ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 14

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Кумиры нам нужны как эталоны, на которые хочется равняться, которым хочется подражать. Я не говорю здесь об имеющих место фактах создания и насаждения ложных кумиров, олицетворяющих пошлость и низкопробность. Я говорю о кумирах, которые основывают <...> деятельность (творческую, общественную) на вечных ценностях культуры, нравственности, уважения к человеку, даже если они олицетворяют новые веяния и тенденции в своей сфере. Именно за это мы их возносим на пьедестал.

Но наша беда в том, что, возвышая кумира над собой, мы нередко именно этого ему не прощаем. А не имея возможности возвыситься до него, стремимся уподобить его имидж нашему, придумываем небылицы о его жизни и творческой судьбе, дабы подтвердить свою с ними похожесть. Утрируя проявление каких-либо слабостей кумиров, мы забываем простую истину о том, что их недостатки есть неотъемлемый элемент того, что составляет суть их личности и таланта, вознёсших их на вершину известности, славы.

И к названным нюансам отношений с кумиром нелишне добавить ещё один аспект – это стремление после его ухода, когда он уже не может опровергнуть тот или иной факт, случай, сплетню, причислить себя к его друзьям, а то и покровителям. Стоит вспомнить о том, сколько «подлинных» друзей нашлось после смерти В. Высоцкого.

(По Л.Г. Матрос)

Задание 1 19015

Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.

Задание 2 19016

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) РАВНЯТЬСЯ. Становиться по прямой линии в строю.
2) КУЛЬТУРА, -ы, ж. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков.
3) ЧЕЛОВЕК. Личность как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств. Быть настоящим человеком.
4) СФЕРА. Поверхность и внутреннее пространство шара
5) ДОБАВИТЬ. Дать, вложить ещё, дополнительно.

Задание 3 19017

Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Тезис, сформулированный в первом предложении первого абзаца, уточняется последующими предложениями этого абзаца.
2) Принадлежность текста научному стилю подтверждается использованием местоимения «мы» вместо местоимения «я» («именно за это мы их возносим на пьедестал», «мы нередко именно этого ему не прощаем»), вместо двусоставных конструкций –– односоставных безличных («нелишне добавить ещё один аспект»; «стоит вспомнить о том, сколько...»).
3) Наряду со стилистически нейтральной лексикой в тексте встречаются слова, свойственные книжным стилям (веяния, дабы, утрируя, вознёсших, нюансам).
4) Основная синтаксическая особенность текста заключается в использовании простых неосложнённых предложений (Именно за это мы их возносим на пьедестал), что характерно для разговорного стиля речи.
5) Способ развития мысли в последнем абзаце текста –– детализация: последнее предложение иллюстрирует содержание предыдущего.

Задание 4 19047

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) взЯлась
2) нажившИй
3) вернА
4) жилОсь
5) отрОчество

Задание 5 19117

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Родители предложили ОДЕТЬ на рюкзаки школьников светоотражатели.
Умение быстро и рационально читать –– одно из условий ЭФФЕКТИВНОГО письменного общения.
Это люди БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЕ: они не привыкли отвечать за свои поступки.
Со временем Ширяев стал ПРИЗНАННЫМ специалистом в когда-то новой для него области научных исследований.
Ирина росла застенчивой и СКРЫТНОЙ девочкой.

Задание 6 19214

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Поднявшись на вершину горы, альпинисты остановились: глубокая бездна открылась перед ними.

Задание 7 4990

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
нет ТУФЕЛЬ
по ОБОИМ сторонам
звучит не менее ГРОМКО
опытные ТРЕНЕРЫ

Задание 8 19325

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) нарушение видо-временно́й соотнесённости глагольных форм

1) Чацкий бросил вызов обществу дворян-крепостников, ни во что не ставящим достоинство человека.
2) Всех, кто бывал на Бородинском поле, восхищает памятник защитникам России.
3) Изготовляемый из растительных волокон или тряпичной массы материал для письма и печатания называют бумагой.
4) Русские поэты XIX и XX веков знали и пользовались народной символикой в своих произведениях.
5) Вечерняя заря догорала, и в воздухе чувствуется дыхание сырости.
6) Лентой извиваясь среди полей и лугов, длина реки составляла сотни километров.
7) Красиво и ловко сидящие на Лизавете платья сразу привлекали внимание окружающих.
8) Р. Декарт утверждал, что «я мыслю, следовательно, я существую».
9) Д.И. Писарев утверждал, что в личности Базарова сгруппированы такие свойства, которые «мелкими долями рассыпаны в массах».

