ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 10

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Было в России, в русской жизни понятие «мнение общества».

Действовало мнение общества в деревенской жизни, где общество издревле определяло все важнейшие хозяйственные решения, да и не только хозяйственные, в обществе складывались суждения, оценки, требования к поведению односельчан. Общественное мнение в том или ином виде достаточно чётко существовало в научной среде, в купеческой, у дворянства. Общественное мнение вырабатывало свои требования к честности, порядочности, требовало соблюдения норм поведения, приличия, по-своему карало нарушителей. Кодекс чести действует в «Анне Карениной», это показал и Островский в своих пьесах. Справедливо или несправедливо – другой вопрос, <...> речь идёт о неписаных кодексах чести, приличия, которых обязан был придерживаться член общества.

Сословные общественные мнения, как мне кажется, поддерживали нравственные критерии. При всех своих предрассудках, недостатках они старались повысить моральные требования.

Замечательный физик Пётр Леонидович Капи́ца, как никто другой, понимал, например, значение общественного мнения в научной среде. Он понимал, как важно для этого создать здоровую передовую научную общественность. Именно общественность – как некую особую сферу, котёл, в котором выплавляется общественное мнение. Его знаменитые семинары-«капичники» практически способствовали созданию научной общественности. Он писал, что это труднее, чем постройка больших институтов: «Создание здоровой научной общественности включает в себя воспитание широких слоёв людей, связанных с научной работой».

(По Д.А. Гранину)

Задание 1 18980

Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот союз.

Задание 2 18981

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ОЦЕНКА. То же, что отметка: принятое в учебной системе цифровое обозначение степени усвоения учащимися знаний. О. по пятибалльной системе.
2) СРЕДА. ед. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей с. В нашей среде. С. заела кого-н. (о невозможности расти, развиваться, из-за неблагоприятного окружения; разг. и шутл.).
3) ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ. чего. Следовать чему-нибудь; иметь склонность к чему-нибудь. П. твёрдых убеждений. П. другого мнения.
4) ПОВЫСИТЬ. кого (что). Перевести на более высокую, более ответственную должность. П. по службе, в должности.
5) ЗНАЧЕНИЕ. Важность, роль, значительность. Придавать чему-нибудь большое з. Не имеет значения что-нибудь (не существенно, не важно).

Задание 3 18982

Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст написан в официально-деловом стиле; цель автора – дать инструкции, как нужно соблюдать кодекс чести.
2) В тексте используется книжная лексика (издревле, кодекс, институтов) и лексика высокого стиля (например, карать).
3) Эмоциональность художественного текста достигается использованием риторических восклицаний и обращений.
4) С помощью метафоры (котёл, в котором выплавляется общественное мнение) автор подчёркивает важность здоровой передовой научной общественности в формировании общественного мнения.
5) Последнее предложение текста содержит высказывание П.Л. Капи́цы, которое иллюстрирует тезис, сформулированный в предыдущем предложении.

Задание 4 19043

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) озлОбить
2) красивЕе
3) прибЫло
4) позвонИшь
5) тОрты

Задание 5 19113

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ОТБОРОЧНЫЙ тур чемпионата Европы по футболу прошёл в столице Великобритании – родине этого вида спорта.
Ответом может стать ПРАКТИЧНАЯ и взвешенная позиция по поводу этого конфликта.
В ПРОДУКТОВОЙ корзине жителя современного мегаполиса обязательно должны быть овощи и фрукты.
За годы пребывания в Италии композитор создал ряд оперных произведений, имевших у ПРИЗНАТЕЛЬНЫХ слушателей большой успех.
ПАМЯТЛИВЫЕ места нашего города привлекают местных жителей и туристов, так как являются частью истории нашей страны.

Задание 6 19210

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Как объяснить способность некоторых организмов заранее предчувствовать цунами, землетрясения, магнитные бури?

