ЕГЭ 2024: Вариант 6


- ЕГЭ русский язык, 2024
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
ЕГЭ: текстЯ шутя начал комедию и шутя вызвал столько комической обстановки, столько комических лиц и так понравился мне в ней мой герой, что я бросил форму комедии, несмотря на то что она удавалась, собственно для удовольствия как можно дольше следить за приключениями моего нового героя и самому хохотать над ним. Этот герой мне несколько сродни. Короче, я пишу комический роман, но до сих пор всё писал отдельные приключения, написал довольно, теперь всё сшиваю в целое. Ну вот Вам реляция об моих занятиях: не мог не рассказать. Вы пишете мне кое-что о литературе. За нынешний год я почти ничего не читал. Скажу Вам и свои наблюдения: Тургенев мне нравится наиболее – жаль <…>, что при огромном таланте в нём много невыдержанности. Л.Т. мне очень нравится, но, по моему мнению, много не напишет (впрочем, может быть, я ошибаюсь). Островского совсем не знаю, ничего не читал в целом, но читал много отрывков в разборах о нём. Он, может быть, знает известный класс Руси хорошо, но, мне кажется, он не художник. К тому же, мне кажется, он поэт без идеала. Разуверьте меня, пожалуйста, пришлите мне, ради Бога, что получше из его сочинений, чтоб я мог знать его не по одним критикам. Писемского я читал «Фанфарон» и «Богатый жених» – больше ничего. Он мне очень нравится. Он умён, добродушен и даже наивен; рассказывает хорошо. Но одно в нём грустно: спешит писать. Слишком скоро и много пишет. Нужно иметь побольше самолюбия, побольше уважения к своему таланту и к искусству, больше любви к искусству. Идеи смолоду так и льются, не всякую же подхватывать на лету и тотчас высказывать в книге, спешить высказываться. Лучше подождать побольше синтезу-с; побольше думать, подождать, пока многое мелкое, выражающее одну идею, соберётся в одно большое, в один крупный, рельефный образ, и тогда выражать его. Колоссальные характеры, создаваемые колоссальными писателями, часто создавались и вырабатывались долго и упорно. (По Ф.М. Достоевскому) |
||||
Задание 1 18917
Самостоятельно подберите ограничительно-выделительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите эту частицу. |
||||
Задание 2 18918
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. 1) ГЕРОЙ. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Г. нашего времени. |
||||
Задание 3 18919
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Цель автора — дать профессиональную оценку литературным произведениям живым, понятным читателю языком, поэтому текст относится к научно-популярному подстилю. |
||||
Задание 4 18920
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) поднЯв |
||||
Задание 5 18921
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. В программу работ экспедиции был включён поиск ДЕЙСТВУЮЩИХ вулканов. |
||||
Задание 6 18922
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Воображение играет главную скрипку и в научных, и в художественных творениях, но писатель подвластен лишь ограничениям, наложенным на него самим собой и культурой, в которой он живёт, в то время как из-за плеча учёного всегда смотрят на его деяния коллеги и сама Природа. |
||||
Задание 7 18923
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. подписанные ДОГОВОРЫ |
||||
Задание 8 18924
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Задание 9 18925
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) б..гряное (солнце), б..гатство, ур..внение |
||||
Задание 10 18926
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пр..следователь, пр..высить (скорость), непр..взойдённый (образец) |
||||
Задание 11 18927
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) будн..чный, солн..чный |
||||
Задание 12 18928
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) наде..вшийся (на удачу), помн..щий (наизусть) |
||||
Задание 13 18929
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. 1) Протасов не без основания считал себя цельным человеком, жил открыто, (НЕ)ТАЯ нажитого. |
||||
Задание 14 18930
