ЕГЭ 2024: Вариант 2
- ЕГЭ русский язык, 2024
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
ЕГЭ: текстБромистый метил как фумигант для дезинсекции зерна и зерноперерабатывающих предприятий сегодня не используется. Для их обеззараживания зарегистрированы <…> препараты фосфина. Однако их применение влечёт за собой ряд неудобств и отрицательных последствий. Это и наличие токсичных остатков в зерне и муке, и необходимость перемещать зерно для введения таблеток, генерирующих фосфин, и длительные сроки экспозиции и дегазации, и повышенная пожароопасность фосфина. Поэтому современная наука ведёт поиск альтернатив фосфину. В течение ряда лет ВНИИ зерна занимается изучением эффективности озона – аллотропной формы кислорода. При самораспаде он превращается в молекулярный и далее в обычный кислород, что делает его экологически чистым средством. Мы провели оценку биологической эффективности озона в отношении главнейших вредителей зерна и продуктов его переработки. Для этого взрослых насекомых и их личинок размещали в сетчатых садках в специальной камере, через которую продували озоновоздушную смесь с концентрацией озона 1 г/м3. Полученные данные подтверждают уже имеющиеся сведения о возможности и целесообразности применения озона для уничтожения вредителей хлебных запасов. Помимо экологичности и высокой эффективности, применение озона отличается и технологическими преимуществами, одним из которых является короткий срок экспозиции. Так, для традиционной фумигации мельницы фосфином приходится выводить её из эксплуатации на 4–5 дней. Если для дезинсекции мельницы использовать озон с концентрацией около 1 г/м3, то весь период обработки не превысит одного дня. (по М.А. Осману, Г.А. Закладному) |
||||
Задание 1 18785
Самостоятельно подберите ограничительно-выделительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите эту ограничительно-выделительную частицу. |
||||
Задание 2 18786
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. 1) ПРЕДПРИЯТИЕ. Задуманное, предпринятое кем-н. дело (книжн.). Заманчивое п. Рискованное п. |
||||
Задание 3 18787
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Текст ориентирован на специалистов в научной сфере, поэтому характеризуется обилием терминов и терминологических сочетаний (бромистый метил, фумигант, аллотропной формы кислорода). |
||||
Задание 4 18788
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) кормЯщий |
||||
Задание 5 18789
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. В душе её вздымались волны, ревел чёрный ураганный ветер, рвалась наружу НЕТЕРПИМАЯ, как от ожога, боль. |
||||
Задание 6 18790
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Водитель ждал людей, увидев, что они бегут к остановке, и рад был, что успели, ведь, согласитесь, бессмысленное дело – вести пустой автобус, тормозя на остановках, где никто не выходит и не заходит, будто не существует и никогда не существовало твоего маршрута движения. |
||||
Задание 7 18791
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ИССОХШАЯ трава |
||||
Задание 8 18792
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Задание 9 18793
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) к..рикатура, б..гряный, об..яние |
||||
Задание 10 18794
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) бе..цельный, обе..кураженный, во..хвалять |
||||
Задание 11 18795
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) удоста..вая (награды), продл..вающий |
||||
Задание 12 18796
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) замеч..нный (кем-то), обожа..мый |
||||
Задание 13 18797
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. 1) (НЕ)ДОБРАЯ улыбка моего собеседника и даже не его безупречные манеры покорили меня, а необыкновенный голос – бархатный и глубокий. |
||||
Задание 14 18798
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. 1) Ольга молча смотрела на Виктора (В)УПОР, БУД(ТО) ждала чего-то. |
||||
Задание 15 18799
