ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 11

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Взаимодействие человека с природой, с ландшафтом не всегда длится столетиями и тысячелетиями и не всегда носит «природно-бессознательный» характер. След в природе остаётся не только от сельского труда человека, и труд его не только формируется природой: иногда человек сознательно стремится преобразовать окружающий его ландшафт, сооружая сады и парки. Сады и парки создают своего рода «идеальное» взаимодействие человека и природы, «идеальное» для каждого этапа человеческой истории, для каждого творца садово-паркового произведения.

И здесь мне бы хотелось сказать несколько слов об искусстве садов и парков, <…> не всегда до конца понималось в своей основе его истолкователями, специалистами (теоретиками и практиками садоводства).

Садово-парковое искусство –– наиболее захватывающее и наиболее воздействующее на человека из всех искусств. Такое утверждение кажется на первый взгляд странным.

С ним как будто бы трудно согласиться. Почему, в самом деле, садово-парковое искусство должно быть более действенным, чем поэзия, литература в целом, философия, театр, живопись и т.д.? Но вдумайтесь беспристрастно и вспомните собственные впечатления от посещения наиболее дорогих нам всем исторических парков, пусть даже и запущенных.

(Д.С. Лихачёв)

Задание 1 18984

Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это местоимение.

Задание 2 18985

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) НОСИТЬ. Иметь, заключать в себе, характеризоваться чем-н. Спор носит бурный характер.
2) ТРУД. Результат деятельности, работы, произведение. Труд всей жизни. 
3) ЭТАП. Место, пункт для остановки на пути передвижения (группы каких-нибудь лиц). Арестантский этап.
4) ВЗГЛЯД. Выражение глаз. Суровый взгляд.
5) ДОРОГОЙ. Такой, которым дорожат. Ваш совет мне дорог.

Задание 3 18986

Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст написан языком художественной литературы, поскольку основной задачей автора является эстетическое воздействие на читателя при помощи создания художественных образов.
2) Автор рассуждает об идеальном взаимодействии человека и природы посредством создания садов и парков.
3) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используется тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (природа, ландшафт, садово-парковое искусство).
4) Формы условного и повелительного наклонений глаголов помогают автору привлечь внимание адресата.
5) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов, вводная конструкция, риторический вопрос.

Задание 4 19044

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) газопрОвод
2) Оптовый
3) позвонИшь
4) прИбыв
5) слИвовый

Задание 5 19114

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Без меди клетки кожи не могут образовывать специальное КРАСЯЩЕЕ вещество – меланин.
По небу плыли низкие ДОЖДЕВЫЕ облака, сквозь которые не было видно солнца.
ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ тон в общении с клиентами обеспечивает нашей компании хорошую репутацию.
Опытного журналиста назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.
СКРЫТЫЙ человек избегает откровенности, малообщителен, другим ничего не рассказывает о себе, прячет от всех свои чувства, помыслы, настроения.

Задание 6 19211

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Одержать первенство на соревнованиях нашим спортсменам помогли ежедневные тренировки.

Задание 7 19281

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд
ПРИЕЗЖАЙТЕ завтра
пачка МАКАРОН
в ДВУХТЫСЯЧНОМ году
без ЗНАМЯ полка

Задание 8 10765

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
B) нарушение видо-временно́й соотнесённости глагольных форм
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Изготовляемый из растительных волокон или тряпичной массы материал для письма и печатания называют бумагой.
2) Русские поэты XIX и XX веков знали и пользовались народной символикой в своих произведениях.
3) Ядро передвижников составили четырнадцать художников, не пожелавших оставаться в стенах Академии художеств.
4) Чацкий бросил вызов обществу дворян-крепостников, ни во что не ставящим достоинство человека.
5) Лентой извиваясь среди полей и лугов, длина реки составляла сотни километров.
6) Всех, кто бывал на Бородинском поле, восхищает памятник защитникам России.
7) Вечерняя заря догорит, и в воздухе чувствовалось дыхание сырости.
8) Д.И. Писарев утверждал, что в личности Базарова сгруппированы такие свойства, которые «мелкими долями рассыпаны в массах».
9) Р. Декарт утверждал, что «я мыслю, следовательно, я существую».

