ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 19
- ЕГЭ русский язык, 2025 (открытый банк ФИПИ)
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
ЕГЭ: текстЗдесь, в самом центре каменного хаоса, рождается река Казыр, отсюда она начинает свой стремительный бег к Енисею. Жизнь этой реке дают лёд и солнце, и казырская вода унаследовала от них заоблачный холод и вечную энергию. Силён Казыр, не везде перебродишь его, не везде переплывёшь – упругая струя подхватит смельчака, разобьёт на рыжих ослизлых валунах… Но главное препятствие на Казыре – пороги. В одном месте вся река собирается в узком гранитном горле, в другом – прорывается по длинному коридору, в третьем – прыгает по ступенчатым лбам. Есть порог, который тянется на семь километров, и в солнечный день стоит над каждым его сливом цветистая радуга… Долго беснуется Казыр, пока не расступятся горы и плавные увалы не смирят <…> буйный норов. Вдоль Казыра – непролазная тайга. На взгорках – лохматые кедровники, ложбины забиты кронами елей, к сырым низинным местам собираются пахучие пихты, чтобы в полую воду вволю пошлёпать по мутной волне широкими лапами. В таком лесу тихо и сумрачно. До земли свисает с веток седой мох, гниют внизу остатки поживших своё лесных великанов. Встречаются по берегам Казыра чёрные гари, на добрую сотню километров протянулся гибник – лес, съеденный вредителями: сибирским шелкопрядом и монашенкой. Древесные скелеты подтачиваются червями и падают от ветра. Ни зверь не живёт на этом лесном кладбище, ни птица. Только вечный труженик дятел долбит и долбит сухие стволы. (По В.А. Чивилихину) |
||||
Задание 1 21649
Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите это местоимение. |
||||
Задание 2 21650
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ХАОС. Беспорядочное нагромождение, скопление чего-нибудь. Х. льдов. |
||||
Задание 3 21651
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов. 1) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов, сложные предложения разных видов, неполные предложения. |
||||
Задание 4 19052
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) позвОнит |
||||
Задание 5 19122
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ. |
||||
Задание 6 19219
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Проект реформы правильного правописания был представлен учёными Российской академии наук в 1912 году, но не был утверждён, хотя продолжал широко обсуждаться. |
||||
Задание 7 15457
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. урожай ПОМИДОРОВ |
||||
Задание 8 19330
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Задание 9 19811
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) осн..вной, р..сток, предл..жение |
||||
Задание 10 20078
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) р..спорядиться, с..гласие, поз..вчера |
||||
Задание 11 20178
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) подразум..вая, налаж..вать |
||||
Задание 12 20749
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) расчист..вший, посмотр..шь |
||||
Задание 13 21367
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Дружба крепка (НЕ) ЛЕСТЬЮ, а правдой и честью. |
||||
Задание 14 20805
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. 1) Хочется, ЧТО(БЫ) счастье пришло как заслуга, (ПО)ЭТОМУ и стараешься быть честным и справедливым. |
||||
Задание 15 20892
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н. В 21-й симфонии Н.Я. Мясковского представле(1)ы лучшие качества его оркестрового стиля: мощное звучание, напоминающее манеру И. Брамса, повыше(2)ое внимание к стру(3)ой группе. |
||||
Задание 16 20953
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Среди псковских знакомых А.С. Пушкина были не только взрослые но и дети. |
||||
Задание 17 21063
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Отец Фёдор (1) выбравшись из (2) напущенного автомобилем (3) фиолетового тумана (4) пришёл в совершенное расстройство и проделал остаток пути пешком. |
||||
Задание 18 21178
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Колокольчик ли? Дальнее эхо ли? (С.А. Есенин) |
||||
Задание 19 10776
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Изучению звёзд (1) посвятили свою жизнь многие астрономы (2) благодаря (3) которым (4) мы сегодня знаем (5) что среди звёзд есть гиганты и карлики. |
||||
Задание 20 21357
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Скворцы – певчие птицы (1) и (2) если ты ещё не слышал их весеннего пения (3) постарайся обратить внимание на маленьких птичек с чёрными крылышками (4) чьи голоса слышны в лесу по утрам и вечерам. |
||||
Задание 21 21515
Найдите все предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)В Некрасовском районе Ярославской области есть удивительный уголок – Заболотский край. (2)Он окружён невиданными природными красотами: озёрами, реками Волгой и Келнотью, костромскими разливами. (3)Холмистая местность Заболотья, покрытая лесом, привлекала внимание знаменитых охотников: М.М. Пришвина, А.С. Новикова-Прибоя. (4)Любил охотиться в этих местах и Николай Алексеевич Некрасов. (5)Его имя здесь свято чтут: местные старожилы рассказывают о поэте, поют песни на его слова. (6)Радушно встретят вас в местной Заболотской школе. (7)Пригласят поиграть в народные игры: лапту, городки, горелки, ручеёк, чижик и другие. (8)Приезжайте в Заболотье, вживую услышьте строки произведения русского поэта: «Дети, я вам расскажу про Мазая…» |
||||
Задание 22 21512
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Прочитайте текст и выполните задания 23-26.
