлённым пространством-временем, – ведь в рассматриваемой системе нет никаких других сил. Этот эффект отдачи не имеет аналогов в гравитации Ньютона, где потенциал перестраивается мгновенно. Отдачей сливающихся дыр объясняют вылет чёрных дыр из галактик, но значимость этого эффекта гораздо глубже.

(По материалам журнала «Наука и жизнь»)

Задание 1 18815

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.

Задание 2 18816

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

1)   ПОСЛЕДНИЙ. окончательный, бесповоротный. Это моё последнее слово. Последнее решение.
2)   КРУПНЫЙ. Сильный по своему влиянию, значению. К. общественный деятель. К. писатель, учёный.
3)   ПОЛЕ. Пространство, в пределах которого проявляется действие каких-нибудь сил (спец.). Магнитное п. Силовое п.
4)   СООБЩАТЬ. кому что, о ком (чём). Уведомить, известить, довести до чьего-н. сведения. С. о прибытии поезда.
5)   СИЛА. Величина, являющаяся мерой механического взаимодействия тел, вызывающего их ускорение или деформацию; характеристика интенсивности физических процессов (спец.). Единица силы. Центробежная с. С. тяжести. С. тока. С. света.

Задание 3 18817

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1)   Синтаксис текста характерен для письменной речи: в нём преобладают сложные предложения, присутствуют цепочки слов в форме родительного падежа (из-за... скорости распространения... поля; на склоне воронки потенциала).
2)   Отсутствие языковых средств, имеющих узкую сферу распространения (терминов, иноязычных слов, профессионализмов), указывает на то, что текст адресован широкой аудитории читателей.
3)   Ответ на риторический вопрос, заданный в начале второго (2) абзаца текста, содержится в первом (1) абзаце.
4)   Автор для обозначения своей позиции или позиции коллег прибегает к безличным предложениям (считается, можно считать) и неопределённо-личным предложениям (отдачей... объясняют вылет).
5)   Использование эпитетов («удивительный феномен», «значительный импульс») и метафор (воронка потенциала, вылет дыр из галактик) говорит о принадлежности текста к официально-деловому стилю речи.

Задание 4 18818

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1)   прибЫв
2)   рвалА
3)   сосредотОчение
4)   нОгтей
5)   подЕленный

Задание 5 18819

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Первое УПОМИНАНИЕ о новгородской иконе мы встречаем в IV Новгородской летописи.
Густой и тёплый дух деревни, ИСХОДЯЩИЙ от сарая, здесь слабел; луг за забором дышал предутренней холодной сыростью.
В прижизненное издание не вошла повесть «Я помню», поскольку издательство ОТГРАНИЧИЛО объём книги.
Впечатление от знакомства с доктором у меня осталось ДВОЙСТВЕННОЕ и какое-то тревожное.
Он бросил ПУГЛИВЫЙ взгляд на отца и, резко повернувшись, вышел из гостиной.

Задание 6 18820

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В глубине души он разделял распространённое ошибочное заблуждение, что настоящее открытие делается обязательно в тиши научной лаборатории, а не за чашкой кофе.

Задание 7 18821

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

на ширине ПЛЕЧ
более ЗВОНКО
ПРОМОКНУВШИЙ под дождём
говорить с НИМИ
у ПЯТИСОТ учеников

Задание 8 18822

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
B)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) ошибка в построении сложного предложения

1)   Эти аналогии могут быть подкреплены не только историческими фактами, а также личным опытом старшего поколения россиян.
2)   В 1905 году уже в Севастополе он возглавил восстание матросов на крейсере «Очакове», объявив себя командующим Черноморским флотом.
3)   Когда садится за море ласковое солнце, стихают звуки музыки и всплески голосов на улицах города, в благоухающих его садах, на старых виллах, на опустевших пляжах оживают воспоминания.
4)   Речка Ветьма причудливо петляет среди зелёных полей, среди лугов, искрящимся под нежным утренним солнцем.
5)   Улицы имеют названия, дома – номера, но вся беда в том, что местное население не знают названия улиц, поэтому нам долго пришлось блуждать в поисках нужного дома.
6)   По разработанной в НИИ технологии возможна модификация как новых, так и отработавших свой срок катализаторов.
7)   У сортов вереска диапазон окраски цветков изменяется от светло-розового через все оттенки сиреневого, лилового, малинового до тёмно-пурпурного и свекольно-коричневого.
8)   Оказавшись в одиночестве, я подумал то, что это плохое предзнаменование.
9)   Он ценил мемуары Зинаиды Гиппиус «Живые лица», считая их «более человечными», чем воспоминания Ходасевича.

