ЕГЭ 2024: Вариант 2

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Бромистый метил как фумигант для дезинсекции зерна и зерноперерабатывающих предприятий сегодня не используется. Для их обеззараживания зарегистрированы <…> препараты фосфина. Однако их применение влечёт за собой ряд неудобств и отрицательных последствий. Это и наличие токсичных остатков в зерне и муке, и необходимость перемещать зерно для введения таблеток, генерирующих фосфин, и длительные сроки экспозиции и дегазации, и повышенная пожароопасность фосфина. Поэтому современная наука ведёт поиск альтернатив фосфину.

В течение ряда лет ВНИИ зерна занимается изучением эффективности озона – аллотропной формы кислорода. При самораспаде он превращается в молекулярный и далее в обычный кислород, что делает его экологически чистым средством.

Мы провели оценку биологической эффективности озона в отношении главнейших вредителей зерна и продуктов его переработки. Для этого взрослых насекомых и их личинок размещали в сетчатых садках в специальной камере, через которую продували озоновоздушную смесь с концентрацией озона 1 г/м3.

Полученные данные подтверждают уже имеющиеся сведения о возможности и целесообразности применения озона для уничтожения вредителей хлебных запасов.

Помимо экологичности и высокой эффективности, применение озона отличается и технологическими преимуществами, одним из которых является короткий срок экспозиции. Так, для традиционной фумигации мельницы фосфином приходится выводить её из эксплуатации на 4–5 дней. Если для дезинсекции мельницы использовать озон с концентрацией около 1 г/м3, то весь период обработки не превысит одного дня.

(по М.А. Осману, Г.А. Закладному)

Задание 1 18785

Самостоятельно подберите ограничительно-выделительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите эту ограничительно-выделительную частицу.

Задание 2 18786

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

1)   ПРЕДПРИЯТИЕ. Задуманное, предпринятое кем-н. дело (книжн.). Заманчивое п. Рискованное п.
2)   ПОИСК. Исследование, направленное на получение новых научных результатов. Научный п.
3)   ФОРМА. Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения. Повествовательная ф. Ф. стиха.
4)   ЧИСТЫЙ. Имеющий свободную, открытую, ничем не занятую поверхность. Чистое поле. Чистое небо (без туч). Ч. бланк (не заполненный). Чистая тетрадь (не исписанная).
5)   ОТЛИЧАТЬСЯ. чем. Выделяться каким-н. характерным признаком. О. от всех товарищей. О. сообразительностью.

Задание 3 18787

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1)   Текст ориентирован на специалистов в научной сфере, поэтому характеризуется обилием терминов и терминологических сочетаний (бромистый метил, фумигант, аллотропной формы кислорода).
2)   Авторы текста делятся с читателями собственными мыслями и наблюдениями, выражают субъективную оценку явлений, о которых идёт речь в тексте, и это позволяет отнести текст к публицистическому стилю.
3)   Стандартизированность языка, которым написан текст, проявляется в широком использовании единиц особой лексической группы – канцеляризмов.
4)   В тексте активно используются отглагольные существительные (обеззараживания, оценку, смесь), действительные и страдательные причастия (зарегистрированы, полученные, имеющиеся), что свойственно письменной речи.
5)   В тексте есть сложноподчинённые предложения, а также предложения, осложнённые различными конструкциями (например, обособленным определением, обособленным приложением, однородными членами).

Задание 4 18788

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1)   кормЯщий
2)   кашлянУть
3)   дешевизнА
4)   некрОлог
5)   освЕдомиться

Задание 5 18789

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В душе её вздымались волны, ревел чёрный ураганный ветер, рвалась наружу НЕТЕРПИМАЯ, как от ожога, боль.
Откуда-то взялись оливковые парусиновые туфельки на КОСТЯНЫХ застёжках, такие знакомые…
Но как только поезд отошёл от станции, бабы ДРУЖНОЙ компанией все вместе уверенно подались деревянным переходом через рельсы и куда-то правее леса.
Люди и дома почти на каждом рисунке были ОГОРОЖЕНЫ жёлтыми ровными заборами, обвитыми чёрными линиями колючей проволоки.
Все победители и ДИПЛОМАНТЫ конкурса получили ценные подарки.