Задание 9 19793

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) р..сток, пол..житься, тор..пливый
2) укр..щать, целл..фановый, отт..ргать
3) обл..гать (налогом), опл..тить, заг..релый
4) ш..лестеть, пон..мание, (ранняя) с..дина
5) р..скошный, те..ретический, пл..вец

Задание 10 20068

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..нарядиться, пр..школьный, пр..шелец
2) бе..помощный, ни..провержение, ра..чёт
3) воз..меть, сверх..зысканно, пред..юньский
4) о..благодарить, на..почечники, по..тапливать
5) с..ёжиться, под..язычный, об..ездной

Задание 11 20170

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) подразум..вая, налаж..вать
2) алюмини..вый, затм..вать
3) раскра..вать, болот..стая (местность)
4) милост..вый, (улицы) обезлюд..ли
5) яблон..вый, земл..ные (работы)

Задание 12 20745

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) искупа..шь, (мы) раздел..м
2) ка..щийся (грешник), (они) переспор..т
3) воспринима..мый, накол..м
4) разбавл..нный, (он) маш..т
5) (они) запиш..т, курлыч..щие

Задание 13 21301

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) В этом городе редко встретишь праздного, ничем (НЕ) ЗАНЯТОГО человека.
2) (НЕ) ВЫСОКОЕ облачное небо виднелось над горами.
3) Застройка Санкт-Петербурга с его бурыми железными крышами вовсе (НЕ) РАССЧИТАНА на то, чтобы её рассматривали сверху.
4) Бывают, как нам часто кажется, ничего (НЕ) ЗНАЧАЩИЕ встречи с людьми, но общение с ними может стать началом долгой дружбы.
5) Крупные зубья пилы, ёрзая взад-вперёд, с каждым разом захватывают (НЕ) ПРИМЕТНЫЙ на первый взгляд кусочек древесины.

Задание 14 20787

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС.

1) Плавать по этой реке ВСЁ(ТАКИ) опасно (В)СЛЕДСТВИЕ быстроты течения.
2) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всех студенческих лет Н.А. Панин-Коломенкин катался на замёрзших прудах города, а (ЗА)ТЕМ перебрался на каток Юсуповского сада.
3) ЧТО(ТО) происходило не только со мной, но и со всей природой: солнце не (ПО)ОСЕНЕМУ парило, воздух наэлектризовался и искрил от любого колыхания жаркого ветерка.
4) (ОТ)ЧЕГО ты так долго не приходил, ЧТО(БЫ) сообщить эту радостную новость?
5) Робко и не надеясь, что КТО(ТО) захочет принять незваных гостей, мы постучали в дверь, но хозяева нас приняли (ПО)СВОЙСКИ.

Задание 15 20888

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Образ «машины времени», восходящий к одноимё(1)ому роману Г. Уэллса, не был случайным для В.В. Маяковского: его утопии, посвящё(2)ые веку машин, были связа(3)ы с надеждами на развитие технического прогресса.

Задание 16 20948

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Представленные на выставке работы в той или иной степени отражают все основные тенденции современного прикладного искусства.
2) Со двора раздались громкие встревоженные голоса и сразу же послышался детский плач.
3) В весеннем воздухе легкая паутина трепещет и сплетается и создаёт замысловатые узоры.
4) Теперь уже по обе стороны просёлочной дороги были видны как покосившиеся заборы так и невспаханные огороды.
5) Для праздничной иллюминации обычно используют или электрические гирлянды или фонари.

Задание 17 21058

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Солнце (1) тысячекратно отражённое (2) рябью моря (3) гармонично сливаясь в единое целое (4) было наполнено невероятным блеском.

Задание 18 21173

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Как кажется на первый взгляд (1) термины (2) будто (3) ничем не отличаются от обычных слов: они имеют определённое значение и грамматические категории, а изменяются и употребляются, как все слова. Однако (4) термины, в отличие от других слов, обозначают научные понятия и используются в специальных областях знания.

Задание 19 21255

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

О нашей угловой комнате, носившей название чайной (1) хотя (2) в ней не пили чая (3) я даже сейчас вспоминаю так же (4) как вспоминают о живом человеке (5) с которым (6) связаны дорогие воспоминания.

Задание 20 21347

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Охотники говорят (1) что (2) если зверей во время охоты гонят (3) то они бегут по кругу и возвращаются на то же самое место (4) откуда началась погоня.

Задание 21 21497

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Дымковская игрушка – самый известный глиняный промысел России. (2)Она отличается предельно ясной пластической формой, обобщённостью силуэта и яркой орнаментальной росписью по белому фону. (3)В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. (4)Почти все эти поделки – свистульки, празднично расписанные по белой глине разнообразными узорами. (5)Игрушки эти очень простые. (6)В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. (7)Животные: корова, баран, козёл – очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. (8)Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна: на белом фоне заметно выделяются малиновый, синий, зелёный, жёлтый и оранжевый цвета.

Задание 22 21507

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Ох! Лето красное! любил бы я тебя,
    Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи...
    (А.С. Пушкин)
Б) Если Ваня разойдется, ему море по колено.
В) Петроград жил в эти январские ночи напряжённо, взволнованно, злобно, бешено.
    (А. Толстой)
Г) Гляжу на будущность с боязнью,
    Гляжу на прошлое с тоской.
    (М. Лермонтов)
Д) Знакомые тучи!
    Как вы живете?
    Кому вы намерены
    Нынче грозить?
    (М. Светлов)

1) многосоюзие
2) риторический вопрос
3) литота
4) синтаксический параллелизм
5) ассонанс
6) эпифора
7) эпитет
8) метонимия
9) сравнение

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Толстого Л. Н.

