ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 16

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

После встречи в поезде с художником я приехал в Ленинград. Снова открылись передо мной торжественные ансамбли его площадей и пропорциональных зданий.

Я подолгу всматривался в них, стараясь разгадать их архитектурную тайну. Она заключалась в том, что <...> здания производили впечатление величия, на самом же деле они были невелики. Одна из самых замечательных построек – здание Главного штаба, вытянутое плавной дугой против Зимнего дворца, – по своей высоте не превышает четырёхэтажного дома. А между тем оно гораздо величественнее любого современного высотного дома.

Разгадка была простая. Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений: оконных наличников, барельефов.

Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус – это прежде всего чувство меры.

Я уверен, что эти же законы соразмерности частей, отсутствия всего лишнего, простоты, при которой видна и доставляет истинное наслаждение каждая линия, – всё это имеет некоторое отношение и к прозе.

Писатель, полюбивший совершенство классических архитектурных форм, не допустит в своей прозе тяжеловесной и неуклюжей композиции. Он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка.

Композиция прозаической вещи должна быть доведена до такого состояния, чтобы нельзя было ничего выбросить и ничего прибавить без того, чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событий.

(По К.Г. Паустовскому)

Задание 1 19023

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это местоимение.

Задание 2 19024

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) АНСАМБЛЬ. Исполнительский коллектив (певцов, музыкантов, а также состав исполнителей). А. песни и пляски.
2) ПРОСТОЙ. полн. ф. Не лучшего качества, грубый по обработке. П. помол. П. холст (небелёный). Простые чулки (хлопчатобумажные).
3) ЧИСЛО. кого-чего. Количество считаемого, поддающегося счёту. Ч. собравшихся. Значительное ч. ошибок. Отряд числом в двадцать человек (в числе двадцати человек). Большое ч. людей.
4) ВКУС. Чувство, понимание изящного, красивого. Тонкий в. Одеваться со вкусом. На чей-нибудь вкус, в чьём-нибудь вкусе (с точки зрения чьих-нибудь мнений об изящном, красивом).
5) ДОСТАВЛЯТЬ. что. Обеспечивать, предоставлять, приносить (то, что названо существительным). Д. удовольствие, неприятность. Д. много хлопот.

Задание 3 19025

Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Текст написан в научном стиле; цель автора – подробно описать важнейшие архитектурные особенности здания Главного штаба.
2) Лексика, употребляемая автором, стилистически однородна: в тексте отсутствуют эмоционально-оценочные слова и слова в переносном значении, используются исключительно математические термины (дугой, пропорций, линия и др.).
3) С помощью эпитетов («тяжеловесной и неуклюжей композиции») автор показывает, чего следует избегать в прозаическом произведении.
4) Выразительность текста обеспечивается в том числе синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения (величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений; он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка; чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событий).
5) Передавая своё представление о композиции прозаического произведения, автор не только сравнивает прозу с архитектурой, но и восхищается совершенством классических архитектурных форм.

Задание 4 19049

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) аэропортЫ
2) согнУтый
3) позвалА
4) дЕфис
5) вероисповЕдание

Задание 5 19119

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Наш отец был СКРЫТЫМ, молчаливым человеком.
РИТМИЧНЫЙ, однообразный труд противоположен писательству, если оно понимается как творчество.
Легендарный американский боксёр по-прежнему считается одним из самых ТЕХНИЧНЫХ тяжеловесов.
Горизонт был затянут ДОЖДЕВЫМИ облаками.
М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.

Задание 6 19216

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Найдя подходящую скалу, из которой можно было вырубить цельный монолит нужного размера, египтяне обтёсывали камень с трёх сторон –– так, что его оставалось отделить от скалы только снизу.

Задание 7 10796

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

самый МОЛОДОЙ сотрудник
нет ЗАМОРОЗКОВ
много спелых ВИШЕН
следы на СНЕГУ
он более УГРЮМЕЕ

Задание 8 19327

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) нарушение видо-временно́й соотнесённости глагольных форм
Г) неправильное употребление падежной формы имени существительного с предлогом
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) Люди, никогда не бывавшие в холодных странах, обычно не готовы к встрече с суровой природой.
2) Когда вы определяете значение непонятных слов, учитывайте контекст.
3) Эта история произошла вопреки нашего желания, случайно.
4) И в наши дни чеховские пьесы во многом остаются сложными для постановки, требовавшие когда-то реформы всей театральной системы.
5) На протяжении всего своего развития русская классическая литература была трибуной, с которой передовые мыслители обращались к народу.
6) Когда в сознании поэта только рождается рифма, он почувствовал творческий подъём.
7) О том, как сложилась научная судьба известного лингвиста А.А. Потебни, вы можете узнать из книги В.Ю. Франчук «А.А. Потебня», вышедшей в серии «Людей науки».
8) Изучив в школьные годы «Горе от ума», «Евгения Онегина», мы на всю жизнь утверждаемся во мнении, что эти произведения нам хорошо знакомы.
9) Входя в мир пушкинских идей и образов, многое может пригодиться нам в жизни.

