ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 19

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Здесь, в самом центре каменного хаоса, рождается река Казыр, отсюда она начинает свой стремительный бег к Енисею. Жизнь этой реке дают лёд и солнце, и казырская вода унаследовала от них заоблачный холод и вечную энергию. Силён Казыр, не везде перебродишь его, не везде переплывёшь – упругая струя подхватит смельчака, разобьёт на рыжих ослизлых валунах…

Но главное препятствие на Казыре – пороги. В одном месте вся река собирается в узком гранитном горле, в другом – прорывается по длинному коридору, в третьем – прыгает по ступенчатым лбам. Есть порог, который тянется на семь километров, и в солнечный день стоит над каждым его сливом цветистая радуга…

Долго беснуется Казыр, пока не расступятся горы и плавные увалы не смирят <…> буйный норов.

Вдоль Казыра – непролазная тайга. На взгорках – лохматые кедровники, ложбины забиты кронами елей, к сырым низинным местам собираются пахучие пихты, чтобы в полую воду вволю пошлёпать по мутной волне широкими лапами. В таком лесу тихо и сумрачно. До земли свисает с веток седой мох, гниют внизу остатки поживших своё лесных великанов. Встречаются по берегам Казыра чёрные гари, на добрую сотню километров протянулся гибник – лес, съеденный вредителями: сибирским шелкопрядом и монашенкой. Древесные скелеты подтачиваются червями и падают от ветра. Ни зверь не живёт на этом лесном кладбище, ни птица. Только вечный труженик дятел долбит и долбит сухие стволы.

(По В.А. Чивилихину)

Задание 1 21649

Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите это местоимение.

Задание 2 21650

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ХАОС. Беспорядочное нагромождение, скопление чего-нибудь. Х. льдов.
2) ПОРОГ. Поперечный брусок, закрывающий проём между дверью и полом. Высокий, низкий п. Споткнуться о п.
3) УВАЛ. Узкая и удлинённая возвышенность с пологими склонами и плоской вершиной. Песчаные увалы. По склонам увала рос орешник.
4) ПОЛЫЙ. Разлившийся после ледохода (весеннего вскрытия льда). Полая вода сбывает.
5) ДРЕВЕСНЫЙ. Получаемый из древесины. Д. уголь. Древесные материалы.

Задание 3 21651

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов, сложные предложения разных видов, неполные предложения.
2) Автор наряду с общеупотребительными словами использует диалектизм (гибник) и просторечное слово (норов), чтобы показать колорит Сибири.
3) Эпитеты («казырская вода», «сибирским шелкопрядом», «длинному коридору») помогают автору показать красоту реки.
4) В тексте использована научная терминология (широкими лапами, лесных великанов), так как автор описывает географические особенности Сибири.
5) Цель автора – передать читателю восхищение силой и мощью сибирской природы, пробудив его воображение.

Задание 4 19052

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) позвОнит
2) начАвший
3) тортЫ
4) наврАла
5) вероисповЕдание

Задание 5 19122

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ.
Навигация –– наука точная, и, чтобы овладеть ею, необходимы ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки.
В пословицах и поговорках отражается ВЕЧНЫЙ опыт народа.
Кровать Серёжи, к его ВЕЛИКОЙ радости, поставили у самого окна, выходящего в сад.
ГЛИНИСТЫЙ берег увалами спускался к морю и был весь изрыт оврагами.

Задание 6 19219

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Проект реформы правильного правописания был представлен учёными Российской академии наук в 1912 году, но не был утверждён, хотя продолжал широко обсуждаться.