ЕГЭ: текст Можаева Б. А.(1)В солнечный день я приехал в старинный посёлок Гусь-Железный полюбоваться на озеро, искупаться, поплавать в нём. (2)Доехал до речки, поднялся на бугор, глянул и... (3)О ужас! (4)Нет озера. (5)По широкой впадине, окаймлённой дальней опушкой бывшего прибрежного леса, текла, извиваясь, узкая, местами пересыхающая речушка. (6)И старинной плотины, высокой, кирпичной, с чугунными шлюзами, в тёмных казематах которой, по преданию, разбойная братия чеканила фальшивые деньги, тоже не было. (7)Шлюзы, регулировавшие сток, убрали, засыпали — и затянуло озеро тиной да ряской. (8)На месте этом проходила теперь обыкновенная дорожная насыпь; дорога делала крутой поворот, огибала белый двухэтажный барский дом, похожий на длинную казарму, заломанный чахлый парк и снова вырывалась на простор. (9)Главный врач детского санатория, размещённого в барском доме, показал мне давние фотографии этого исчезнувшего озера, высокой кирпичной плотины, торговых рядов с доисторическими портиками, он водил по внутренним покоям огромного дома, заново перегороженного, приспособленного для иных надобностей. (10)Переделка и ремонт когда-то выполнены были наспех: половицы скрипят и хлябают под ногами, двери перекошены, в оконные рамы задувает свежий ветерок. — (11)Сохранилась хоть одна комната от давнего времени? — спросил я. — (12)С полами, дверями и окнами? — (13)Полы, двери и прочее — всё порастащили. (14)А вот стены и потолок сохранились в одном месте. (15)Идёмте, покажу. (16)Он ввёл меня в зал, кажется, в теперешнюю столовую, с белыми строгими пилястрами, с лепным потолком. — (17)Полы здесь были, говорят, из наборного паркета, двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией, люстра позолоченная висела. — (18)Жалко, — говорю, — что не сохранилось всё это. — (19)О чём жалеть? (20)Архитектурной ценности этот дом не имеет, — сказал доктор. (21)Я взглянул на него с удивлением. (22)Не шутит ли? (23)Нет, смотрит прямо в глаза, даже с каким-то вызовом. (24)Задиристый хохолок на лысеющем лбу топорщится, как петушиный гребешок. — (25)Как не имеет ценности? — говорю. — (26)Это ж дом! (27)Большой, крепкий, красивый, полный когда-то дорогого убранства. — (28)Барские покои, и больше ничего. (29)Таких в России тысячи. — (30)Так ведь и народу нашему пригодились бы такие покои. — (31)Людям нашим нужны другие ценности. (32)Вы ещё храм пожалейте. (33)Теперь это модно. — (34)А что, не жаль храма? — (35)И храм цены не имеет. (36)Архитектура путаная. (37)Специалисты приезжали, говорят — эклектика. (38)Потом, правда, всё-таки восстановили храм этот. — (39)И парка не жаль? — (40)Парк — природа, и больше ничего. (41)В одном месте убавилось, в другом прибавилось. (42)В любую минуту его насадить можно. (43)Мы стояли возле окна, внизу под нами раскинулся обширный посёлок. — (44)Смотрите, — говорю, — сколько домов. (45)Приличные дома, большинство новых. — (46)Здесь живёт в основном торговый люд, кто чем торгует, работы хватает. — (47)Вот и хорошо, — говорю. — (48)Увеличился посёлок за полвека? — (49)Увеличился. — (50)А теперь подумайте вот о чём: раньше, ну хоть ещё в тридцатые годы, здесь меньше жило народу, но успевали не только свои рабочие дела делать. (51)Ещё и плотину чинили, озеро в берегах держали и парк обихаживали. (52)А теперь что ж, времени на это не хватает или желания нет? — (53)А это, — говорит, — знакомый мотив. (54)Это всё ваше писательское ворчание. (55)Что озеро спустили — это вы заметили. (56)Что над каждой крышей телевизионная тарелка поставлена — этого вы не замечаете. (57)Спорить с ним трудно, почти невозможно: доводы ваши он не слушает, только глаза навострит, тряхнёт головой и чешет без запинки, как будто доклад читает… — (58)Есть писатели-патриоты. (59)Их книги читают, фильмы по книжкам их смотрят наравне с футболом и хоккеем, потому что яркие, незабываемые образы. (60)А есть писатели-ворчуны, которые всем недовольны. (61)И всё им что-то надо. (62)Вот одного такого лечили, а он нас же, медиков, опозорил в своём последнем сочинении. (63)За что, спрашивается? (64)Да, не раз вспомянешь в дальней дороге бессмертного писателя земли русской Николая Васильевича Гоголя: «Россия такая уж страна — стоит высмеять одного околоточного надзирателя, как вся полиция обидится». (По Б. А. Можаеву*) |
||||
Задание 23 21711
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) В старинной усадьбе, где разместился санаторий, не сохранились существовавшие в давние времена двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией. |
||||
Задание 24 21712
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложении 2 перечислены последовательные действия персонажа. |
||||
Задание 25 21713
Из предложений 1-5 выпишите антонимы (антонимическую пару). |
||||
Задание 26 21714
Среди предложений 1-8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). |
Источник:
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