Задание 6 18790

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Водитель ждал людей, увидев, что они бегут к остановке, и рад был, что успели, ведь, согласитесь, бессмысленное дело – вести пустой автобус, тормозя на остановках, где никто не выходит и не заходит, будто не существует и никогда не существовало твоего маршрута движения.

Задание 7 18791

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ИССОХШАЯ трава
КРЕПЧАЙШЕГО здоровья
забрать из ЯСЕЛЬ
ЛЯГ на кровать
местные СТОРОЖА

Задание 8 18792

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A)  ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
B)  нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с косвенной речью
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1)   Однажды мне позвонили из полиции и сообщили, что наш магазин то ли разгромили, то ли подожгли и что мне срочно необходимо явиться на место происшествия.
2)   Мягкий чарующий голос плыл по комнате, смешиваясь с запахами чая, мяты и цитруса, преобразуя всё вокруг, делая пространство светлее, ярче, больше, и замер на самой пронзительной нежной ноте.
3)   На другом конце провода сонный голос на мой вопрос, можно ли позвать к телефону Ксению, ответил мне, что ты, приятель, ошибся номером.
4)   Однако оказалось, что он в своей жизни не прыгал не только с парашютом, но и ни разу не летал на самолёте.
5)   Затем приходит моя очередь – кряхтя от усердия, выгребаю наколотые разнокалиберные ледышки сачком и, повинуясь указаниям родителя, с шорохом ссыпаю лёд в сторонку, стараясь не рассыпать.
6)   Возле книжного магазина «Почитателя» в тот день уже сформировалась целая очередь, причём там были как постоянные клиенты, так и новые покупатели.
7)   Но я пилил дрова в охотку, мы перешучивались с хозяином, собирались идти обедать, как появилась по-над логом бабушка из Сисима, обшарила низину не совсем ещё выплаканными глазами и, обнаружив нас, потащилась вниз, хватаясь за ветки.
8)   Возводя стену из кирпича, важно постоянно следить за тем, чтобы вертикаль была ровная, потому что, если стена начинала заваливаться, придётся всё переделывать.
9)   По её словам, после войны дом, уже тогда бывший древним, был немного обновлён, вставив новые рамы и покрасив ветхие стены густой васильковой краской.

Задание 9 18793

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)   к..рикатура, б..гряный, об..яние
2)   непром..каемая (одежда), разг..релся (спор), попл..вок
3)   интелл..гент, (навыки) разв..ваются, обд..лённый (подарками)
4)   кр..мешный, благосл..вение, погл..щать (пищу)
5)   недос..гаемый, тр..сина, посв..щение (другу)

Задание 10 18794

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)   бе..цельный, обе..кураженный, во..хвалять
2)   пр..вратно (истолковать), пр..подать (урок), пр..скорбный (факт)
3)   вз..мать (плату), двух..мпульсный, сверх..дея
4)   без..говорочный, поз..вчера, р..зыскивать
5)   всеоб..емлющий, раз..ярённый, сверх..яркий

Задание 11 18795

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)   удоста..вая (награды), продл..вающий
2)   юрод..вый, глин..стый
3)   (вытереть) досух.., половинч..тый
4)   (путник) обессил..л, алюмини..вый
5)   разгоряч..нное (лицо), девч..нка

Задание 12 18796

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)   замеч..нный (кем-то), обожа..мый
2)   вылин..вшая (ткань), чу..щий (недоброе)
3)   измуч..нный (сомнениями), (трава) колыш..тся
4)   противореч..щий (здравому смыслу), (кошки) мурлыч..т
5)   расстро..вшись (из-за неудачи), (он) мысл..т (логически)

Задание 13 18797

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО.