Задание 7 15457

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

урожай ПОМИДОРОВ
БЛИЖАЙШАЯ станция
у наших ВОРОТ
нет ПОЛТОРАСТА рублей
детские ДОКТОРА

Задание 8 19330

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Мы не знали, что вправе ли рассчитывать на помощь со стороны предпринимателей.
2) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
3) Русские поэты XIX и XX веков знали и пользовались народной символикой в своих произведениях.
4) Благодаря усилиям Московской филармонии любители музыки смогли услышать концерт Венского камерного оркестра.
5) И.С. Тургенев посвятил свой роман «Отцов и детей» проблеме взаимоотношений поколений.
6) Символы, используемые художником К.А. Васильевым в картине «Нашествие», можно трактовать по-разному.
7) Провожающие долго смотрели вслед уходящего поезда.
8) Все, кто побывал на выставке работ этого замечательного художника, были восхищены его даром портретиста.
9) Красиво сидящие на Лизавете платья сразу привлекали внимание окружающих.

Задание 9 19811

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) осн..вной, р..сток, предл..жение
2) изм..нение, непост..жимый, ст..пендия
3) словосоч..тание, уб..дить, растр..пать
4) подл..котник, г..сударство, р..скошный
5) об..жаться, напр..гаясь, предъ..вить

Задание 10 20078

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) р..спорядиться, с..гласие, поз..вчера
2) чере..чур, и..коверкать, ра..торгнуть
3) пр..образовать, пр..неприятный, пр..успеть
4) без..нициативный, вз..скать, пред..дущий
5) кар..ера, суб..ект, пред..юбилейный

Задание 11 20178

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) подразум..вая, налаж..вать
2) алюмини..вый, затм..вать
3) раскра..вать, напор..стый (человек)
4) рождеств..нский, сахарн..ца
5) шеств..вать, (выехать) засветл..

Задание 12 20749

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) расчист..вший, посмотр..шь
2) незанавеш..нный, (это) мерещ..тся
3) признá..шься, огранич..нный
4) незабыва..мый, заслуша..шься
5) увенч..нный, наде..мся (на лучшее)

Задание 13 21367

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Дружба крепка (НЕ) ЛЕСТЬЮ, а правдой и честью.
2) Недалеко находилась карстовая пещера с заиндевелыми стенами, (НЕ) ОТТАИВАЮЩИМИ даже летом.
3) Кабаниха вовсе (НЕ) ОДОБРЯЕТ поведения Дикого.
4) Фраза прозвучала настолько бестактно и грубо, что офицер посмотрел на собеседника в полном (НЕ) ДОУМЕНИИ.
5) (НЕ) ЗАМЕТНАЯ контрастность увеличилась, и древние письмена стали видны отчётливо.

Задание 14 20805

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.

1) Хочется, ЧТО(БЫ) счастье пришло как заслуга, (ПО)ЭТОМУ и стараешься быть честным и справедливым.
2) Вопреки ожиданиям нам ВСЁ(ТАКИ) разрешили осмотреть приусадебное хозяйство, пострадавшее (В)СЛЕДСТВИЕ наводнения.
3) (В)ДАЛИ на солнце жёлтый лист сверкает, (КАК)БУДТО ярким золотом пылающий костёр.
4) ТАК(ЖЕ), как и вчера, Алексей при виде соперника почувствовал жгучую обиду и (ПО)ЭТОМУ, круто развернувшись, пошёл в другую сторону.
5) Мудрый Кутузов, свободный от страсти, тщеславия, а ТАК(ЖЕ) честолюбия, легко подчинял свою волю «провидению», прозревал «высшие законы» и (ПО)ЭТОМУ стал представителем народной освободительной войны.

Задание 15 20892

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

В 21-й симфонии Н.Я. Мясковского представле(1)ы лучшие качества его оркестрового стиля: мощное звучание, напоминающее манеру И. Брамса, повыше(2)ое внимание к стру(3)ой группе.

Задание 16 20953

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Среди псковских знакомых А.С. Пушкина были не только взрослые но и дети.
2) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.
3) Солнце сверкает на оконных стёклах и витринах и отражается в городских фонтанах.
4) И видишь ты синий свод неба да солнце да лес.
5) Ещё не рассвело и только на вершинах гор уже дрожал золотой свет.

Задание 17 21063

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Отец Фёдор (1) выбравшись из (2) напущенного автомобилем (3) фиолетового тумана (4) пришёл в совершенное расстройство и проделал остаток пути пешком.