Задание 7 19280

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СОЖЖЁШЬ бумагу
килограмм ЯБЛОКОВ
в ТЫСЯЧА пятидесятом году
опытные РЕДАКТОРЫ
более МОЛОДОЙ

Задание 8 16107

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A)  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
B)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) В жизни каждого человека как бывают успехи, так и неудачи.
2) Осмотрев аппарат, стала ясна неполадок.
3) Мечта живописца Н.М. Ромадина о покое и гармонии воплощена в пейзаже «Сне Андерсена».
4) Те, кто увлекается дизайном одежды, оценит новую коллекцию модельера.
5) Благодаря усердия и усидчивости ученик справлялся с самыми трудными заданиями.
6) Слова, по мнению Платона, лишены исторического развития и являются результатом решения «законодателей», которые раз и навсегда определили как звучание, так и значение слов в языке.
7) Языковую норму, закрепляющую только один вариант употребления как правильный, называют обязательной.
8) Проанализировав факты, можно выдвинуть определённую гипотезу.
9) Лингвист А.А. Шахматов известен в науке как редактор «Словаря современного русского языка».

Задание 9 19781

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) с..тевой (шнур), зан..маться, нав..вать (воспоминания)
2) пос..деть (от горя), ул..тучиться, кр..дит
3) ол..цетворение, аб..туриент, разд..раемый (противоречиями)
4) соб..рёт, отр..хнуть, п..тнистый
5) преобр..зовать, ум..лять (значение), прил..скать (щенка)

Задание 10 20057

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пре..писать, по..кладка, о..бросить
2) бе..контрольный, ра..щедриться, и..пугать
3) пр..амурский, непр..глядный (поступок), пр..ступный (сговор)
4) от..гранный, без..скусный, контр..гра
5) с..ёмка, пред..юбилейный, вз..ерошенный

Задание 11 10800

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ноздр..ватый, ослаб..вать
2) застра..вать, завистл..вый
3) претерп..вая, вывеш..вать
4) кокетл..во, молод..нький
5) сладк..ватый, (сдвинуть) вправ..

Задание 12 20741

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) беспоко..щийся, (рабочие) стро..т
2) раскол..шь, стел..тся (туман)
3) муч..ться, шепч..шь
4) ненавид..шь, подстрел..нный (хищник)
5) (стенд) верт..тся, (он) стара..тся

Задание 13 21294

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) (НЕ) ШИРОКАЯ, но быстрая река омывала берега острова.
2) За давно (НЕ) КРАШЕННЫМ забором заброшенной усадьбы виднелась сторожка.
3) Первой на глаза мальчику попалась вовсе (НЕ) СТАРИННАЯ, а вполне современная золотая брошь, украшенная изумрудами.
4) (НЕ) РАЗОБРАВШИСЬ в условиях задачи, я потерял к ней интерес.
5) К вечеру дел оказалось (НЕ) ВПРОВОРОТ.

Задание 14 20781

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО.

1) Новые модели (В)ТЕЧЕНИЕ декабря экспонировались в столице, а в январе выставка отправится (ЗА)ГРАНИЦУ.
2) (ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.
3) Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.
4) (В)ПОСЛЕДСТВИИ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В.М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России.
5) С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.

Задание 15 20884

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

У людей, оторва(1)ых от родных мест, было такое чувство, что они давно расстались с домом и неизвестно, когда снова увидят рубле(2)ые, давно не краше(3)ые домишки, аккуратно расставле(4)ые по обеим сторонам широкой улицы.

Задание 16 20944

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Спокойно и весьма тактично он опровергал доводы главного архитектора и коллег-проектировщиков.
2) Святое и великое рождается и живёт в тишине и тайне.
3) На маленькой лодочке мы уплывали либо на другой берег реки либо на остров невдалеке от города.
4) Из бездны времён дошли до нас радость и страдания людские любовь и смех слёзы и гнев.
5) Психологически точный портрет не понравился княгине Орловой и поэтому довольно ординарному живописцу Н.К. Бондаревскому был заказан новый портрет.

Задание 17 21054

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Шиповник стоял (1) повернувшись большими цветами (2) к солнцу (3) нарядный (4) совершенно праздничный (5) покрытый множеством острых бутонов.

Задание 18 21169

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В жаркий летний день листья на деревьях (1) будто (2) сквозят изумрудами. Каждый листочек (3) кажется (4) состоит из множества прожилок.