— (1)Кто ты?

— (2)Человек.

— (3)Какой человек? (4)Чем отличаешься от других?

— (5)Я таких-то родителей сын, дочь, я старый, я молодой, я богатый, я бедный.

(6)Каждый из нас особенный от всех других людей человек: мужчина, женщина, старик, мальчик, девочка; и в каждом из нас, особенном человеке, живёт во всех одно и то же во всех духовное существо, так что каждый из нас вместе и Иван, и Наталья, и одно и то же во всех духовное существо.

(7)И когда мы говорим: я хочу, то иногда это значит то, что хочет этого Иван или Наталья,  — иногда же то, что хочет этого то духовное существо, которое во всех одно. (8)Так что бывает так, что Иван или Наталья хочет чего-нибудь одного, а духовное существо, которое живёт в них, не хочет этого, а хочет совсем другого.

(9)Кто-то подходит к двери. (10)Я спрашиваю: «Кто там?» (11)Отвечают: «Я».  — (12)«Кто я?»  — (13)«Да я»,  — отвечает тот, кто пришёл. (14)А пришёл крестьянский мальчик. (15)Он удивляется тому, что можно спрашивать о том, кто это я. (16)Он удивляется потому, что чувствует в себе то единое духовное существо, которое одно во всех, и потому удивляется тому, что можно спрашивать о том, что должно быть известно всякому.

(17)Говорить, что то, что мы называем собою, есть только тело, что и мой разум, и моя душа, и моя любовь  — всё только от тела,  — говорить так всё равно, что говорить, что то, что мы называем нашим телом, есть только та пища, которой питается тело. (18)Правда, что тело моё  — это только переделанная телом пища и что без пищи не было бы тела, но тело моё не пища. (19)Пища  — это то, что нужно для жизни тела, но не тело.

(20)То же и про душу. (21)Правда, что без моего тела не было бы того, что я называю душой, но всё-таки душа моя не тело.(22)Тело только нужно для души, но тело не душа. (23)Не было бы души, я бы и не знал, что такое моё тело.

(24)Начало жизни не в теле, а в душе.

(25)В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. (26)Один  — слепой человек  — ест, пьёт, работает, отдыхает, плодится и делает всё это, как заведённые часы. (27)Другой  — зрячий, духовный человек  — сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек.

(28)Зрячую, духовную часть человека называют совестью. (29)Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. (30)Стрелка компаса двигается с места только тогда, когда тот, кто несёт её, сходит с того пути, который она показывает. (31)То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. (32)Но стоит человеку сойти с настоящего пути, и совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился.

(33)Когда мы слышим про то, что человек сделал что-нибудь дурное, мы говорим: совести у него нет.

(34)Что же такое совесть?

(35)Совесть  — это голос того единого духовного существа, которое живёт во всех.

(36)Совесть  — это сознание того духовного существа, которое живёт во всех людях. (37)И только тогда, когда она такое сознание, она верный руководитель жизни людей. (38)А то часто люди считают за совесть не сознание этого духовного существа, а то, что считается хорошим или дурным теми людьми, с которыми они живут.

(39)Голос страстей может быть громче голоса совести, но голос страстей совсем другой, чем тот спокойный и упорный голос, которым говорит совесть. (40)И как ни громко кричат страсти, они всё-таки робеют перед тихим, спокойным и упорным голосом совести. (41)Голосом этим говорит то вечное, что живёт в человеке.

(42)Философ И. Кант говорил, что две вещи больше всего удивляют его. (43)Одно  — это звёзды на небе, а другое  — это закон добра в душе человека.

(44)Истинное доброе в тебе самом, в твоей душе!

(По Л. Н. Толстому*)
* Лев Николаевич Толстой (1828–1910) –
русский писатель, мыслитель, просветитель,
почётный академик Петербургской академии наук.

Задание 23 21644

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  По мнению автора, начало жизни не в душе, а в теле.
2)  Философа И. Канта удивляли две вещи: звёздное небо над головой и нравственный закон в душе человека.
3)  С точки зрения автора, о человеке обычно говорят, что у него нет совести, тогда, когда он ещё не совершил дурной поступок.
4)  Совесть, как полагает автор, это зрячая, духовная часть человека.
5)  Автор считает, что совесть напрямую зависит от того, какого мнения о поступке придерживаются люди, с которыми живёт человек.

Задание 24 21645

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 6-8 представлено повествование.
2)  Предложение 16 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 15.
3)  В предложениях 17-19 представлено описание.
4)  Предложения 26,27 поясняют, раскрывают содержание предложения 25.
5)  Предложения 35,36 содержат ответы на вопрос, заданный в предложении 34.

Задание 25 21646

Из предложений 9-16 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Задание 26 21647

Среди предложений 39-44 найдите такое⁠(-ие), которое⁠(-ые) связано⁠(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер⁠(-а) этого⁠(-их) предложения⁠(-ий).

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