Задание 9 18823

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)   словосоч..тание, вр..дитель, бл..стеть
2)   п..риодический, з..мляной, губ..рнатор
3)   пров..нциальный, объед..нение, прив..дение (доказательства)
4)   к..саться, ст..рожил (дом), к..нсьерж
5)   препод..ватель, ак..демический, ур..внять (в правах)

Задание 10 18824

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)   пр..шелец, пр..морский, пр..украсил
2)   д..спропорция, д..монтажный, пр..ддверие (праздника)
3)   без..сходность, меж..нститутский, двух..мённый
4)   ра..торгнутый (договор), не..гибаемость, и..тратить (ресурсы)
5)   пред..явленное (обвинение), суб..ективность, в..юга

Задание 11 18825

 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)   лед..ной (покров), почу..ть
2)   мешоч..к, бессмысл..ца
3)   ноздр..ватый, плесн..веть
4)   затм..вающий, сосуд..стый
5)   заважнич..ли, ступенч..тый

Задание 12 18826

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)   (он) тревож..тся, бре..шься
2)   дремл..щий, (они) стел..тся
3)   (собаки) ла..т, неприемл..щий
4)   (капли) брызж..т, (они) ищ..т
5)   посе..шь, (овца) бле..т

Задание 13 18827

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.

1)   Трое городовых тщетно старались восстановить порядок, беспрестанно нарушаемый подъезжающими каретами, санками и экипажами, (НЕ)ИЗВЕСТНЫМИ в Курской губернии.
2)   Мы решили сесть на пароход (НЕ)КОГДА он идёт к Вязникам, а когда идёт от них.
3)   Дальнейшее рассуждение будет построено вокруг очень (НЕ)ОБЫЧНОЙ, но ключевой характеристики социального капитала.
4)   Чтобы швейцарский сыр (НЕ)СОХ, надо его держать в фаянсовой чаше, накрыв глубокой тарелкой.
5)   От беспомощности и горя он тяжело обидел жену, мать девочки: упрекнул, что та (НЕ)ДОСМОТРЕЛА за дитём.

Задание 14 18828

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО.

1)   А издание у них дома было ТО(ЖЕ) самое, точно в таком же (ТЁМНО)СИРЕНЕВОМ переплёте с золотым тиснением фамилии автора на обложке и на круглом корешке.
2)   Огромный дворец (НА)ПРОТЯЖЕНИИ веков не раз сгорал почти (ДО)ТЛА и отстраивался заново.
3)   До сих пор у нас ведут бесконечные и нудные споры о том, что реакционно и что прогрессивно, как БУД(ТО) не перевернулось всё в мире (В)ВЕРХ ногами.
4)   Тропа была узенькой, едва различимой, и, для того чтобы не проваливаться по колено в сугробы, им пришлось идти (ПО)ОДНОМУ, след (В)СЛЕД.
5)   Разумеется, он понимал, что я не откажусь от этой идеи, что ВСЁ(РАВНО) напишу статью, согласится он прийти (НА)ВСТРЕЧУ или нет.

Задание 15 18829

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Беспредельные степи немедле(1)о поглотили нашу машину, и, куда бы мы ни бросали взгляды, видели одно и то же: по-осе(2)ему печальные, пусты(3)ые поля, разброса(4)ые по всей степи фермы с золочё(5)ыми нежным солнечным светом силосными башнями и поредевшие серебря(6)ые кроны одиноких вязов.

Задание 16 18830

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)   Он снова увидел винтовую дубовую лестницу и медленно уходящую вниз фигурку Людмилы Ивановны.
2)   Человек может испытывать сочувствие не только к близкому другу или прохожему но и к персонажу книги.
3)   Под воротником голубой сатиновой рубашки красуется ярко-розовый бант и это сочетание цветов придаёт удивительно глупый вид его безусому и безбровому лицу.
4)   На большом протяжении хвойный лес выгорел и нам пришлось пробираться через бесчисленные загородки упавших обгорелых деревьев.
5)   Сам город и примыкавшую к нему большую заросшую смешанным лесом территорию окружали по всему периметру контрольно-следовая полоса и высокий бетонный забор с тремя рядами колючей проволоки.

Задание 17 18831

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Простившись с совершенно не изменившимися за долгое время разлуки друзьями (1) я проехал три остановки сквозь подземный мир (2) светящийся и падающий во мрак (3) и вышел в мягкий сумрак ночи к Тибру (4) и его (5) проплывавшим по воде (6) огням.