Задание 19 21252

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Соседство с комнатами несчастной королевы (1) судьба (2) которой (3) воспламеняла воображение гениальнейших поэтов (4) нередко заставляло Дашкову думать о бренности земного величия.

Задание 20 21343

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти ещё несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.

Задание 21 21493

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Юго-восточную часть Западно-Сибирской низменности занимает Алтайский край. (2)У северо-западных границ Алтайского края лежит самая низкая часть Алтая  Кулундинская впадина. (3)Ни холмов, ни оврагов  никаких неровностей рельефа здесь нет  только сотни километров плоской, как стол, земли с разбросанными повсюду озёрами. (4)На запад степь тянется до долины реки Иртыша; на востоке, повышаясь, переходит в террасы Приобского плато, прорезанные ложбинами древнего стока. (5)Степной пейзаж сменяется более разнообразным лесостепным: на плоских террасах-водоразделах степные участки чередуются с колками  небольшими берёзовыми рощами. (6)А по прорезающим плато ложбинам вытянулись тёмно-зелёные полосы уникальных ленточных боров. (7)Приобское плато, на востоке ограниченное долиной Оби, на юге переходит в Предалтайскую равнину.

Задание 22 21503

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Молодым – везде у нас дорога, старикам – везде у нас почет.
    (В. Лебедев-Кумач)
Б) Разве весело слышать дурное мнение о себе?
    (Н. Гоголь)
В) Ниже тоненькой былиночки
    Надо голову клонить…
    (Н. Некрасов)
Г) Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас.
    (А. Чехов)
Д) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.
    (Ф. Тютчев)

1) сравнение
2) риторическое обращение
3) эпифора
4) гипербола
5) риторический вопрос
6) метафора
7) синтаксический параллелизм
8) литота
9) парцелляция

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Трифонова Ю. В. 

(1)Над письменным столом висит фотография отца: он без шапки, седоватые волосы вьются буйно и молодо над широким лбом, а глаза чуть прищурены, улыбаются насмешливо и проницательно, всё видя, всё понимая… (2)Глаза у отца были тёмно синие, а на фотографии они совсем чёрные, южные, очень живые.

(3)Старые знакомые часто говорят матери:
− Дима стал очень похож на отца.
(4)Вылитый Пётр Андреевич!

(5)Вадиму приятно это слышать: ему хочется быть похожим на отца. (6)А Вера Фадеевна, улыбаясь грустно и сдержанно, отвечает:
− Да, много общего есть…

(7)Отец погиб в начале войны, в декабре сорок первого года. (8)Это была его третья война, хотя профессия у отца была самая мирная − учитель. (9)Последние пятнадцать лет он работал директором школы. (10)И‚ когда отец вместе с другими ополченцами уезжал на фронт − это было в июле, на Белорусском вокзале, − провожать его пришло много учителей и школьной молодёжи. (11)Они стояли вокруг отца шумной, тесной толпой, говорили, перебивая друг друга, тёплые прощальные слова, а завуч, седенькая старушка в очках, даже всплакнула, и отцу пришлось утешать её.

(12)Сам он был спокоен, говорил шутливо:
− Я же с немцами третий раз встречаюсь.
(13)Третий раз не страшно…

(14)Вадиму непривычно и странно было видеть отца в тяжёлых солдатских сапогах, со скаткой шинели на плече, в пилотке. (15)Прощаясь с Вадимом, отец сказал:
− Главное − крепко верить, сынок.
(16)Это самое главное в жизни. (17)Крепко верить − значит наполовину победить. − (18)И, сильно, по-мужски, сжав руку Вадима, добавил вполголоса: − Мать береги! (19)Ты, брат, глава семьи теперь, опора…

(20)Когда возвращались с вокзала, Вадим первый раз взял маму под руку. (21)Всю дорогу молчал. (22)Он думал о словах отца: «Ты теперь глава семьи, опора». (23)Значит, он уже не мальчик, а глава семьи, отец поручил ему беречь мать. (24)Отец и раньше, уезжая в командировку, говорил Вадиму нарочито громким и строгим голосом: «Смотри − маму береги!» (25)Сегодня он это же сказал тихо и назвал маму необычно сурово − мать… (26)Да, теперь начнётся для Вадима новая жизнь, полная забот и ответственности. (27)И Вадим раздумывал: когда же и с чего именно начинать ему эту новую жизнь?