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. 1) (В)НАЧАЛЕ я не признал в человеке в ватнике (В)МЕСТО пальто, в резиновых сапогах, поношенной стариковской ушанке писателя, которого ставил не ниже Бунина. |
||||
Задание 15 18931
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н. В двух гости(1)ых мебель была с бронзовою отделкою на точё(2)ых ручках и ножках, обитая малиновым штофом и всегда подкрахмале(3)ыми до хруста домотка(4)ыми чехлами; стены были завеше(5)ы стари(6)ыми фамильными портретами; в углублении большой залы, над диваном, висел портрет самого Николая Петровича, в мундире, пудре(7)ом парике с косою, с дерзким выражением холё(8)ого лица, и рядом — портрет Александры Петровны Струйской, тогда ещё молодой, ухоже(9)ой красавицы. |
||||
Задание 16 18932
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) То ли от болезни то ли от природы он был человеком обескураживающе целомудренным и каким-то несовременным. |
||||
Задание 17 18933
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Окончательно ошалев от своих горестных мыслей (1) старуха несколько раз охранительно перекрестилась (2) и (3) обругав себя (4) принялась заваривать (5) славящийся на всю округу ароматом и вкусом (6) чай, воду для которого она кипятила (7) опустив в чайник большую серебряную гирьку (8) припаянную к длинному стержню (9) расписанному замысловатым мелким узором. |
||||
Задание 18 18934
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). И, участвуя в сюжете, я смотрю со стороны, (По Ю. Д. Левитанскому) |
||||
Задание 19 18935
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В то время как (1) Античность и Средние века не замечали (2) насколько прекрасно самому определить своё место во Вселенной (3) Новое время и наше «сегодня» в значительной мере потеряли понимание того (4) что самоопределению человека поставлены сравнительно узкие границы (5) и (6) что человек даже в этих границах (7) обычно жалким образом не справляется со своей задачей. |
||||
Задание 20 18936
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Он поверить не мог (1) что у удачливого Глеба (2) что-то может не заладиться (3) и вспоминал притворно беспечное лицо (4) за которым угадывалась настоящая боль и мольба о помощи (5) но (6) когда раскрыл рот (7) взрослые его оборвали и посмотрели укоризненно и печально. |
||||
Задание 21 18937
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)В XVIII веке, когда российские историки и литераторы почувствовали себя равноправными участниками европейской истории, им захотелось переписать историю России по европейскому образцу. (2)Молодой империи нужна была прежде всего своя Античность: легендарные правители, эпос и мифологический пантеон. (3)Славянское язычество не успело развиться до уровня античного: не было ни сонма богов, ни устойчивых мифов об их иерархии, о деяниях и родственных отношениях. (4)Но историкам XVIII века казалось, что можно и важно доказать, что всё это было, и они по крупицам собирали сведения, и там, где оставались белые пятна, не стеснялись додумывать. (5)Поэт, прозаик и переводчик Григорий Глинка писал в 1804 году в предисловии к своему мифологическому словарю: «И не лучше ли Фидасова Венера с подделанными во вкусе сего знаменитаго древняго мастера руками и ногами, нежели когда б осталось одно только ея туловище, и то, может быть, местами ещё выбитое?» (6)Первые книги, посвящённые российскому и славянскому язычеству, составляли писатели и историки-публицисты. (7)В 1767 году выходит «Краткий мифологический лексикон» Михаила Чулкова, в 1768-м – «Описание древнего славянского языческого баснословия, собранного из разных писателей, и снабденного примечаниями» Михаила Попова. (8)Все они представляют собой словари, где в алфавитном порядке собраны сведения о языческих божествах, которые удалось почерпнуть из источников: трудов Татищева и Ломоносова, латинских хронистов и византийских географов, нескольких летописей, а также живого фольклора. |
||||
Прочитайте текст и выполните задания 22-26.