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Были расклее(1)ы по городу афиши, выпуще(2)ы узкие программы, и точно в объявле(3)ое время в артистической комнате одесского музыкального училища, где обычно устраивались концерты для избра(4)ой публики и вечера поэзии нашей «Зелёной лампы», появился Бунин; он был бледен, изыска(5)о одет, в свежем белье и высоком крахмальном воротничке, между отворотами которого свободно умещалась его острая бородка, не настолько дли(6)ая, чтобы закрыть широкий узел шёлкового галстука – тёмного, с лиловыми разводами рисунка «павли(7)ий глаз» и даже, кажется, жемчужной булавкой. |
||||
Задание 16 18800
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) В антикварной лавке Василий долго разглядывал статуэтки и канделябры и шкатулки. |
||||
Задание 17 18801
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Перебиваясь кое-как со дня на день при помощи бурмистра Якова (1) заменившего прежнего управляющего (2) и (3) оказавшегося впоследствии времени таким же грабителем (4) вспомнил я однажды об одном знакомом соседнем семействе (5) состоявшем из отставной полковницы и двух дочерей (6) велел заложить дрожки и поехал к соседям. |
||||
Задание 18 18802
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Нелёгкое задумав дело, Но (9) есть решающее средство –
|
||||
Задание 19 18803
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должны стоять запятая(-ые). Порой путники встречали караван восточных купцов, спешивших добраться до захода солнца в соседний городок (1) за стенами (2) которого (3) их товары находились в относительной безопасности (4) хотя за убежище приходилось платить пошлину у городских ворот и ещё благодарить судьбу (5) что удалось избежать разбоя и грабежа. |
||||
Задание 20 18804
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). И Клэр, будучи уверенной в том (1) что горничная будет обижена (2) если её ни о чём не попросят (3) просила принести граммофон с пластинками (4) хотя граммофон вовсе не был нужен (5) и (6) когда горничная уходила (7) он оставался на том месте (8) куда она его поставила (9) и Клэр сейчас же забывала о нём. |
||||
Задание 21 18805
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответст-вии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Озеро Медвежье, имеющее статус памятника природы, – самое большое и самое солёное озеро Курганской области, его называют аналогом Мёртвого моря. (2)Длина озера составляет около 10 км, глубина невелика – от 20–50 см до 1,5 м, вода непрозрачная, имеет коричневый оттенок. (3)Конечно, никакой рыбы в Медвежьем нет, там обитает только артемия – небольшой рачок красноватого цвета. (4)Зимой озеро не замерзает из-за высокой солёности; исключение было зимой 2015–16 года, однако это было связано не с какими-то негативными изменениями на озере, а с внешними факторами: верхний слой опреснился в результате атмосферных осадков в начале зимы, а ударивший мороз сковал озеро льдом. (5)На дне озера залегает чёрная иловая грязь, её запасы оценивают в 14 млн м3, в год для оздоровительных нужд её добывают примерно 400 м3. (6)Лечебные свойства грязей Медвежьего озера связаны с их тепловыми и пластичными свойствами, наличием сульфидов, высокой минерализацией; местные грязи имеют высокий показатель бактерицидности за счёт высокого содержания сульфидных групп, ионов йода, брома, цинка. (7)Вода и донные отложения озера обладают целебными свойствами: помимо высокой концентрации солей (преимущественно хлорида натрия), в воде присутствует большое количество микроэлементов, имеются гуминовые кислоты, витамины, гормоны, аминокислоты, жирные кислоты, полисахариды. (8)Водные процедуры оказывают противовоспалительное, обезболивающее, противоаллергическое воздействие, стимулирующее действие на мышцы, кости, суставы, нервную и эндокринную системы, усиливают иммунитет и нормализуют обмен веществ. (9)По берегам местами встречается ковёр из необычного для Урала травянистого растения – солелюбивого солероса, который может быть окрашен в ярко-зелёный, красный или бордовый цвет. |
||||
Прочитайте текст и выполните задания 22-26.