Задание 9 19802

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) словосоч..тание, выб..рать , пр..стиж
2) заж..гать, г..мназисты, соб..рающий
3) в..ртеть, т..рминология, конс..рвировать
4) рекл..мировать, сбал..нсированный, асф..льтированный
5) п..лисадник, б..снописец, изд..вать

Задание 10 20075

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..амурский, пр..бытие, пр..крепить
2) без..сходный, супер..гра, под..скать
3) и..кажённый, бе..жалостный, ни..послать
4) на..кусить, по..твердить, пре..писание
5) п..играть, н..рисовал, не..тъемлемый

Задание 11 20175

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) утрат..в (силу), толщ..на
2) размеж..ваться, кож..ный (ремень)
3) вити..ватый, гор..вать
4) неряшл..во, скромн..нький
5) суч..к, издавн..

Задание 12 20746

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) обид..вшийся (на всех), повер..вший в чудо
2) обла..нный (собакой прохожий), исследу..мый (вопрос)
3) трепещ..щий (от страха), (волны) грохоч..т
4) (геологи) ищ..т, хлопоч..щая (за сына)
5) (он) выжив..т, выкач..нный (из гаража автомобиль)

Задание 13 21327

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) (НЕ) РАЗ весной мы видели пышные соцветия калины.
2) (НЕ) ПОЛУЧИВ согласия на брак, влюблённые решили венчаться тайно. 
3) (НЕ) КАЖДЫЙ может точно сформулировать свою мысль.
4) В (НЕ) БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо. 
5) Меня тянуло в какой-нибудь маленький городок, где (НИ) ЧТО не помешает работать.

Задание 14 20790

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО.

1) Разве не шедевр величавый перелёт журавлей по неизменным (В)ТЕЧЕНИЕ многих тысячелетий воздушным дорогам (НА)ВСТРЕЧУ солнцу?
2) ЧТО(БЫ) не опоздать в аэропорт, пришлось остановить попутную машину, ПОТОМУ(ЧТО) автобусы с утра не ходили.
3) (ВО)ВРЕМЯ морского путешествия, вглядываясь в пелену туманов, Матвей (КАК)БУДТО искал там своё место и своё будущее.
4) Новые модели (В)ТЕЧЕНИЕ декабря экспонировались в столице, а в январе выставка отправилась (ЗА)ГРАНИЦУ.
5) ТАК(КАК) художник свободно выбирает приёмы изображения, то он (В)ПРАВЕ быть независимым в своём творчестве.

Задание 15 20890

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Подпоручик Ромашов, главный герой повести, сомневается в осмысле(1)ости самого существования армии – с её уставами, учениями, гарнизо(2)ой и казарме(3)ой повседневностью.

Задание 16 20950

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Иногда мелькнёт стайка дельфинов или одинокая белая чайка.
2) Дельтаплан получил огромную популярность из-за необычайной простоты и лёгкости конструкции.
3) Экология занимается исследованием отношений животных и растительных организмов и их сообществ между собой и окружающей средой.
4) Человек оценил в собаке как неприхотливость так и выносливость.
5) В комнате молчали и было слышно лишь уличный шум за окном.

Задание 17 21060

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Торжествуя (1) и смеясь (2) катилось по верхушкам сосен (3) обрамляющих околицу (4) солнце (5) обещая долгий и счастливый летний день.

Задание 18 21175

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В музыке Бетховена (1) конечно (2) и в самом деле есть нечто особенное. Волевой взмах палочки дирижёра – и в зал (3) как будто (4) ворвалась неистовость творца великой музыки.

Задание 19 21257

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Через четверть часа (1) когда (2) над нашими головами разразилась гроза и лес точно застонал от раскатов грома (3) у нас в балагане загорелся огонёк (4) свет (5) от которого (6) осветил наши лица.