1) (НЕ)ДОБРАЯ улыбка моего собеседника и даже не его безупречные манеры покорили меня, а необыкновенный голос – бархатный и глубокий.
2) Почерк был настолько (НЕ)РАЗБОРЧИВЫМ, что я едва смог понять содержание письма.
3) (НЕ)РАСПУСТИВШИЙСЯ цветок уже источал тонкий аромат.
4) Несмотря на то что костюм был очень стар, достался он мне (НЕ)ДАРОМ: я отдал за него остатки своих скудных сбережений.
5) (НЕ)МЕДЛЯ ни минуты, Наташа выбежала из дома.

Задание 14 18798

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.

1) Ольга молча смотрела на Виктора (В)УПОР, БУД(ТО) ждала чего-то.
2) ЧТО(БЫ) справиться с наваливавшейся дремотой, Егор походил по комнате, сделал несколько приседаний – всё (БЕЗ)ТОЛКУ.
3) (В)СЛЕДСТВИЕ засухи трава высохла, что (В)ПОСЛЕДСТВИИ привело к многочисленным пожарам.
4) Матвей продолжил обучение (ЗА)ГРАНИЦЕЙ, но после получения диплома ВСЁ(ЖЕ) вернулся в родной город.
5) Сидя на берегу моря, мы увидели (В)ДАЛИ что-то (В)РОДЕ плота с синим парусом.

Задание 15 18799

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Были расклее(1)ы по городу афиши, выпуще(2)ы узкие программы, и точно в объявле(3)ое время в артистической комнате одесского музыкального училища, где обычно устраивались концерты для избра(4)ой публики и вечера поэзии нашей «Зелёной лампы», появился Бунин; он был бледен, изыска(5)о одет, в свежем белье и высоком крахмальном воротничке, между отворотами которого свободно умещалась его острая бородка, не настолько дли(6)ая, чтобы закрыть широкий узел шёлкового галстука – тёмного, с лиловыми разводами рисунка «павли(7)ий глаз» и даже, кажется, жемчужной булавкой.

Задание 16 18800

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)   В антикварной лавке Василий долго разглядывал статуэтки и канделябры и шкатулки.
2)   Перед уходом на рыбалку или на охоту нужно было обязательно запасать возле печки сухие мелко наколотые топором дрова и лучины.
3)   На кожаном угловом диване вечерами мы усаживались всей семьёй и подолгу читали друг другу вслух стихи и прозу любимых авторов.
4)   В подвале уже успели включить весь верхний свет и почему-то именно теперь Данил увидел в самом конце длинного коридора потемневшую от времени деревянную дверь.
5)   Картины моего деда украшали каждую комнату нашего дома и никому из нас даже в голову не приходило заменить их на что-то другое.

Задание 17 18801

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Перебиваясь кое-как со дня на день при помощи бурмистра Якова (1) заменившего прежнего управляющего (2) и (3) оказавшегося впоследствии времени таким же грабителем (4) вспомнил я однажды об одном знакомом соседнем семействе (5) состоявшем из отставной полковницы и двух дочерей (6) велел заложить дрожки и поехал к соседям.

Задание 18 18802

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Нелёгкое задумав дело,
я поведу прямую речь:
ведь (1) всё ж (2) однако (3) не сумела
тебя (4) Россия уберечь.
<…>
Нельзя каким-то словом пошлым
или научным (5) может быть (6)
в суровой правде жизни прошлой (7)
хотя бы (8) слово изменить.

Но (9) есть решающее средство –
его стремительную речь
и строчку каждую наследства
от посягательств уберечь.
(Я.В. Смеляков)

 

Задание 19 18803

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должны стоять запятая(-ые).

Порой путники встречали караван восточных купцов, спешивших добраться до захода солнца в соседний городок (1) за стенами (2) которого (3) их товары находились в относительной безопасности (4) хотя за убежище приходилось платить пошлину у городских ворот и ещё благодарить судьбу (5) что удалось избежать разбоя и грабежа.

Задание 20 18804

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

И Клэр, будучи уверенной в том (1) что горничная будет обижена (2) если её ни о чём не попросят (3) просила принести граммофон с пластинками (4) хотя граммофон вовсе не был нужен (5) и (6) когда горничная уходила (7) он оставался на том месте (8) куда она его поставила (9) и Клэр сейчас же забывала о нём.