Задание 18 21178

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Всё спокойно впивает (1) грудь.
Стой (2) душа (3) мы с тобой (4) проехали
Через бурный положенный путь.

(С.А. Есенин)

Задание 19 10776

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Изучению звёзд (1) посвятили свою жизнь многие астрономы (2) благодаря (3) которым (4) мы сегодня знаем (5) что среди звёзд есть гиганты и карлики.

Задание 20 21357

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Скворцы – певчие птицы (1) и (2) если ты ещё не слышал их весеннего пения (3) постарайся обратить внимание на маленьких птичек с чёрными крылышками (4) чьи голоса слышны в лесу по утрам и вечерам.

Задание 21 21515

Найдите все предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В Некрасовском районе Ярославской области есть удивительный уголок – Заболотский край. (2)Он окружён невиданными природными красотами: озёрами, реками Волгой и Келнотью, костромскими разливами. (3)Холмистая местность Заболотья, покрытая лесом, привлекала внимание знаменитых охотников: М.М. Пришвина, А.С. Новикова-Прибоя. (4)Любил охотиться в этих местах и Николай Алексеевич Некрасов. (5)Его имя здесь свято чтут: местные старожилы рассказывают о поэте, поют песни на его слова. (6)Радушно встретят вас в местной Заболотской школе. (7)Пригласят поиграть в народные игры: лапту, городки, горелки, ручеёк, чижик и другие. (8)Приезжайте в Заболотье, вживую услышьте строки произведения русского поэта: «Дети, я вам расскажу про Мазая…»

Задание 22 21512

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
    (Б. Горбатов)
Б) Унылая пора! Очей очарованье!  
    (А.С. Пушкин)
В) Шшш! Там за шторами, возле окна,
    Шустрым мышонком
    Шуршит тишина.
    (В. Лунин)
Г) В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины.
    (Г. Смирнов)
Д) Он любил всё красивое. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.

1) диалектизм
2) окказионализмы
3) метафора
4) гипербола
5) сравнение
6) аллитерация
7) перифраза
8) литота
9) парцелляция

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Можаева Б. А.

(1)В солнечный день я приехал в старинный посёлок Гусь-Железный полюбоваться на озеро, искупаться, поплавать в нём. (2)Доехал до речки, поднялся на бугор, глянул и... (3)О ужас! (4)Нет озера. (5)По широкой впадине, окаймлённой дальней опушкой бывшего прибрежного леса, текла, извиваясь, узкая, местами пересыхающая речушка. (6)И старинной плотины, высокой, кирпичной, с чугунными шлюзами, в тёмных казематах которой, по преданию, разбойная братия чеканила фальшивые деньги, тоже не было. (7)Шлюзы, регулировавшие сток, убрали, засыпали  — и затянуло озеро тиной да ряской. (8)На месте этом проходила теперь обыкновенная дорожная насыпь; дорога делала крутой поворот, огибала белый двухэтажный барский дом, похожий на длинную казарму, заломанный чахлый парк и снова вырывалась на простор. (9)Главный врач детского санатория, размещённого в барском доме, показал мне давние фотографии этого исчезнувшего озера, высокой кирпичной плотины, торговых рядов с доисторическими портиками, он водил по внутренним покоям огромного дома, заново перегороженного, приспособленного для иных надобностей. (10)Переделка и ремонт когда-то выполнены были наспех: половицы скрипят и хлябают под ногами, двери перекошены, в оконные рамы задувает свежий ветерок.   

— (11)Сохранилась хоть одна комната от давнего времени?  — спросил я.  — (12)С полами, дверями и окнами?   

— (13)Полы, двери и прочее  — всё порастащили. (14)А вот стены и потолок сохранились в одном месте. (15)Идёмте, покажу.

(16)Он ввёл меня в зал, кажется, в теперешнюю столовую, с белыми строгими пилястрами, с лепным потолком.   

— (17)Полы здесь были, говорят, из наборного паркета, двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией, люстра позолоченная висела.  

 — (18)Жалко,  — говорю,  — что не сохранилось всё это.   