Задание 20 21354

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Генерал заметил в лице супруги на этот раз что-то слишком особенное (1) и (2) хотя он ещё накануне предчувствовал (3) что так именно и будет (4) но всё-таки теперь он опять струсил.
(По Ф.М. Достоевскому)

Задание 21 21500

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В 1974 году вышел первый путеводитель по Золотому кольцу России. (2)Маршрут был такой: Москва – Сергиев Посад – Переславль-Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Иваново – Суздаль – Владимир – Москва. (3)Общая протяжённость маршрута – пятьсот сорок километров. (4)Советские люди считали за честь совершить путешествие по страницам истории Древней Руси – по Золотому кольцу. (5)В 90-х годах наблюдался заметный спад внутреннего туризма – на общем фоне снизилась посещаемость и городов Золотого кольца. (6)Но постепенно ситуация менялась в лучшую сторону, и на сегодняшний день маршрут «Золотое кольцо России» – один из развитых туристических маршрутов – вновь пользуется заслуженной популярностью.

Задание 22 21509

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Досталась им буханка светлого хлеба — радость! Сегодня фильм хороший в клубе — радость! Двухтомник Паустовского в книжный ма­газин привезли — радость!
    (А. Солженицын)
Б) Мелькают мимо будки, бабы,
    Мальчишки, лавки, фонари,
    Дворцы, сады, монастыри,
    Бухарцы, сани, огороды…
    (А.С. Пушкин)
В) Луна скользит блином в сметане.
    (Б. Пастернак)
Г) Ветви старых елей обросли сизыми бородами лишайника.
    (В. Полторацкий)
Д) На наших глазах умирали товарищи,
    По-русски рубаху рванув на груди.
    (К.Симонов)

1) эпифора
2) гипербола
3) метафора
4) аллитерация
5) антитеза
6) бессоюзие
7) парцелляция
8) оксюморон
9) сравнение

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Распутина В. Г. 

(1)И всё-таки у Природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, которые отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. (2)Таков, вне всякого сомнения, и Байкал. (3)Не зря его называют жемчужиной Сибири. (4)Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5)Байкал славен и свят другим: своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, неподвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

(6)Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли вдоль берега по старой Кругобайкальской дороге, одному из самых красивых и ярких мест южного Байкала. (7)Был август – лучшее, самое благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками. (8)Когда солнце до блеска высвечивает снова выпавший снег на дальних гольцах в Саянах, которые представляются глазу во много раз ближе, чем они есть в действительности. (9)Когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, спокойно, набираясь сил для осенних штормов. (10)Когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость...

(11)А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист, и далеко в воде поблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с озера.

(12)Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. (13)Я продолжал говорить. (14)Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камешек, до которого затем при замере оказалось больше четырёх метров. (15)Товарищ принял этот случай безучастно. (16)Несколько уязвленный, я сообщил, что в Байкале удаётся видеть и за сорок метров – и, кажется, прибавил, но он и этого не заметил, точно в Москве-реке, мимо которой он ездит в машине, такое возможно сплошь и рядом. (17)Только тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести – триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, – больше, чем удивлён, он уже не удивится.

(18)Он был полон, как говорится, с крышкой.

(19)Помню, его доконала в тот день нерпа. (20)Она редко подплывает близко к берегу, а тут, как по заказу, нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся подсвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. (21)Она, разумеется, тотчас ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго. (22)Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами – в нём всё крупно, всё широко, привольно и загадочно, а он, напротив, возвышает его. (23)Редкое чувство приподнятости и одухотворённости испытываешь на Байкале, словно в виду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий, и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета всего сущего. (24)Ты уже тем, кажется, отмечен и выделен, что стоишь на этом берегу, дышишь этим воздухом и пьёшь эту воду.

(25)Вернувшись однажды с обычной прогулки, Л. Н. Толстой записал: «Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? (26)Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра».

(По В. Г. Распутину*)
* Валентин Григорьевич Распутин (1937–2015) –
русский советский писатель и публицист, общественный деятель;
один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы».

Задание 23 21666

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Все природные объекты в равной степени обладают великой властью над человеком.
2)  Рассказчик побывал со своим товарищем на Байкале ранней осенью.
3)  Самым благодатным временем на Байкале рассказчик считает август.
4)  Впервые автор оказался на Байкале в студенческие годы.
5)  Байкал имеет особенность подавлять человека своим величием и размерами.

Задание 24 21667

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 1-4 представлено рассуждение.
2)  В предложениях 7-10 содержится описание.
3)  Предложение 15 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 14.
4)  В предложениях 19-21 представлено повествование.
5)  Предложения 23 и 24 противопоставлены по содержанию.

Задание 25 21668

Из предложений 12-16 выпишите один фразеологизм.

Задание 26 21669

Среди предложений 1-10 найдите такое⁠(-ие), которое⁠(-ые) связано⁠(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер⁠(а) этого⁠(-их) предложения⁠(-ий).

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