ВПР6 2020: вариант 48

Версия для печатиPDF
ВПР 2020 русский язык, 6 класс
Задание 1 10269

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Нач..лось весе(нн/н)ее половод..е. Зат..пило землю у р..ки. Травы св..тились в воде, как водор..сли, и сюда из глуб..ны пр(и/е)плывали кормит..ся рыбы. Алёша сел в стар..нькую ло(т/д)ку. Л..гушки громко и дружно выв..дили свои (не)затейливые пес..нки, пр..ветствуя з..рю.

Ло(д/т)ка у Алёши прот..кала и от дв..жений мал..чика вода в ней вместе с (не)казист..м деревя(н/нн)ым ковш..ком перекат..валась и гр..хотала. Обеими руками Алёша схв..тил куст вербы по(д/т)т..нул ло(т/д)ку к бер..гу и вдру(г/к) увид..л (тёмно)..серое бр..вно.

Только бр..вно ли это? На одном конце оно у(с/з)кое на другом – ш..рокое. В ш..рокой част.. «бр..вна» колебл..тся усы.(4) Нед..леко от усов мал..нькие со(нн/н)ые(2) глаза. Ж..вой сом! Алёша ост..рожно пр..к..снулся к сому в(з/с)д..хнул и по(д/т)т..лкнул рыбу в воду. Пусть сом плава..т(3)!

(По С. Романовскому)


Задание 2 10270

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разбор;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3 10271

В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

Только бр..вно ли это?

Задание 4 10272

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Звонит, километр, намерение, спокойнее.

Задание 5 10273

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

За пятнадцать минут старый рыбак вычерпал из лодки всю воду.

Задание 6 10274

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)    обоих девочек
2)    говорить более красивее
3)    вкусное эскимо
4)    пятьюстами рублями

Задание 7 10275

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)    При небольшом морозе снег особенно искрист и свеж.
2)    Осенний листопад красивый и живописный.
3)    Чистые озёра главное богатство этого края.
4)    Яркие искры заиграли в каплях росы на цветах.

Задание 8 10276

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)    Мама положила прохладную ладонь на Алёшин лоб и ничего не сказала.
2)    Давайте ребята сходим всем классом на прогулку в Центральный парк.
3)    Первоклассники беспомощно переглядывались краснели и напряжённо молчали.
4)    Все ученики вошли в класс и прозвенел звонок на урок.

Задание 9 10278

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст Ильина М.

(1)С глубокой древности люди искали и придумывали разные приспособления для измерения времени. (2)В комедии, которая была написана греческим драматургом Аристофаном две тысячи триста лет тому назад, есть такой эпизод. (3)Жительница Афин говорит своему мужу: «Когда тень будет в десять шагов, приходи ужинать». (4)Что значит это выражение «тень в десять шагов»? (5)По-видимому, недалеко от дома, в котором жили супруги, стоял столб или памятник. (6)В солнечный день он отбрасывал тень. (7)Чтобы узнать, который час, прохожие мерили тень шагами. (8)Утром она была длиннее, в полдень становилась совсем коротенькой, а к вечеру опять удлинялась. (9)Столб, который использовали как часы, назывался «гномон».

(10)Конечно, гномон был неудобными часами: он показывал время только в солнечный день и очень неточно. (11)И его нельзя было взять в дорогу, а в дороге часы так необходимы. (12)Индийские нищенствующие монахи – факиры – решили задачу определения времени в пути довольно просто: они превратили в часы обыкновенную дорожную палку. (13)Отправляясь в далёкое путешествие, факир брал с собой посох особенного устройства. (14)Посох был не круглым, как обычная палка, а восьмигранным. (15)Наверху в каждой грани высверливали отверстие, в которое вставлялась маленькая палочка. (16)Чтобы узнать время, факир поднимал свой посох, держа его за шнурок. (17)Тень, падающая от палочки на грань отвесно висящего посоха, показывала, который час. (18)Длину тени здесь не надо было каждый раз мерить, потому что на грани были вырезаны чёрточки, обозначающие часы. (19)Но зачем тогда нужно столько граней?

(20)Дело в том, что в разное время года видимый путь солнца различен. (21)Поэтому и тень, которая во всём зависит от солнца, ведёт себя летом и зимой неодинаково. (22)Летом солнце поднимается на небе выше, чем зимой, поэтому и тень в летний полдень короче, чем в зимний. (23)В этом значимость граней посоха. (24)Каждая грань размечена для одного какого-нибудь времени года и не годится для другого.

(По М. Ильину)

Задание 10 10279

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Задание 11 10280

Почему индийские монахи делали посох многогранным?

Задание 12 10281

Определите и запишите лексическое значение слова «мерить» («мерили») из предложения 7. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Задание 13 10282

Определите стилистическую принадлежность слова «значимость» из предложения 23, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Задание 14 10283

Объясните значение фразеологизма медвежья услуга, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Источник: 
ВПР. Русский язык. 6 класс. Вариант 8
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.