ЕГЭ: текст Водолазкина Е.Г.(1)Придя в Пушкинский Дом четверть века назад, на большом дубовом шкафу, служащем в Отделе древнерусской литературы доской объявлений, я увидел примечательный документ. (2)Он был озаглавлен «Не рекомендуется» и подписан заведующим Отделом Д. С. Лихачёвым. (3)Своим сотрудникам Дмитрий Сергеевич не рекомендовал «1. Говорить и писать "информация“ там, где можно просто сказать "сведения“ ; 2. Говорить и писать "практически“ там, где можно сказать "по большей части“, "в большинстве случаев“ и т. д.». (4)Напечатав первые строки на машинке, Лихачёв затем продолжал список от руки, регулярно добавляя в него очередные пункты. (5)Со временем этот список сменился другим, обновлённым, и по просьбе заведующего все мы приняли участие в его составлении. (6)Там оказались слова «качественно» в значении «высококачественно», «переживать» в значении «волноваться», «волнительно» и много чего другого. (7)На одном из моих первых докладов в Пушкинском Доме Лихачёв также попросил меня не употреблять выражение «честно говоря» («Разве всё остальное вы говорите нечестно?» — спросил академик). (8)Поблагодарив за поправку, я (честно говоря) испытал в тот момент некоторые сомнения в её справедливости. (9)А теперь, спустя годы, соглашаюсь: есть в этом выражении какое-то жеманство. (10)В целом же, как я теперь понимаю, содержание всех тогдашних списков и поправок отражало относительно благополучное состояние языка накануне больших перемен. (11)Вспоминая, как строго Дмитрий Сергеевич следил за нашей речью, я не могу представить себе человека, имеющего большее право наставлять в области русского языка. (12)Лихачёву оно было дано не одним лишь его научным и общественным статусом. (13)Это было особое право того, кто за любовь к буквам отсидел срок на Соловках: внимание обвинителей привлёк его доклад «О некоторых преимуществах старой русской орфографии». (14)Того, кто, в сущности, олицетворял собой понятие нормы — и в речи, и в жизни. (15)Нормы в её глубинном, я бы сказал, основополагающем смысле. (16)Говорил и писал Лихачёв очень просто, так просто, как это может позволить себе человек, мысль которого уже не нуждается в орнаменте. (17)Размышления о современном состоянии русского языка я не случайно начал с упоминания о Лихачёве. (18)Говоря об изменениях, произошедших в нашей речи за последние два десятилетия, для со(противо)-поставления мне хотелось предложить нечто из области бесспорного — чтобы не потерять масштаба. (19)Что же до списка нерекомендованных слов, то он в нашем отделе больше не висит. (20)Не потому, что кто-то из нас стал относиться к языку менее внимательно. (21)Просто этих слов возникло такое множество, что никакого шкафа для них теперь не хватит. (22)В области русской речи произошло землетрясение. (23)Если учесть наплыв новой лексики, можно говорить и о потопе — как кому нравится. (24)Важно следующее: то, что в общественно-политической сфере фиксировалось как изменение строя, распад СССР, перемены в структуре общества, миграция населения, новая фаза научно-технической революции и т. д., — имело и своё языковое измерение. (25)Потрясения в области языка оказались не меньшими, чем на полях сражений, потому что во всех без исключения сферах бытия люди пользовались языком. (26)В девяностые годы пресловутое бытие наотрез отказалось определяться сознанием. (27)Оно вышло из-под контроля, стало на дыбы и рухнуло на наше бедное сознание с его главным инструментом — языком. (28)Теперь, когда пыль, что называется, осела, вполне уместно оценить возникшие в языке изменения и подумать, как нам с ними быть. (По Е. Г. Водолазкину*) |
||||
Задание 22 18938
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Д.С. Лихачёв рекомендовал своим сотрудникам не использовать иноязычную лексику там, где можно было использовать исконно русскую. |
||||
Задание 23 18939
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов. 1) Предложение 4 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 3. |
||||
Задание 24 18940
Из предложений 26–27 выпишите один фразеологизм. |
||||
Задание 25 18941
Среди предложений 11–16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). |
||||
Задание 26 18942
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов. «Восхищение академиком Д. С. Лихачёвым писатель выражает с помощью такого тропа, как (А)_________ ("мысль… не нуждается в орнаменте" в предложении 16), и такого синтаксического средства, как (Б)__________ (в предложениях 12, 14). Такой приём, как (В)__________ (в предложениях 8−9), говорит о сильном влиянии наставника на рассказчика, свидетельствует об уважении, пронесённом сквозь годы. Однако светлые воспоминания сменяются сдержанной тональностью учёного, когда заходит речь о современности, и для последнего фрагмента характерно использование такого лексического средства, как (Г)_________ ("фиксировалось" и "миграция" в предложении 24, "бытие" в предложении 26)». Список терминов 1) книжная лексика |
Источник:
СтатГрад, Тренировочная работа 3, вариант 2