Задание 21 18805

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответст-вии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Озеро Медвежье, имеющее статус памятника природы, – самое большое и самое солёное озеро Курганской области, его называют аналогом Мёртвого моря. (2)Длина озера составляет около 10 км, глубина невелика – от 20–50 см до 1,5 м, вода непрозрачная, имеет коричневый оттенок. (3)Конечно, никакой рыбы в Медвежьем нет, там обитает только артемия – небольшой рачок красноватого цвета.

(4)Зимой озеро не замерзает из-за высокой солёности; исключение было зимой 2015–16 года, однако это было связано не с какими-то негативными изменениями на озере, а с внешними факторами: верхний слой опреснился в результате атмосферных осадков в начале зимы, а ударивший мороз сковал озеро льдом.

(5)На дне озера залегает чёрная иловая грязь, её запасы оценивают в 14 млн м3, в год для оздоровительных нужд её добывают примерно 400 м3. (6)Лечебные свойства грязей Медвежьего озера связаны с их тепловыми и пластичными свойствами, наличием сульфидов, высокой минерализацией; местные грязи имеют высокий показатель бактерицидности за счёт высокого содержания сульфидных групп, ионов йода, брома, цинка.

(7)Вода и донные отложения озера обладают целебными свойствами: помимо высокой концентрации солей (преимущественно хлорида натрия), в воде присутствует большое количество микроэлементов, имеются гуминовые кислоты, витамины, гормоны, аминокислоты, жирные кислоты, полисахариды. (8)Водные процедуры оказывают противовоспалительное, обезболивающее, противоаллергическое воздействие, стимулирующее действие на мышцы, кости, суставы, нервную и эндокринную системы, усиливают иммунитет и нормализуют обмен веществ.

(9)По берегам местами встречается ковёр из необычного для Урала травянистого растения – солелюбивого солероса, который может быть окрашен в ярко-зелёный, красный или бордовый цвет.

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

ЕГЭ: текст Екимова Б.П.

(1)В городское наше жильё на шестом этаже любой человек заглянет – сразу к окну, посмотрит, потом вздохнёт, завидуя: «Как у вас хорошо...» (2)Но ведь это не у нас, а там, за окном.

(3)Я и сам знаю, что из просторного, во всю стену, окна открывается картина приглядная. (4)В свою пору зеленеют, желтеют ли тополя да берёзы под окнами, в сквере, дальше – Волга, просторные воды её, синева ли, голубизна, а то и свинцовая стынь, за рекой светит песчаный берег, его косы да отмели, займищный лес – до самого горизонта, потом небо, простор его. (5)Всё это я вижу и, конечно, ценю. (6)Старая мать моя говорит: «Здесь только художнику жить, рисовать...» (7)Она права. (8)Утром проснёшься, в день погожий, – в комнате светло, за окном разгорается заря от нежной алости до пламенного полыханья. (9)Потом солнце встаёт.

(10)Хороший вид из окна. (11)Но всё равно только лишь вид, пейзаж, экран телевизора, хоть и просторней. (12)В посёлке летнее утро начинается по-иному. (13)В комнате зеленоватый сумрак; не от занавесок, а от листвы, той, что снаружи. (14)Проснулся – и вон из дома. (15)Босыми ногами шлёпаешь по деревянным половицам, а потом мягко ступаешь по мокрой от росы ползучей траве, чуя щекочущий её холодок и парное тепло за ночь не остывшей земли.

(16)Выйдя из дома, ныряешь в зелень и цвет: пахучие фиалки возле крыльца, полыхающий костёр цинний. (17)Смородина, виноград, за двором – акация. (18)По тропинке к огороду идёшь, задевая головой и плечами влажные листы и ветви старой раскидистой вишни да сливы, выбираясь на невеликий простор, где картошка да огурцы. (19)Солнце встаёт за деревьями; жёлтые лучи его там и здесь пробиваются через зелень.

