ВПР русский язык 8 класс: типы заданий, сценарии выполнения заданий

488 0
Версия для печатиPDF

8. Типы заданий, сценарии выполнения заданий

Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися правописными нормами современного русского литературного языка (орфографическими и пунктуационными), учебно-языковыми опознавательными, классификационными и аналитическими умениями, предметными коммуникативными умениями, а также регулятивными, познавательными и коммуникативными универсальными учебными действиями.

Задание 1 проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный у обучающихся навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом деформированном тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметными умениями проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в процессе его реализации).

Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:

  • морфемный разбор направлен на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
  • морфологический разбор - на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль данного слова;
  • синтаксический разбор - на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.

Помимо предметных умений, задание предполагает проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в процессе его реализации), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя графические обозначения в схеме структуры слова при морфемном разборе, при словообразовательном разборе) универсальных учебных действий.

Задание 3 нацелено на проверку: орфографических умений (правильно писать с НЕ слова разных частей речи, обосновывать условия выбора слитного/раздельного написания), познавательных умений (осуществлять сравнение; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей) и коммуникативных (формулировать и аргументировать собственную позицию) универсальных учебных действий.

Задание 4 нацелено на проверку орфографических умений: правильно писать Н и НН в словах разных частей речи, обосновывать условия выбора написаний; познавательных (осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей) и -коммуникативных (формулировать и аргументировать собственную позицию) универсальных учебных действий.

Задание 5 направлено на выявление уровня владения орфоэпическими нормами русского литературного языка, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).

Задание 6 проверяет умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в предложениях и исправлять эти нарушения, а также регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания) универсальные учебные действия.

В задании 7 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверяются предметные коммуникативные умения анализировать текст с точки зрения его основной мысли, распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 8 предполагает умение анализировать прочитанную часть текста с точки зрения ее микротемы, нахождение в тексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия и предметные коммуникативные), проверку предметного коммуникативного умения распознавать и адекватно формулировать микротему заданного абзаца текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 9 также предполагает ориентирование в содержании текста, а также проверяет умения объяснять значение выражения (учебно-языковое умение) в заданном контексте, определять вид тропа (предметное коммуникативное умение); задание нацелено и на осознание обучающимися эстетической функции русского языка (личностные результаты).

Задание 10 выявляет уровень предметного учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать слово по заданному лексическому значению с опорой на указанный контекст; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).

Задание 11 выявляет уровень предметных учебно-языковых умений обучающихся распознавать подчинительные словосочетания, определять вид подчинительной связи; наряду с этим задание предполагает проверку познавательных универсальных учебных действий (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию).

Задание 12 выявляет уровень предметного учебно-языкового опознавательного умения обучающихся находить в предложении грамматическую основу и предполагает проверку познавательных универсальных учебных действий (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений, осуществлять сравнение).

Задание 13 выявляет уровень предметного учебно-языкового умения обучающихся определять тип односоставного предложения, а также предполагает проверку познавательных универсальных учебных действий (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию).

Задание 14 нацелено на проверку предметного учебно-языкового опознавательного умения обучающихся находить в ряду других предложение с вводным словом, умения подбирать к данному вводному слову синоним (из той же группы по значению); предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).

Задание 15 выявляет уровень предметного учебно-языкового умения обучающихся находить в ряду других предложение с обособленным согласованным определением, пунктуационным умением обосновывать условия обособления согласованного определения, в том числе с помощью графической схемы, а также универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему), коммуникативные (формулировать и аргументировать собственную позицию).

Задание 16 выявляет уровень предметного учебно-языкового умения обучающихся находить в ряду других предложение с обособленным обстоятельством, пунктуационным умением обосновывать условия обособления обстоятельства, в том числе с помощью графической схемы, а также универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему), коммуникативные формулировать и аргументировать собственную позицию).

Задание 17 выявляет уровень предметного учебно-языкового умения обучающихся опознавать по графической схеме простое предложение, осложненное однородными сказуемыми, находить в ряду других предложение с однородными сказуемыми с опорой на графическую схему, а также овладение универсальными учебными действиями: регулятивными (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательными (понимать графическую схему, преобразовывать ее в предложение).

Необходимо отметить, что проверяемые в заданиях 5-8, 9-10 умения востребованы в жизненных ситуациях межличностного устного и письменного общения.

 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.