(28)А на следующей неделе «глава семьи» тайком от семьи пошёл в военкомат и попросился на фронт. (29)Ему отказали, так как у него ещё не было паспорта, никто не поверил его словам, что ему уже семнадцать лет. (30)Об этой неудачной попытке он не сказал никому.

(31)Наступил сентябрь. (32)Вадим должен был бы заканчивать в этом году десятый класс. (33)Но занятий всё не было. (34)Он поступил в молодёжную пожарную команду и два месяца трудился: ночью стоял на дежурстве, тушил зажигалки, ловил ракетчиков, а днём работал вместе со всей командой на дровяном складе, на разных вокзалах, чаще всего на речном − разгружал баржи с боеприпасами. (35)Спать приходилось мало.

(36)Стоя осенней ночью у чердачного окна в каком-нибудь доме на Полянке или на Коровьем валу, глядя на вспышки зениток в небе и мгновенно возникающие розовые нити трассирующих пуль, Вадим проникался новым ощущением: он был уже опорой не только семьи, но и всей своей улицы, всего района, десятков, сотен семей, невидимо спящих или бодрствующих в кромешном мраке затемнённого города. (37)Он отвечал за жизни тысяч людей, за целость их домов. (38)Позже, на фронте, это чувство ответственности ещё больше укрепилось в нём, и уже не улица, не город, а вся страна, казалось ему, стояла за его спиной, и он был её опорой и отвечал за её судьбу.

(39)Вадим попал на фронт в тот великий год, когда сокрушительные удары отбрасывали врага всё дальше на запад. (40)Вадим участвовал в разгроме гитлеровцев под Корсунью и в августовском наступлении под Яссами. (41)Стремительный марш на Бухарест и потом через Трансильванские Альпы в Венгрию, битва за Будапешт и кровопролитные бои у озера Балатон, взятие Вены и освобождение Праги − вот путь, который прошёл Вадим со своим танком по Европе.

(42)После победы над Германией танковый полк, в котором служил Вадим, перебросили на Дальний Восток. (43)Началась война с Японией − труднейший марш через безводную, сожжённую солнцем пустыню и Хинганские горы, бои с самурайскими бандами в Маньчжурии и, наконец, Порт-Артур. (44)На краю материка, в городе русской славы, завершила Советская Армия победоносный путь.

(45)Два военных года закалили Вадима, научили его разбираться в людях, научили смелости − быть сильнее своего страха. (46)Они показали ему, на что способен он, Вадим Белов. (47)На войне он научился многому из того, что было необходимо не только для войны, но и просто для жизни. (48)На войне он увидел свой народ, узнал его стремления и характер и понял, что это его собственный характер, собственные стремления.

(По Ю. В. Трифонову*)
*Юрий Валентинович Трифонов (1925—1981)  —
русский советский писатель.

Задание 23 21624

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Отец Вадима Белова‚ учитель и директор школы‚ погиб на фронте в 1941 году.
2)  Вадим просился на фронт‚ но ему отказали и отправили в пожарную команду‚ где Вадим отслужил более двух лет.
3)  Думая о словах отца, сказанных на прощание, Вадим размышлял, с чего ему нужно начать новую жизнь.
4)  Пехотный полк, в котором служил Вадим, при взятии и освобождении городов проходил маршем по их главным улицам.
5)  Вадим Белов участвовал в боевых действиях по освобождению Европы и Дальнего Востока.

Задание 24 21625

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 1,2 содержится описание.
2)  В предложении 11 содержится описание действий.
3)  В предложениях 20,21 представлено рассуждение.
4)  Предложение 37 поясняет содержание предложения 36.
5)  В предложениях 45-47 представлено повествование.

Задание 25 21626

Из предложений 31-35 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Задание 26 21627

Среди предложений 3-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