(20)Просто – утро, которое не только глазами видишь, но чуешь слухом, чутьём, плечами, босыми ногами, всей плотью и каждой клеточкой пьёшь эту зелень, росу, птичий посвист, солнце, тепло, дух... (21)А всё вместе это называется летнее утро, которого не поймёшь, если будешь глядеть на него из окна, даже очень просторного, во всю стену, такого, как в нашей квартире на шестом этаже.

(22)Нынче – осень, октябрь. (23)Еду в гости, на хутор. (24)Поднявшись на гору, облегчённо вздыхаю и всегда останавливаю машину. (25)Заглушишь мотор, выйдешь.

(26)Обжигающий льдистый ветер, близкой зимы дыханье. (27)Воздух прозрачен, словно молодой лёд. (28)Огромный немереный распах земли и неба. (29)Близко и далеко, и вовсе далеко, но ясно и чётко видятся степные курганы, сияющие белью меловые осыпи, жёлтые пески, сочная зелень далёкого озимого поля, фиолетовая чернота пашни, стылая просинь речной воды, тучи, плывущие от краёв северных, а в прогалах, поминая о лете, голубеет ласковое небо. (30)Проглянет солнце – и суровый осенний мир светит улыбчиво, переливаясь из края в край.

(31)Тишина и покой. (32)Ни людского знака, ни машинного гула. (33)Лишь небо, земля, облака, ветер. (34)Да я – нечаянный соглядатай.

(35)Осень, река – и покой в мире, в душе. (36)Душа ведь не дремлет. (37)И хорошо здесь думается. (38)Никто и ничто не прервёт, даже не заденет долгие нити раздумий: о прошлом, о будущем, о жизни своей и чужой и, конечно, о том великом, что теперь окружает, порой раскрывая свои вечные истины...

(По Б.П. Екимову*)
* Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.)
– русский прозаик и публицист.

Задание 22 18806

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)   Герою-рассказчику очень льстит, когда приходящие в его городскую квартиру отмечают красоту вида из окна.
2)   Мать рассказчика считает, что такой красивый панорамный вид, который открывается из окна их городской квартиры на шестнадцатом этаже, способен вдохновить художника писать картины.
3)   Несмотря на то что рассказчик считает вид из окна своей городской квартиры очень красивым, он убеждён в том, что это всего лишь картина, которая не способна подарить человеку ощущения от пребывания на лоне природы.
4)   Описание летнего утра в сельской местности знакомо герою-рассказчику не понаслышке – он делится своими воспоминаниями.
5)   Рассказчик любит ездить на дачу, расположенную на хуторе неподалёку от города, и старается проводить там не только лето, но и часть осени – до наступления холодов.

Задание 23 18807

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)   В предложении 4 представлено описание.
2)   В предложениях 8, 9 представлено рассуждение.
3)   Содержание предложения 21 противопоставлено содержанию предложения 20.
4)   В предложениях 26–29 представлено описание.
5)   В предложениях 35–38 представлено повествование.

Задание 24 18808

Из предложений 10–15 выпишите один фразеологизм.

Задание 25 18809

Среди предложений 31–38 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова и частицы. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26 18810

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Рассказ Б.П. Екимова “За окном” – это негромкое, но выразительное признание автора в глубокой любви к миру природы. Образность текста обеспечивается использованием большого количества различных средств выразительности. Среди них стоит отметить такие тропы, как (А) _________ (ныряешь в зелень и цвет, костёр цинний в предложении 16) и (Б) _________ (в предложении 27), передающие ощущение автора от описываемого. Такое синтаксическое средство, как (В) _________ (в предложениях 20, 29), делает описание ёмким, детализированным. В свою очередь, употребление в тексте такого лексического средства, как (Г) _________ (приглядная в предложении 3, шлёпаешь в предложении 15), говорит о том, что рассказчик знает особенности сельской жизни».

Список терминов
1)   эпитеты
2)   неологизмы
3)   разговорная и просторечная лексика
4)   метафора
5)   ряды однородных членов предложения
6)   книжная лексика
7)   сравнение
8)   архаизмы
9)   синтаксический параллелизм

Источник: 
СтатГрад, Тренировочная работа 1, вариант 2
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.