Задание 18 18832

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

– Видишь (1) молодой человек (2) ты (3) может быть (4) не так наблюдателен, как я, и многое от тебя ускользает. Я строю мнение о человеке на основании таких микроскопических, незаметных чёрточек, которые вам при первом взгляде ничего не скажут… Иными словами (5) вам нужна лакмусовая бумажка для определения присутствия кислоты, а мне эта бумажка не нужна. Я (6) и так (7) миленький (8) всё вижу! – Это всё бездоказательно, – возразил я. – Докажите (9) на примере.

(По А.Т. Аверченко)

Задание 19 18833

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А память опять возвращает меня в прошлое (1) которого я не должен бы помнить (2) и (3) которого даже не было в отпущенном мне свитке времён (4) хотя я его помню (5) и знаю даже в деталях.

Задание 20 18834

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Если бы не существовало Вольфа (1) у меня могла бы быть утешительная иллюзия (2) что всё это только результат моей фантазии (3) и что (4) если бы это должно было произойти в действительности (5) я бы нашёл в себе достаточно душевной силы (6) чтобы удержаться от последнего и безвозвратного движения.

Задание 21 18835

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В пылу происходившей схватки между символистами и акмеистами центр тяжести был в противопоставлении «тумана и фантазий символистов» положительному и оптимистическому отношению акмеистов к искусству.

(2)Акмеисты, предводимые Н.С. Гумилёвым и С.М. Городецким, выступали против «заоблачной мистики» символистов и призывали вернуться к ясности и конкретности земных форм.

(3)Этот известный, но не решённый до сей поры спор заинтересовал меня в связи со словами Городецкого об Иннокентии Анненском.

(4)Как это странно, что никто из тогдашних корифеев символизма не заметил поэзии Анненского, который являлся одним из самых подлинных представителей этого движения! (5)Нужен был бурный натиск акмеистической молодёжи, для того чтобы обратить внимание на этого большого поэта. (6)Невнимание символистов к поэзии Анненского просто необъяснимо: так, много лет спустя после его смерти Зинаида Гиппиус не хотела признавать его: «Анненский?.. Что вы в нём находите?..» (7)В эмиграции Иннокентий Анненский до сих пор остаётся «поэтом для немногих», несмотря на ряд прекрасных статей о нём Г.В. Адамовича и В.Ф. Ходасевича. (8)Иннокентий Анненский, эллинист и знаток французской поэзии, по культуре стиха и по остроте ощущений природы слова был ближе к вершинам французского символизма. (9)Символизм же Валерия Брюсова многим кажется доморощенным и провинциальным, и даже Вячеслав Иванов в каком-то смысле представляется «варваром».

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

ЕГЭ: текст А.В. Рубанова

(1)Мужественный Тур Хейердал, викинг и национальный герой Норвегии, мне всегда нравился. (2)Его первое путешествие, на плоту «Кон-Тики» через весь Тихий океан (за сто дней – восемь тысяч километров), выглядело как изумительный подвиг, сродни полёту Гагарина.

(3)Мне – пацанчику из советской деревни, из 1978 года, внимательному созерцателю чёрно-белой телепрограммы «Клуб кинопутешествий» – всегда казалось, что отважный Тур совершил своё первое и самое славное деяние где-нибудь в шестидесятые годы, во времена рок-н-ролла и холодной войны.

(4)Теперь же, углубившись в источники, я с изумлением обнаружил, что экспедиция «Кон-Тики» была организована в 1947-м. (5)Подвиг блестящего норвежца тут же слегка померк. (6)Не полностью, но немножко утратил величественное сверкание. (7)В том году в России было тяжело жить. (8)А в Норвегии, видимо, полегче.

(9)Энтузиаст Тур Хейердал, находясь в возрасте Христа, собрал команду единомышленников, нашёл инвесторов, собственноручно соорудил плот из бальсовых брёвен в точности по рецепту древних мореходов и на этом плоту, под парусом, совершил самоубийственный вояж, сумев пересечь по течению весь Тихий океан с востока на запад. (10)Таким образом Хейердал доказал, что заселение многочисленных островов Тихого океана могло происходить с востока, со стороны Америк.

(11)По утверждению биографов, Хейердал даже не умел плавать, но это ему не помешало осуществить задуманное.

