ОГЭ 2024: ФИПИ Вариант 10

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

ОГЭ: текст

(1)Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта и теории всей предыдущей науки. (2)На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда не бывает простым отрицанием старого. (3)Новое – это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. (4)Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. (5)Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину, поэтому стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного.

Задание 2 12599

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) является отрицание (предложение 1)
2) нельзя согласиться (предложение 2)
3) обобщение (предложение 3)
4) наука (не) смогла бы развиваться (предложение 4)
5) возможен разгул (предложение 5)

Задание 3 18063

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое, осложнённое однородными членами предложения.
2) Предложение 2 сложное бессоюзное.
3) В предложении 3 содержится 2 (две) грамматические основы.
4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным причины.
5) В сложном предложении 5 первая часть содержит составное глагольное сказуемое.

Задание 4 17993

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Обращение отделяется запятой.

Б)  Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

В)  Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

1)  Родина подсолнечника  — Центральная Америка, откуда испанцы вывезли его в Европу в ХVI веке.

2)  В мелколесье юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и берёза  — растут дружно и тесно.

3)  Вид с вала был прекрасный: с одной стороны широкая полянка кончалась лесом, с другой – бежала маленькая речка.

4)  «Ты спрашивала меня, мама?»  — сказал Митя, входя и останавливаясь у порога.

5)  Иногда находило облачко, синее небо голубело, и тёплый воздух становился ещё нежнее и слаще.

Задание 5 17495

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте пропусков которых должны стоять запятые.

Только вечером в весеннем лесу начинаешь понимать (1) что такое настоящая тишина (2) ибо то (3) что мы обычно принимаем за неё (4) есть постоянный и привычный шум. Он как фон радиоволн и помех в наушниках (5) на который не обращаешь внимания (6) улавливая нужный сигнал. Тишина весеннего неодетого леса наполнена голосами птиц (7) шорохом подсыхающей листвы и (8) падающих с ветвей (9) кáпель.

Задание 6 10989

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1) РАЗРЕЖЬТЕ (торт) – в форме повелительного наклонения глагола после шипящих пишется буква Ь.
2) БЕСЦЕЛЬНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.
3) ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный звук находится в ударном слоге.
4) НЕ ВЫУЧЕНЫ (уроки) – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.
5) ИСПУГАННАЯ (птица) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.

Задание 7 18162

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

Девушка р..(1)душно предл..(2)жила мне чаю, но я попросил её сначал..(3) показать мне сад, выр..(4)щенный чуть ли не под самым Полярным кругом. Мы вышли из дома. За калиткой я неожиданн..(5) увидел ябл..(6)ньки, малинник, усыпанный ягод..(7)й. Почувствовав смолистый аромат, я повернул голову налев..(8): там крас..(9)вались кедры.

Задание 8 17912

Раскройте скобки и запишите слово «хлестать» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Я смотрю, как мокрые от дождя ветви деревьев (хлестать) по стёклам окон.

Задание 9 11027

Замените словосочетание «шмелиное жужжание», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

Текст Ю.Я. Яковлева

(1)Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова – Семён и Василий. (2)Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. (3)И, прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются и не дают волю красному карандашу. (4)Они знают, в чём дело.

(5)В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами. (6)Былой цвет определить трудно, словно глаза заволокло дымом, а сквозь дым не видно цвета. (7)На старике солдатская гимнастёрка.

(8)Пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели – ребятня. (9)Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. (10)Более того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке неожиданно зазеленеет листок.

– (11)Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? – спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.

(12)И старик отвечает:
– Прошёл до Берлина…
(13)Пешком. (14)И фамилия моя потому Пешеходов.

– (15)А ты не устал?

– (16)Устал. (17)Что поделаешь! (18)Идёшь, идёшь, и конца не видно. (19)Я своих сыновей так и не догнал.

– (20)Они быстро шли?

– (21)Быстро.

– (22)Пешком?

– (23)Пешком. (24)Они же у меня Пешеходовы… (25)Только сыновья моложе. (26)Ноги у них резвые. (27)Я не поспевал за ними.

(28)Постепенно кружок слушателей увеличивается. (29)Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. (30)Эти заранее знают его ответы, но терпеливо молчат. (31)У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)И каждый хорошо знает свою роль.

– (33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?

– (34)Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик.

– (35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?

– (36)Мои сыновья, Семён и Василий.

– (37)А кто грудью упал на вражескую амбразуру?

– (38)Мои сыновья…

(39)И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:
– Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру?
(40)А там пулемёт?

(41)Нет, не собьёшь старика!

– (42)Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, – невозмутимо отвечает он, и в его глазах, застеленных дымом, проступает такая непоколебимая уверенность, что никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.

(43)А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

– (44)А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?

– (45)Мои сыновья…

– (46)А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?

– (47)Мои сыновья…

– (48)Везде поспевали?

– (49)Везде. (50)Ноги у них молодые. (51)Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.

– (52)Так и не вернулись?

– (53)Так и не вернулись. (54)Спят в могиле.

(55)И тогда кто-то из ребят решается спросить:
– Где их могила?

(56)Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. (57)Он говорит:
– Мои сыновья спят во всех солдатских могилах.
(58)По всей родной земле.

(59)И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!

(По Ю.Я. Яковлеву*)
* Юрий Яковлевич Яковлев (1923–1996) – писатель и сценарист,
автор книг для детей и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.

Задание 10 18325

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Ребятня искренне интересуется рассказами Пешеходова, верит в них, задаёт много вопросов.
2) Сыновья Пешеходова — давние друзья мальчишек.
3) Пешеходов любит общаться не со взрослыми, а с ребятнёй.
4) Сыновей дедушки Пешеходова дети воспринимают как былинных героев.
5) Сыновья Пешеходова похоронены под Сталинградом.

Задание 11 18326

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.

1) В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами.
2) – Прошёл до Берлина… Пешком. И фамилия моя потому Пешеходов.
3) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.
4) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.
5) Так и не вернулись. Спят в могиле.

Задание 12 18327

В предложениях 31–36 найдите антоним к слову «спрашивать». Выпишите этот антоним.

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ
 

Комментарии

Аватар пользователя Гость
Отлично
автор: Гость

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.