Задание 9 19782

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) акад..мический, губ..рнатор, тр..нажёр
2) удл..нить, выб..рать, с..стематизировать
3) просв..щение, бл..стящий, прим..рять (платье)
4) разр..статься, в..рошить, мех..нический
5) нащ..пать (травы), зап..рать (на замок), скр..пить (листы)

Задание 10 20059

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) на..пиливать, о..бросить, по..задорить
2) и..порченный, бе..перспективный, ра..шевелить
3) пр..образование, пр..мудрый, пр..обладать
4) небез..звестный, от..скать, сверх..зысканный
5) раз..ехались, вороб..иный, увеч..е

Задание 11 20162

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) подразум..вая, налаж..вать
2) алюмини..вый, затм..вать
3) раскра..вать, болот..стая (местность)
4) милост..вый, (улицы) обезлюд..ли
5) гру́ш..вый (сок), берест..ной

Задание 12 20742

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) зате..шь, получ..нный
2) стон..шь, расслаб..вшийся
3) суме..шь, засе..нный
4) брод..шь, муч..мый
5) неотъемл..мая (часть), стел..тся (скатерть)

Задание 13 21298

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) (НЕ) ВЫСОКИЕ, но крутые горы обступали озеро со всех сторон.
2) Архитектор осознавал, что ему предстоит работать с людьми, (НЕ) РАЗБИРАЮЩИМИСЯ в архитектуре.
3) В беседе лишнего слова (НЕ) СКАЗАНО. 
4) Лес (НЕ) КАЗАЛСЯ притихшим.
5) Крупные зубья пилы, ёрзая взад-вперёд, с каждым разом захватывают (НЕ) ПРИМЕТНЫЙ на первый взгляд кусочек древесины.

Задание 14 20782

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.

1) (В)ТЕЧЕНИЕ часа разговор не смолкал: говорили в основном (НА)СЧЁТ предстоящего путешествия.
2) Пруд в парке, затянутый (ТЁМНО)ЗЕЛЁНОЙ ряской, стоял БУД(ТО) громадное чёрное зеркало.
3) (В)ПРОЧЕМ, только неожиданный снегопад может заставить пернатых лететь дальше, (НЕ)ВЗИРАЯ на ветер и стужу.
4) С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.
5) Деревья ТО(ЖЕ) болеют, (ПО)ЭТОМУ за ними необходим хороший уход.

Задание 15 20885

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На столе всё такое знакомое: старенькая тка(1)ая скатерть, деревя(2)ые блюда с криво выжже(3)ыми на них какими-то надписями, тусклые оловя(4)ые ложки.

Задание 16 20945

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Главного наездника конюшни одинаково уважали и боялись лошади и люди.
2) В походах надо учитывать как возможности людей так и силы вьючных животных.
3) Изумруд сделал ещё полкруга полной рысью и через ворота въехал во двор.
4) В городе я с любопытством рассматривал и людей и разные затейливые вывески.
5) В ранних повестях Н.В. Гоголя сказочное всё больше преобразуется в фантастичное и фантастичное создаёт особое художественное пространство.

Задание 17 21055

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

Задание 18 21170

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Моя мать рассказывала, что (1) по преданию (2) в старину красавицы умывались первым снегом и потому (3) конечно (4) долго сохраняли свою красоту.

Задание 19 5391

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чеховские записи к исследованию «Врачебное дело в России» (1) работа над которым (2) началась в 1884 году (3) были опубликованы только после смерти писателя.

Задание 20 21344

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Антон и Изюмка очень ждали праздника (1) так что (2) когда кончились занятия (3) и звонок прозвенел в последний раз (4) Елена Петровна (5) и Зина пошли за ёлкой.
(По Л.Ф. Воронковой)

Задание 21 21494

Найдите все предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Владимир Андреевич Фаворский – талантливый книжный иллюстратор. (2)Художник проиллюстрировал много литературных произведений, среди которых сочинения Пушкина, Шекспира, Данте, Гоголя. (3)Фаворский относился к иллюстрациям как учёный: он учитывал историю и культуру эпохи. (4)Так, оформление «Слова о полку Игореве» навеяно древнерусскими книгами: художником использованы буквицы и орнамент из древнерусских рукописных текстов. (5)А в рисунках к «Маленьким трагедиям» Пушкина герои застывают в театральных позах и олицетворяют собой главные чувства: страх, гнев, скорбь. (6)Фаворский деятельно участвовал в судьбе Родины: с 1914 по 1917 год художник сражался на фронтах Первой мировой войны, за храбрость был произведён в офицеры и награждён Георгиевским крестом, высшим военным орденом. (7)Художник вёл преподавательскую работу, читая лекции студентам и проводя консультации.

Задание 22 21504

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и могучая,
    Ты и бессильная,
    Матушка-Русь.
    (Н. Некрасов)
Б) Только слышно на улице где-то
    Одинокая бродит гармонь.
    (М. Исаковский)
В) Трагедия? Нет, фарс!
Г) О! Как легко! Как грудь свободно дышит!
    (А. Майков)
Д) Чуть слышно, бесшумно
    Шуршат камыши.
    (К. Бальмонт)

1) вопросно-ответная форма изложения
2) метонимия
3) эпифора
4) анафора
5) эпитет
6) риторическое восклицание
7) литота
8) аллитерация
9) градация

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Вересаева В. В. 