(12)Все три знаменитых путешествия Хейердала были единой, на три этапа поделённой попыткой доказать, что загадочные древние мореходы на кораблях, сделанных из дерева и тростника без единого гвоздя, обогнули всю планету, двигаясь по звёздам с востока на запад: из Междуречья, с территории Ирака, – в Персидский залив и далее вокруг Африки (экспедиция «Тигрис»), далее от берега Марокко – к Канарским островам и Барбадосу (экспедиция «Ра») и, наконец, от западного берега Перу – до островов Полинезии в Тихом океане (экспедиция «Кон-Тики»).

(13)Однако теория Хейердала была жестоко раскритикована академическими археологами и ныне считается ошибочной, если не сказать бредовой. (14)Доказано, что острова Тихого океана заселялись не народами, пришедшими с востока, а народами, пришедшими с запада.

(15)В наше время достаточно было провести тесты ДНК, чтобы точно установить: прародина полинезийцев и микронезийцев – не Перу, а, наоборот, китайский остров Тайвань.

(16)Впрочем, крах теории Хейердала ничуть не отменил всеобщей симпатии к личности гениального норвежца: правоту своих идей он всегда доказывал практикой, всё проверял на себе, ставя на кон собственную жизнь. (17)Метод установления истины путём подпаливания собственной шкуры и набивания шишек на собственной голове лично мне чрезвычайно дорог; увы, и он не гарантирует никого от ошибки.

(18)Именно Хейердал «открыл» для широкой публики остров Пасхи: в 1955 году он организовал отдельную солидную экспедицию и прожил здесь полгода. (19)Написал, помимо популярной книжки «Аку-Аку», несколько серьёзных монографий и установил, в частности, что три столетия назад остров населял не один народ, а два, внешне отличавшихся друг от друга. (20)Одно племя жило тут издревле, второе приплыло на лодках и нагло оккупировало часть острова; далее разразилась кровопролитная война, закончившаяся жестоким истреблением пришельцев, тела их сожгли; Хейердал раскопал могильники и добыл множество обугленных костей.

(21)Фантастическое, или инопланетное, происхождение каменных изваяний Хейердал также опроверг: под его руководством и за его счёт местные мужики вручную вырубили новодельного истукана, неотличимого от оригинальных, затем переволокли к берегу и поставили на попа. (22)Использовались только мускульная сила и брёвна-рычаги.

(23)Наука жестока и цинична. (24)Наука всегда готова уничтожить любую сладостную романтическую легенду в угоду примитивному механицизму.

(25)Я убеждён, что великий Тур всю жизнь прожил внутри этого противоречия: с одной стороны, человек хочет верить в непознаваемые загадки и неразгадываемые тайны, с другой – жаждет любую тайну разгадать, разоблачить, свести к примитиву, к унылой и неопровержимой математике.

(По А.В. Рубанову*)
* Андрей Викторович Рубанов (род. в 1969 г.) –

российский прозаик, кинодраматург, журналист.

Задание 22 18838

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)   Тур Хейердал совершил своё первое путешествие в шестидесятых годах ХХ века.
2)   Конструкция плота Хейердала была приближенна к конструкции судов предполагаемых древних мореплавателей.
3)   Теория Хейердала о заселении островов Атлантического океана опровергнута современной наукой.
4)   В жестокой войне на острове Пасхи более трёх столетий назад победу одержали туземцы.
5)   Один из истуканов на острове Пасхи был сделан под руководством Тура Хейердала.

Задание 23 18839

Какие из перечисленных утверждений  являются ошибочными?  Укажите номера ответов.

1)   Предложения 5 и 6 противопоставлены по содержанию.
2)   Предложение 10 содержит следствие того, о чём говорится в предложении 9.
3)   В предложениях 13–15 представлено повествование.
4)   В предложениях 16, 17 представлено рассуждение.
5)   В предложении 25 представлено описание.

Задание 24 18840

Из предложений 13–16 выпишите один фразеологизм

Задание 25 18841

Среди предложений 18–22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи наречия, синонимов и формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26 18842

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Размышляя о наследии великого норвежского путешественника, А.В. Рубанов использует такие тропы, как (А) _________ («сродни полёту Гагарина» в предложении 2) и (Б) _________ (в предложении 17), чтобы подчеркнуть значимость открытий Хейердала. А приёмы: (В) _________ (предложения 23, 24) и (Г) _________ (предложения 7, 8, 25) – помогают писателю углубить тему, сформулировать вопросы, не имеющие простого ответа».

Список терминов
1) анафора
2) ирония
3) парцелляция
4) гипербола
5) обращение
6) ряды однородных членов предложения
7) сравнение
8) вводные конструкции
9) антитеза

Источник: 
СтатГрад, Тренировочная работа 2, вариант 1
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.