— (19)О чём жалеть? (20)Архитектурной ценности этот дом не имеет,  — сказал доктор. (21)Я взглянул на него с удивлением. (22)Не шутит ли? (23)Нет, смотрит прямо в глаза, даже с каким-то вызовом. (24)Задиристый хохолок на лысеющем лбу топорщится, как петушиный гребешок.   

— (25)Как не имеет ценности?  — говорю.  — (26)Это ж дом! (27)Большой, крепкий, красивый, полный когда-то дорогого убранства.   

— (28)Барские покои, и больше ничего. (29)Таких в России тысячи.   

— (30)Так ведь и народу нашему пригодились бы такие покои.   

— (31)Людям нашим нужны другие ценности. (32)Вы ещё храм пожалейте. (33)Теперь это модно.   

— (34)А что, не жаль храма?   

— (35)И храм цены не имеет. (36)Архитектура путаная. (37)Специалисты приезжали, говорят  — эклектика. (38)Потом, правда, всё-таки восстановили храм этот.   

— (39)И парка не жаль?   

— (40)Парк  — природа, и больше ничего. (41)В одном месте убавилось, в другом прибавилось. (42)В любую минуту его насадить можно. (43)Мы стояли возле окна, внизу под нами раскинулся обширный посёлок.   

— (44)Смотрите,  — говорю,  — сколько домов. (45)Приличные дома, большинство новых.   

— (46)Здесь живёт в основном торговый люд, кто чем торгует, работы хватает.   

— (47)Вот и хорошо,  — говорю. — (48)Увеличился посёлок за полвека?   

— (49)Увеличился.   

— (50)А теперь подумайте вот о чём: раньше, ну хоть ещё в тридцатые годы, здесь меньше жило народу, но успевали не только свои рабочие дела делать. (51)Ещё и плотину чинили, озеро в берегах держали и парк обихаживали. (52)А теперь что ж, времени на это не хватает или желания нет?   

— (53)А это,  — говорит,  — знакомый мотив. (54)Это всё ваше писательское ворчание. (55)Что озеро спустили  — это вы заметили. (56)Что над каждой крышей телевизионная тарелка поставлена  — этого вы не замечаете. (57)Спорить с ним трудно, почти невозможно: доводы ваши он не слушает, только глаза навострит, тряхнёт головой и чешет без запинки, как будто доклад читает…   

— (58)Есть писатели-патриоты. (59)Их книги читают, фильмы по книжкам их смотрят наравне с футболом и хоккеем, потому что яркие, незабываемые образы. (60)А есть писатели-ворчуны, которые всем недовольны. (61)И всё им что-то надо. (62)Вот одного такого лечили, а он нас же, медиков, опозорил в своём последнем сочинении. (63)За что, спрашивается? (64)Да, не раз вспомянешь в дальней дороге бессмертного писателя земли русской Николая Васильевича Гоголя: «Россия такая уж страна  — стоит высмеять одного околоточного надзирателя, как вся полиция обидится».

(По Б. А. Можаеву*)
* Борис Андреевич Можаев (1923—1996)  —
советский и российский писатель.

Задание 23 21711

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  В старинной усадьбе, где разместился санаторий, не сохранились существовавшие в давние времена двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией.
2)  Доктор не сожалеет о том, что в здании бывшей усадьбы не сохранились старинные двери и наборный паркет.
3)  Численность населения старинного посёлка Гусь-Железный за последние полвека не изменилась.
4)  Доктор с большим уважением относится к творчеству любого писателя.
5)  В процессе дискуссии с главным врачом детского санатория рассказчик вынужден был признать правоту собеседника.

Задание 24 21712

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложении 2 перечислены последовательные действия персонажа.
2)  Предложение 8 содержит описание.
3)  Предложение 23 противопоставлено по содержанию предложению 24.
4)  Предложение 36 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 35.
5)  В предложениях 58-61 представлено рассуждение.

Задание 25 21713

Из предложений 1-5 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Задание 26 21714

Среди предложений 1-8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