ЕГЭ: текст Екимова Б.П.(1)В городское наше жильё на шестом этаже любой человек заглянет – сразу к окну, посмотрит, потом вздохнёт, завидуя: «Как у вас хорошо...» (2)Но ведь это не у нас, а там, за окном. (3)Я и сам знаю, что из просторного, во всю стену, окна открывается картина приглядная. (4)В свою пору зеленеют, желтеют ли тополя да берёзы под окнами, в сквере, дальше – Волга, просторные воды её, синева ли, голубизна, а то и свинцовая стынь, за рекой светит песчаный берег, его косы да отмели, займищный лес – до самого горизонта, потом небо, простор его. (5)Всё это я вижу и, конечно, ценю. (6)Старая мать моя говорит: «Здесь только художнику жить, рисовать...» (7)Она права. (8)Утром проснёшься, в день погожий, – в комнате светло, за окном разгорается заря от нежной алости до пламенного полыханья. (9)Потом солнце встаёт. (10)Хороший вид из окна. (11)Но всё равно только лишь вид, пейзаж, экран телевизора, хоть и просторней. (12)В посёлке летнее утро начинается по-иному. (13)В комнате зеленоватый сумрак; не от занавесок, а от листвы, той, что снаружи. (14)Проснулся – и вон из дома. (15)Босыми ногами шлёпаешь по деревянным половицам, а потом мягко ступаешь по мокрой от росы ползучей траве, чуя щекочущий её холодок и парное тепло за ночь не остывшей земли. (16)Выйдя из дома, ныряешь в зелень и цвет: пахучие фиалки возле крыльца, полыхающий костёр цинний. (17)Смородина, виноград, за двором – акация. (18)По тропинке к огороду идёшь, задевая головой и плечами влажные листы и ветви старой раскидистой вишни да сливы, выбираясь на невеликий простор, где картошка да огурцы. (19)Солнце встаёт за деревьями; жёлтые лучи его там и здесь пробиваются через зелень. (20)Просто – утро, которое не только глазами видишь, но чуешь слухом, чутьём, плечами, босыми ногами, всей плотью и каждой клеточкой пьёшь эту зелень, росу, птичий посвист, солнце, тепло, дух... (21)А всё вместе это называется летнее утро, которого не поймёшь, если будешь глядеть на него из окна, даже очень просторного, во всю стену, такого, как в нашей квартире на шестом этаже. (22)Нынче – осень, октябрь. (23)Еду в гости, на хутор. (24)Поднявшись на гору, облегчённо вздыхаю и всегда останавливаю машину. (25)Заглушишь мотор, выйдешь. (26)Обжигающий льдистый ветер, близкой зимы дыханье. (27)Воздух прозрачен, словно молодой лёд. (28)Огромный немереный распах земли и неба. (29)Близко и далеко, и вовсе далеко, но ясно и чётко видятся степные курганы, сияющие белью меловые осыпи, жёлтые пески, сочная зелень далёкого озимого поля, фиолетовая чернота пашни, стылая просинь речной воды, тучи, плывущие от краёв северных, а в прогалах, поминая о лете, голубеет ласковое небо. (30)Проглянет солнце – и суровый осенний мир светит улыбчиво, переливаясь из края в край. (31)Тишина и покой. (32)Ни людского знака, ни машинного гула. (33)Лишь небо, земля, облака, ветер. (34)Да я – нечаянный соглядатай. (35)Осень, река – и покой в мире, в душе. (36)Душа ведь не дремлет. (37)И хорошо здесь думается. (38)Никто и ничто не прервёт, даже не заденет долгие нити раздумий: о прошлом, о будущем, о жизни своей и чужой и, конечно, о том великом, что теперь окружает, порой раскрывая свои вечные истины... (По Б.П. Екимову*) |
||||
Задание 22 18806
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Герою-рассказчику очень льстит, когда приходящие в его городскую квартиру отмечают красоту вида из окна. |
||||
Задание 23 18807
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложении 4 представлено описание. |
||||
Задание 24 18808
Из предложений 10–15 выпишите один фразеологизм. |
||||
Задание 25 18809
Среди предложений 31–38 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова и частицы. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). |
||||
Задание 26 18810
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов. «Рассказ Б.П. Екимова “За окном” – это негромкое, но выразительное признание автора в глубокой любви к миру природы. Образность текста обеспечивается использованием большого количества различных средств выразительности. Среди них стоит отметить такие тропы, как (А) _________ (ныряешь в зелень и цвет, костёр цинний в предложении 16) и (Б) _________ (в предложении 27), передающие ощущение автора от описываемого. Такое синтаксическое средство, как (В) _________ (в предложениях 20, 29), делает описание ёмким, детализированным. В свою очередь, употребление в тексте такого лексического средства, как (Г) _________ (приглядная в предложении 3, шлёпаешь в предложении 15), говорит о том, что рассказчик знает особенности сельской жизни». Список терминов |
Источник:
СтатГрад, Тренировочная работа 1, вариант 2
Похожие материалы
Комментарии
Добавить комментарий