«(1)Зачем я от времени зависеть буду? (2)Пускай же лучше оно зависит от меня». (3)Мне часто вспоминаются эти гордые слова Базарова. (4)Вот были люди! (5)Как они верили в себя! (6)А я, кажется, настоящим образом в одно только и верю  — это именно в неодолимую силу времени. «(7)Зачем я от времени зависеть буду?» (8)Зачем? (9)Оно не отвечает; оно незаметно захватывает тебя и ведёт, куда хочет; хорошо, если твой путь лежит туда же, а если нет? (10)Сознавай тогда, что ты идёшь не по своей воле, протестуй всем своим существом,  — оно всё-таки делает по-своему. (11)Я в таком положении и находился. (12)Время тяжёлое, глухое и сумрачное со всех сторон охватывало меня, и я со страхом видел, что оно посягает на самое для меня дорогое, посягает на моё миросозерцание, на всю мою душевную жизнь… (13)Гартман говорит, что «убеждения наши  — плод бессознательного, а умом мы к ним лишь подыскиваем более или менее подходящие основания»; я чувствовал, что там где-то, в этом неуловимом бессознательном, шла тайная, предательская, неведомая мне работа и что в один прекрасный день я вдруг окажусь во власти этого бессознательного. (14)Мысль эта наполняла меня ужасом: я слишком ясно видел, что правда, жизнь  — всё в моём миросозерцании, что, если я его потеряю, я потеряю всё.

(15)То, что происходило кругом, лишь укрепляло меня в убеждении, что страх мой ненапрасен, что сила времени  — сила страшная и не по плечу человеку. (16)Каким чудом могло случиться, что в такой короткий срок всё так изменилось? (17)Самые светлые имена вдруг потускнели, на смену старому поколению явилось новое, и не верилось: неужели эти  — всего только младшие братья вчерашних?

(18)В литературе медленно, но непрерывно шло общее заворачивание фронта, и шло вовсе не во имя каких-либо новых начал,  — о нет! (19)Дело было очень ясно: это было лишь ренегатство*  — ренегатство общее, массовое и, что всего ужаснее, бессознательное. (20)Литература тщательно оплёвывала в прошлом всё светлое и сильное, но оплёвывала наивно, сама того не замечая, воображая, что поддерживает какие-то «заветы»; прежнее чистое знамя в её руках давно уже обратилось в грязную тряпку, а она с гордостью несла эту опозоренную ею святыню и звала к ней читателя; с мёртвым сердцем, без огня и без веры, говорила она что-то, чему никто не верил…

(21)Я с пристальным вниманием следил за всеми этими переменами; обидно становилось за человека, так покорно и бессознательно идущего туда, куда его гонит время. (22)Но при этом я не мог не видеть и всей чудовищной уродливости моего собственного положения: отчаянно стараясь стать выше времени (как будто это возможно!), недоверчиво встречая всякое новое веяние, я обрекал себя на мёртвую неподвижность; мне грозила опасность обратиться в совершенно «обессмысленную щепку» когда-то «победоносного корабля». (23)Я путался всё больше в этом безвыходном противоречии, заглушая в душе горькое презрение к себе.

(24)Я не бичую себя, потому что тогда непременно начнёшь лгать и преувеличивать; но в этом-то нужно сознаться,  — что такое настроение мало способствует уважению к себе. (25)Заглянешь в душу,  — так там холодно и темно, так гадко-жалок этот бессильный страх перед окружающим!

(26)И кажется тебе, что никто никогда не переживал ничего подобного, что ты какой-то странный урод, выброшенный на свет теперешним странным, неопределённым временем… (27)Тяжело жить так. (28)Меня спасала только работа; а работы мне, как земскому врачу, было много, особенно в последний год,  — работы тяжёлой и ответственной. (29)Этого мне и нужно было; всем существом отдаться делу, совершенно забывая свои страхи,  — вот была моя цель, смысл жизни.

(По В. В. Вересаеву*)
* Викентий Викентьевич Вересаев (1867—1945)  —
русский и советский писатель, переводчик, литературовед.

Задание 23 21629

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Люди не зависят от времени; они сами определяют то время, эпоху, в которые живут.
2)  Чтобы преодолеть страх перед течением времени, изменениями, которое оно несёт, надо увлечённо работать.
3)  Сила времени неодолима, эта сила страшная, неподвластная человеку.
4)  Иногда у людей возникает страх перед изменениями, которые происходят в окружающей жизни, желание отстраниться от новых веяний, что рождает ощущение ненужности.
5)  Литература во все времена поддерживала традиции, определяла нравственные идеалы.

Задание 24 21630

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 1,2 содержится рассуждение.
2)  Предложение 12 поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в предложении 11.
3)  В предложении 13 представлено повествование.
4)  Предложения 17 и 16 противопоставлены по содержанию.
5)  В предложении 25 содержится оценочное суждение.

Задание 25 21631

Из предложений 15-17 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Задание 26 21632

Среди предложений 24-29 найдите такое⁠(-ие), которое⁠(-ые) связано⁠(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения, форм слова и синонимов. Напишите номер⁠(а) этого⁠(-их) предложения⁠(-ий).

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